Грибное царство

Разделы: Работа с дошкольниками


На доске демонстрационный материал: изображение грибов съедобных и несъедобных, работы детей (аппликации, поделки из пластилина и природного материала, рисунки). На столе стоит корзинка с грибами (муляж), на блюде угощение-печенье “грибы”. Дети в костюмах “грибов”.

Педагог начинает.

Знаете ли вы, где растут грибы? (в лесу). Лесные грибы относятся к большой группе живых организмов – царству грибов. Давайте рассмотрим гриб, из чего он состоит? (шляпка, ножка). Верно, это то, что мы над землей, а в земле есть грибница. Грибница имеет вид нежного пушистого или наутиннистого налета, будто множество тоненьких ниточек, переплетенных между собой. По строению нижней части шляпок, грибы делятся на пластинчатых (имеющих на нижней части шляпки пластинки) и трубчатых (имеющих пористую поверхность) – педагог показывает.

Грибы отличаются от растений не только строением, но и размножением. Чем размножаются растения? /семенами/.

Грибы размножаются спорами. Споры находятся между пластинками и трубочками в нижней части гриба. Споры настолько малы, что не видны человеческому глазу и очень легки, их подхватывает ветерок и уносит далеко от гриба. Попав в подходящие условия, споры прорастают грибницей, и на следующей год на этом месте, вырастают грибы. Так грибы завоевывают новые места. По применению грибы делятся: съедобные и несъедобные. Съедобные – собирают, варят, солят.

Несъедобные – собирать и употреблять в пищу нельзя!

Какие съедобные грибы вы знаете? (ответы детей: белые, сыроежки, лисички, опята, подберезовики, подосиновики, маслята, моховые, дождевики)

Пока дети называют грибы, педагог выставляет картинки грибов.

Правила сбора грибов (ответы детей):

  • не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;
  • срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их –можно повредить грибницу;
  • не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;
  • не собирать грибы у проезжей части;
  • собирать только известные грибы;
  • не срывать старые и очень маленькие грибы.

Педагог:

Я приглашаю вас в осенний лес за грибами. А вот первый гриб. Он хочет загадать нам загадку о себе:

Первый ребенок:

Белый гриб – боровик
Глубоко был спрятан он, раз-два-три м вышел вон
И стоит он на виду, белый, я тебя найду!

Второй ребенок:

Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы, нет под шапкой головы…

Белый гриб.

Боровик, коренастый, крепкий, настоящий лесной богатырь, царь среди съедобных грибов. Боровик редко растет в одиночку, если тебе попался один, то внимательно посмотри вокруг.

Белые после сушки не меняет своего цвета, как остальные грибы.

Сыроежка

Встречается несколько видов этого гриба, отличаются друг от друга цветом шляпки. Сыроежки самые хрупкие грибы, поэтому грибники часто не срывают их.

1-й ребенок:

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных
Собирай, не мешкай!
Это ... (сыроежки)

2-й ребенок:

Люблю я в разных шапках быть, то в желтой, то в зеленоватой, то в красной или сероватой. Собирай, не мешкай, это…(сыроежки)

Лисички

Встречаются, как правило, группами в хвойных и лиственных лесах. Почему лисички получили такое название? (они по цвету рыжие – как лиса)

1-й ребенок:

Золотистые – очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом

2-й ребенок:

Под листами на поляне в прятки девочки играли

Притаились 3 сестрички
Светло – желтые …(лисички)

Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки
Очень хитрые сестрички
Эти рыжие лисички

Опята

А вот и целая семейка! Растут очень большими группами на пнях, кореньях, около стволов хвойных и лиственных деревьев. Опята бывают осенние и летние.

1-й ребенок:

Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу

2-й ребенок:

Сбились в стайку, как цыплята
Возле пня грибы – опята,
Вот какая возле пня
Собралась в лесу родня

Подберезовик. Подосиновик

Своим названием подсказывают, где их можно найти.

1-й ребенок:

Я в красивой шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я - ….(подосиновик)

2-й ребенок:

Не скрою: не белый я братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще.

Расскажите, что вы знаете об этом грибе? (Это съедобный гриб. У него прямая ножка и ровная круглая шляпка)

Иногда подберезовик путают с подосиновиком, потому что они между собой очень похожи и растут рядом. Как же все- таки их различить? На изломе подосиновик синеет, а подберезовик остается светлым.

