Цели:
- Помочь учащимся освоить понятие «драматические жанры» в музыке. Содействовать дальнейшему продвижению музыки к чувствам учащихся.
- Развивать музыкальное восприятие и воображение.
- Воспитывать умение противостоять конфликтам внешним и внутренним.
Оборудование: CD-МХК, 10-11кл. ЗАО «Инфостудия Экон» 2004г.
Дидактические материалы к учебному занятию:
- портреты композиторов Чайковского, Прокофьева, Бернстайна.
- гр. запись фрагментов симфонической увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта», балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и мюзикла Бернстайна «Вестсайдская история».
- хрестоматия по музыке 7, 8 кл. стр.
Ход урока
I. Орг. Момент. Приветствие: «Взяли ручки, открыли тетради, записали число и приготовились…
II. Актуализация: задание учащимся: …слушать, записывать или отмечать символами те образы, которые я вам сейчас наиграю»
(учитель наигрывает на фортепьяно фрагменты из увертюры Чайковского «Ромео и Джульетта»)
– Кто прочтёт «написанное»? Знакомы? Откуда? Из какого произведения?
III. Изучение нового материала.
– Чайковский писал «Увертюру» к крупному сценическому жанру, как вы думаете, к какому: опере или балету? – ведь он был мастером и того и другого, (предполагаемый ответ) но, закончив увертюру, решил, что замысел его осуществился...
– А 2 композитора XX в. разных стран воплотили его задумку, не сговариваясь, разделив между собою жанры.
– Я предлагаю вам составить таблицу из 3-х граф:
(на доске)
1 |
2 |
3 |
Чайковский |
|
|
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» |
|
|
Симфоническая музыка |
|
|
– Чтобы справиться с сегодняшней проблемой, уточним: сюжет будет один (какой?)
Предполагается ответ: Шекспир «Ромео и Джульетта»
– Основа драматургии? (конфликт)
– Мы выявили сходство этих жанров, а в чём будут различия? (танцевальность, песенность)
а) ЦОРCD-МХК, 10-11кл. ЗАО «Инфостудия Экон» 2004г.
(прослушивание 2-х фрагментов из балета Прокофьева)
– И так, запишите во вторую графу жанр, в котором наш сюжет воплотился у этого композитора. Что у вас получилось? (балет, т.к. музыка пронизана танцевальностью)
1 |
2 |
3 |
Чайковский |
Прокофьев |
|
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» |
Балет «Ромео и Джульетта» |
|
Симфоническая музыка |
Балетно-симфоническая |
|
б) ЦОРCD-МХК, 10-11кл. ЗАО «Инфостудия Экон» 2004г.
(прослушивание 2-х фрагментов из мюзикла Бернстайна «Вестсайдская история»)
– К какому жанру вы отнесёте это произведение? Почему? (к опере, т.к. использованы голоса солистов)
1 |
2 |
3 |
Чайковский |
|
Бернстайн |
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» |
|
«Вестсайдская история» |
Симфоническая музыка |
|
Опера-мюзикл |
IV. Итог урока
– По стилю музыкального языка авторы музыки современники или кто-то старше, а кто-то младше? Почему? (2-й автор младше, т.к. его музыка пронизана джазовыми интонациями) Во 2-й половине XX века появился новый жанр на основе оперы и балета – мюзикл.
Демонстрация портретов композиторов Чайковского, Прокофьева и закрытый белым листом портрет Бернстайна, только с надписью его фамилии.
– С этими композиторами вы уже знакомы, назовите их имена
1) – запишите в таблицу недостающие фамилии так, как вам подсказывает ваша музыкальная интуиция и полученные знания
2) – отметьте знаком того композитора, чувства героев которого ближе вам по духу
3) – другим знаком, с которым вы более согласны в решении конфликта
4) – опираясь на запись, поделитесь тем, что у вас получилось, обоснуйте
V. Д/З. Найдите портрет, биографию и другие материалы о Бернстайне и его творчестве.
Полный текст работы «Освоение содержания музыкальной культуры ребёнка через реализацию педагогом принципов детоцентризма в рамках компетентностного образования» представлен в Приложении.