Освоение содержания музыкальной культуры ребенка принципами детоцентризма компетентностного образования

Разделы: Музыка


Цели:

  • Помочь учащимся освоить понятие «драматические жанры» в музыке. Содействовать дальнейшему продвижению музыки к чувствам учащихся.
  • Развивать музыкальное восприятие и воображение.
  • Воспитывать умение противостоять конфликтам внешним и внутренним.

Оборудование: CD-МХК, 10-11кл. ЗАО «Инфостудия Экон» 2004г.

Дидактические материалы к учебному занятию:

  • портреты композиторов Чайковского, Прокофьева, Бернстайна.
  • гр. запись фрагментов симфонической увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта», балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и мюзикла Бернстайна «Вестсайдская история».
  • хрестоматия по музыке 7, 8 кл. стр.

Ход урока

I. Орг. Момент. Приветствие: «Взяли ручки, открыли тетради, записали число и приготовились…

II. Актуализация: задание учащимся: …слушать, записывать или отмечать символами те образы, которые я вам сейчас наиграю»

(учитель наигрывает на фортепьяно фрагменты из увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта»)

– Кто прочтёт «написанное»? Знакомы? Откуда? Из какого произведения?

III. Изучение нового материала.

– Чайковский писал «Увертюру» к крупному сценическому жанру, как вы думаете, к какому: опере или балету? – ведь он был мастером и того и другого, (предполагаемый ответ) но, закончив увертюру, решил, что замысел его осуществился...

– А 2 композитора XX в. разных стран воплотили его задумку, не сговариваясь, разделив между собою жанры.

– Я предлагаю вам составить таблицу из 3-х граф:

(на доске)

1

2

3

Чайковский

 

 

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

 

 

Симфоническая музыка

 

 

– Чтобы справиться с сегодняшней проблемой, уточним: сюжет будет один (какой?)

Предполагается ответ: Шекспир «Ромео и Джульетта»

– Основа драматургии? (конфликт)

– Мы выявили сходство этих жанров, а в чём будут различия? (танцевальность, песенность)

а) ЦОРCD-МХК, 10-11кл. ЗАО «Инфостудия Экон» 2004г. 

(прослушивание 2-х фрагментов из балета Прокофьева)

– И так, запишите во вторую графу жанр, в котором наш сюжет воплотился у этого композитора. Что у вас получилось? (балет, т.к. музыка пронизана танцевальностью)

1

2

3

Чайковский

Прокофьев

 

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Балет «Ромео и Джульетта»

 

Симфоническая музыка

Балетно-симфоническая

 

б) ЦОРCD-МХК, 10-11кл. ЗАО «Инфостудия Экон» 2004г.

(прослушивание 2-х фрагментов из мюзикла Бернстайна «Вестсайдская история»)

– К какому жанру вы отнесёте это произведение? Почему? (к опере, т.к. использованы голоса солистов)

1

2

3

Чайковский

 

Бернстайн

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

 

«Вестсайдская история»

Симфоническая музыка

 

Опера-мюзикл

IV. Итог урока

– По стилю музыкального языка авторы музыки современники или кто-то старше, а кто-то младше? Почему? (2-й автор младше, т.к. его музыка пронизана джазовыми интонациями) Во 2-й половине XX века появился новый жанр на основе оперы и балета – мюзикл.

Демонстрация портретов композиторов Чайковского, Прокофьева и закрытый белым листом портрет Бернстайна, только с надписью его фамилии.

– С этими композиторами вы уже знакомы, назовите их имена

1) – запишите в таблицу недостающие фамилии так, как вам подсказывает ваша музыкальная интуиция и полученные знания

2) – отметьте знаком того композитора, чувства героев которого ближе вам по духу

3) – другим знаком, с которым вы более согласны в решении конфликта

4) – опираясь на запись, поделитесь тем, что у вас получилось, обоснуйте

V. Д/З. Найдите портрет, биографию и другие материалы о Бернстайне и его творчестве.

Полный текст работы «Освоение содержания музыкальной культуры ребёнка через реализацию педагогом принципов детоцентризма в рамках компетентностного образования» представлен в Приложении.