Маслята.

Встречаются большими группами в молодых сосновых лесах, на опушках, около тропинок и дорог. Называется так, потому что верхняя часть шляпки покрыта слизистой пленкой, будто кто взял и намазал маслом.

1-й ребенок:

Шоколадно-бурый гриб –
К скользкой шляпке лист прилип
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут…(масленок)

2-й ребенок:

Точно желтые цыплята
Разбрелись в бору маслята
Снизу донышко под пленкой,
Ободок на ножке тонкой
Нас ищи в бору сосновом,
Или в ельнике ищи.
Среди веток и иголок
Шляпку бурую смотри.
А когда в бору сосновом
Хлынут летние дожди –
Заблестит грибная шляпка
Точно масло. Вот, смотри!

Дождевик.

Посмотрите, у гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все – таки это гриб. Называется дождевиком, потому что появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. Со временем шарик становится темно – коричневым сморщенным комочком (“дедушкин табак”). Тонкая оболочка лопается и из нее высыпается легчайшая, коричневая пыль – это споры гриба. Гриб этот съедобен, в пище используют только молодые грибы с белой мякотью.

1-й ребенок:

Я родился в день дождливый
Круглый, гладенький, красивый

2-й ребенок:

Под кочкой крошка
Только шляпа да ножка

3-й ребенок:

У кого одна нога?
Да и та без башмака?

Съедобные грибы – ценный продукт, они содержат много витаминов и полезных веществ. Назовите свои любимые блюда из грибов (грибной суп, картофель с жареными грибами, пироги и т д.)

Педагог:

Ребята, а вы любите собирать грибы? (Да)

Собирая грибы, надо быть очень осторожными, ведь из многих съедобных грибов есть двойники, очень похожие на настоящие, ложные несъедобные грибы. (Показать картинки)

Желчный гриб.

Дьявольский гриб. Похож на белый.

Ложные лисички.

У настоящей лисички - волнистые края, яично – желтого цвета, а у ложной – шляпка с ровными краями медно- красного цвета.

Ложный опенок.

Отличается цветом шляпки. Она у него - серо- желтая.

А есть и ядовитые грибы!

Мухомор.

Красивый гриб с яркой шляпкой привлекает к себе “сорви меня!”, но лучше его совеем не трогать, а полюбоваться им глазами.

Педагог загадывает загадку:

Стоит на полянке,
В красном платье Татьянка
Вся в белых крапинках

1-й ребенок:

А вот кто-то важный на беленькой ножке,
Он в красной шляпке, на шляпке горошки…

Возле леса на опушке
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка
Ядовитый…мухомор!

2-й ребенок:

Он в лесу стоял, никто его не брал
В красной шапке модной, никуда негодный.
Я красавец хоть куда
Забирай меня в лукошко
Очень вкусен я с картошкой
В красной шапке мухомор
Вылез прямо на бугор
У меня нарядный вид
Жаль, что очень ядовит.

Педагог:

Почему его так называют? (ответы детей: мухи его бояться и замертво от него падают).

А кто им лечится? (лоси проглатывают их целиком)

Научу я вас ребята, как определить какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один ядовитый – луковица посинеет.

Как можно готовить грибные блюда? (ответы детей: варить, жарить, сушить, мариновать, солить)

Молодцы!

Итак, что же самое главное при сборе грибов?

  • не нарушать места, где растут грибы;
  • не топтать, не сбивать ногами. Они нужны лесу!

Давайте проверим, получится ли у нас не навредить лесу?

Игра: “ собери съедобные грибы!”

В заключение дети читают стихотворение, выстроившись полукругом:

1-й ребенок:

Разбежались по полянке мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести

2-й ребенок:

Там, где солнышко пригрело, задержаться можно смело,
Значить здесь семья маслят или рыжиков стоят

3-й ребенок:

А под елкой, а под елкой кто-то спрятался в иголках,
В темной шапке набекрень боровик укрылся в тень.

4-й ребенок:

А веселые ребята – тонкокожие опята –
Притаились возле пня и кричат: “Ищи меня!”

5-й ребенок:

Нам и лето, нам осень, чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, - это чудо из чудес!

В конце праздника дети угощаются.

Педагог: “Кушайте на здоровье!”.