Оборудование:
- интерактивная доска
- персональные компьютеры для детей
- мультимедийная авторская презентация
- СD диск “Начальная школа. Русский язык Кирилла и Мефодия”
Цели педагогической деятельности: познакомить с ролью местоимений в речи; формировать умение распознать их в тексте, правильно употреблять; обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.
Предметные результаты: обучающиеся научатся: распознавать местоимения в тексте и правильно их употреблять; обучающиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст из рассказа К.Паустовского), изменять местоимения по числам и падежам; выполнять задания в интерактивном режиме, т.е на персональных компьютерах с автоматической проверкой всех заданий.
Метапредметные результаты
- Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
- Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
- Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.
- Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.
Ход урока
1. Организационный момент. Подготовительная работа (настрой на работу)- 1 слайд.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.
Самомассаж. Дыхательная гимнастика (под спокойную музыку):
- наклоните голову вперёд, достав подбородком до груди, затем назад;
- наклоните голову к правому плечу, пытаясь коснуться его ухом, а затем к левому плечу;
- поглаживайте ладонями от середины лба к вискам, от переносицы к вискам (как при умывании) и от нижней челюсти к ушам;
- растирайте подушечками пальцев точки на лбу, затем легко поколачивайте подушечками пальцев лоб от центра к вискам, верхнюю губу, нижнюю губу, подбородок (от середины в левую и правую стороны), щёки.
Пневмомассаж: вдох через рот, выдох через нос.
2. Введение в тему - 2 слайд.
- Отгадайте загадку:
Утром так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар – птицей,
А стемнеет – он придет:
Тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
(Е.Кач)
3. Работа в тетрадях – 3 слайд.
- Запишем слова – отгадки в тетрадь (в столбик).
4. “Открытие нового знания”.
- Что можете сказать об этих словах – отгадках? (небесные тела, имена существительные и т.д.)
- Это имена существительные. Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном. (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет. Нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные. Грамматические признаки: род, число, падеж, в предложении является подлежащим, дополнением.)
- Какие слова помогли вам отгадать загадку? (оно, он, она).
- Слова ОНО, ОН, ОНА в загадке заменили имена существительные, т.е. заняли их место. Как такие слова называются? (Местоимения).
5. Первичное закрепление – 4 слайд.
- На партах у вас лежат листочки, на которых написано стихотворение, которое поможет нам запомнить местоимения.
- Прочитайте стихотворение. (Один ученик вслух читает, концовку – дети хором.)
Вывод: Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они). Слайд – схема 5.
6. Местоимения в речи – слайд 6.
- Местоимения в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные и даже числительные.
- Посмотрите, сколько много местоимений есть в русском языке.
7. Знакомство с личными местоимениями – слайд 7.
Самыми главными являются: личные местоимения, без которых мы с вами никак не можем обойтись.
- Рассмотрите таблицу, расскажите по ней о грамматических признаках личных местоимений. (По числам не изменяются, каждое местоимение употребляется только в форме ед.ч. или мн.ч., род только в 3 лице ед.ч.)
1) Включение 3 слайда из диска “Начальная школа. Русский язык Кирилла и Мефодия” (прослушивание и просмотр).
Местоимения.
Личные местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют их. Они делятся на три лица – в зависимости от того, кто о ком рассказывает.
Местоимения 1-го лица указывают на говорящего (Я) или на группу людей, в которую входит говорящий (МЫ).
Местоимения 2-го лица ТЫ или ВЫ указывают на собеседника.
Местоимение ВЫ может указывать как на нескольких собеседников, так и только на одного. Мы говорим ВЫ незнакомцу или такому человеку, которого очень уважаем или тому, кто старше нас.
Местоимения 3-го лица ОН, ОНА, ОНО, ОНИ указывают на тех, о ком говорят. Но не стоит использовать личные местоимения, упоминая о ком – то или о чем – то в первый раз, иначе собеседник не поймет, на кого или что указывает рассказчик.
2) Включение 7 слайда из диска “Начальная школа. Русский язык Кирилла и Мефодия” (прослушивание и просмотр).
