Цели урока:
- ввести понятие числового и буквенного выражений; научить находить значение выражений; повторить чтение и запись выражений, название компонентов при вычитании и сложении; закрепить вычислительные навыки;
- развивать внимание, вычислительные способности, логическое мышление; учить анализировать и делать выводы;
- воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников; учить работать в группах.
Оборудование: дидактические карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка изученного материала
– Что умеем делать к сегодняшнему уроку?
Применяя свойства вычитания и сложения, найти
пропущенные числа.
(Числа записаны на карточках, на магните их
прикрепляем на *).
29 + 14 + * =58 (15)
50 + 26 + 74 + * = 175 (25)
(250 + * ) + 250 +18 = 530 (12)
218 – 18 – * = 100 (100)
147 – * + 53 = 150 (50)
– Как бы вы одним словом назвали полученные
записи? Почему вы так думаете? Кто прав?
– Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, что в
математике называют выражением, и на какие виды
их можно разделить.
Записать тему урока.
III. Работа в группах
Каждая группа получает на карточке две задачи. К каждой задаче необходимо составить выражение и решить ее. Каждая группа записывает выражения на листочке своего цвета, при анализе сразу видно, какая группа составила данное выражение. Представитель от группы помещает листочки с записанными выражениями на доску с помощью магнитов.
Примеры карточек:
Группа 1
Составить выражение для решения задачи и найти
его значение.
1. Васе 10 лет, а папа старше Васи на 25 лет. Сколько
лет папе?
2. В двух товарных составах m вагонов. В
одном из них 116 вагонов. Сколько вагонов в
другом составе.
Группа 2
Составить выражение для решения задачи и найти
его значение:
1. Книга стоит 72 рублей, а ручка дешевле на
48рублей.Сколько стоит ручка?
2.Один поезд движется со скоростью 80км/час, а
второй на x км/час медленнее. С какой скоростью
движется второй поезд?
Группа 3
Составить выражение для решения задачи и найти
его значение.
1. В один детский сад привезли 48кг фруктов , что
на 18 кг меньше, чем привезли во второй детский
сад. Сколько всего килограмм фруктов привезли
в два детских сада.?
2. Женя на рыбалке поймал 13 рыб, а Саша на a
большее. Сколько рыб поймали Саша и Женя?
Записанные на доске выражения анализируем.
– Есть ли что-то общее в полученных записях? На какие группы вы бы разбили полученные выражения? Что общего у выражений каждой группы? Из чего они состоят? Какое название для каждой группы вы бы предложили?
Название выражений учащиеся записывают в тетради и записывают примеры выражений каждой группы.
– В каких числовых выражениях можно опустить
скобки? В каких нельзя?
– Чему равно значение числовых выражений? Как
найти значение буквенных выражений?
Предлагается найти значение каждого буквенного выражения при данных значениях буквы. Значения букв записаны на карточках m=225; x= 5, a =7. Каждой группе предлагается объяснить полученный результат.
– Предлагаю вернуться к выражениям, с которых был начат урок. Можно ли данные записи назвать выражениями? К какому виду их можно отнести?
Каждому учащемуся предлагается оценить себя по пятибалльной шкале, на сколько он понял, что такое выражение и на какие виды их можно разделить.
IV. Чтение и запись выражений
– Продолжаем работу над выражениями.
На доске даны выражения, записанные в два столбика:
(18 – 7) + 14 | (а + 56) – 32 |
(х – 75) + 16 | (m + 99) – (32 +5) |
(x – 13) + (b – 86) | (86 + 53) – (k + 7) |
(x – y) + (m – n ) | (c + 3) – (d + 8) |
– Как вы думаете, почему выражения записали в разные столбики? Как бы вы назвали выражения первого столбика? Как бы вы назвали выражения второго столбика? Как называют компоненты при сложении? Как называют компоненты при вычитании? Для каждого выражения предложить назвать слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое.
Тест
1. Выражение (243 + b) * 63 называется:
а) буквенным; б) числовым; в) другое название.
2. При a = 83 значение выражения (124 + a) – 16 равно:
а) 108; б) 184; в) 191.
Все на местах выполняют данный тест. (В это время один ученик работает на обратной стороне доски).
Проверяем выражения, исправляем ошибки.
V. Математическое лото
Каждой группе предлагается найти значение буквенного выражения при данном значении буквы. Выражения записаны на разрезных карточках. Варианты ответов записаны на большой карте на доске.
75 |
490 |
2 |
56 |
232 |
27 |
39 |
303 |
Учащиеся прикрепляют свою карточку на свой вариант ответа.
Примеры выражений:
1 группа а) х : 5 + 64 при х = 55; |
2 группа а) (m + 114) : 4
при m = 110; |
3 группа а) (х – 45) + 97 при х = 180; |
Задания для оставшихся двух чисел:
1) При каком значении буквы значение выражения равно 10?
7 • а – 4 = 10 (а = 2)
2) При каком значении буквы значение выражения равно 27?
35 – в • 2 = 27 (в=4)
Перевернув карточки, получим картинку.
– Что вам известно о этих цветах?
VI. Итог урока
Представителю от каждой группы предлагается
оценить работу группы.
Каждому ученику предлагается оценить себя, на
сколько он знает, какие выражения бывают, на
какие виды их можно разделить, на сколько он
умеет находить значения числовых и буквенных
выражений.
VII.Задание на дом: № 37, № 39.