Личные местоимения всегда относятся к такому же роду и имеют такое же число, как и слова, которые они заменяют. Если существительное ХУДОЖНИК – единственного числа мужского рода, то и заменяющее его местоимение ОН – тоже будет единственного числа мужского рода.
Так же, как и существительные, местоимения изменяются по числам и падежам, т.е. склоняются.
8. Местоимения других разрядов - слайд 8.
9. Редактирование текста – слайд 9.
- А теперь отгадайте загадку.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
А зовут ее... (Лиса).
- Прочитайте текст.
- Что вы заметили, какая ошибка допущена? (допущена речевая ошибка, слово лиса часто повторяется).
- Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями. Вы – редакторы.
10. Игра “Четвертое лишнее” - слайд 10.
- Доказать, почему “лишнее” слово в каждой строчке.
- Записать в тетрадь все слова, кроме “лишних”.
11. Работа по учебнику – слайд 11.
12. Игра “Сколько местоимений?” - слайд 12.
- Сосчитать количество местоимений в тексте из рассказа К.Паустовского. Победителем считается тот, кто правильно определит число местоимений. (Текст читает учитель).
(Всего - 17 местоимений в тексте).
Физминутка “Буги-Вуги” (под музыку):
Руку правую вперед, а потом ее назад,
А потом – наоборот и немного потрясем.
Мы танцуем “Буги –Вуги”, поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так: раз – два!
Припев: Буги-Вуги
О, кей! - 2 раза.Ногу правую вперед, а потом ее назад,
А потом – наоборот и немного потрясем.
Мы танцуем “Буги-Вуги”, поворачиваясь в круге.
И в ладоши хлопаем вот так: раз-два!
13. Работа на персональных компьютерах (выполнение заданий).
Дети самостоятельно выполняют слайды – №2, №4, №5, №12 CD-диска “Начальная школа. Русский язык Кирилла и Мефодия”. (Один ученик на главном компьютере).
№2 – Угадай, о ком говорится в стихотворении. Введи ответ.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике,
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Звезды и кристаллики,
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький!
(Е. Тараховская)
№4 Замени выделенные слова и словосочетания личными местоимениями там, где это возможно.
Хомячки и морские свинки – очень симпатичные домашние животные.
Хомячки и морские свинки быстро приручаются, легко дрессируются. Клетка ваших любимцев должна стоять в светлом месте, но не на солнце.
Клетка должна содержаться в чистоте.
Очень важно правильно выбрать домик для вашего маленького питомца.
Домик должен быть небольшим и удобным.
Для развлечений купите хомячку колесо.
Они Оно Он Она
Колесо нужно для того, чтобы зверек не скучал и больше двигался.
№5 “Рассели местоимения по квартирам”.
Личные местоимения.
Ед.ч Мн.ч.
1 лицо
2 лицо
3 лицо
ОНО, ТЫ, ОНИ, ВЫ, ОН, ОНА
№12 Игра “В королевстве Шибкограма Первого”.
В этой игре тебя ждут приключения в королевстве Шибкограма Первого. Помоги королю и его помощнику Тожеграму разрушить чары Малограма – злого волшебника из соседнего королевства. Нажми на кнопку “Воспроизведение” и из анимации ты узнаешь, что произошло. Нажми на кнопку “Игра”, если хочешь начать игру сразу.
Физминутка.
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно
Тише, тише, тишина
В нашу комнату пришла. (Дети кладут головы на парты)
- Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включение записи пения птиц).
- Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до 5. Когда скажу 5, вы откроете глаза.
14. Итог урока. Закончи предложения – слайд 13.
Самооценка.
- За время нашей работы выросло удивительное дерево.
Благодаря ему каждый из вас может оценить свою работу на уроке.
- Если вы плодотворно работали на уроке и остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.
- Если урок прошёл для вас хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.
- Если урок не отличался от прежних и ничего нового он вам не принёс – зелёные листочки.
- А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то жёлтый, чахлый лист.
Оценивание учителем всей работы на уроке.