Цель: Способствовать созданию у детей с тяжелыми нарушениями речи удовольствия, эмоционально приподнятого чувства от музицирования и общения.
Задачи:
- Развитие музыкально-слуховых представлений, песенного творчества, певческих навыков и эмоциональности в передаче характера песни.
- Закрепление понятий “мелодия” (ритмический рисунок), “сердечко” (метр) и координации слова и движений.
- Развивать коммуникативные навыки невербального общения, ориентацию в пространстве и логическое мышление.
- Показать детям связь между музыкой, которую они могут производить сами, и той высокой музыкой, исполнение которой им пока недоступно. Помочь им осознать свои усилия как первые шаги к постижению огромного разнообразия более сложной музыки.
Предварительная работа:
- Планомерная и систематическая работа над развитием песенного творчества, “придумывание” и “прочтение” графического изображения звуков, движения мелодии и поощрения любого исполнения аплодисментами для создания атмосферы успешности, значимости каждого ребенка.
- Формирование навыка оценки своего и чужого исполнения в ситуации свободного высказывания и обсуждения мнений.
- Знакомство с инструментами и звучанием симфонического оркестра. В процессе двигательной импровизации, рисования музыки и ритмодекламации стихотворения познакомиться с произведением Г.В.Свиридова “Вальс”.
- Закрепление навыков работы с музыкальными палочками, кинестетическими ковриками, работы по схемам.
- Внесение Кота Музика, как кота самой Феи Музыки, который постоянно приносит сюрпризы от Феи Музыки (новые песни, музыку, палочки, коврики и т.д.) в начале учебного года.
Дети заходят в зал, встают в круг.
Муз.руководитель:
Мы играем целый день,
Целый день играть не лень.
Свою песню исполняй,
И самую необычную слушай, замечай!
Упражнение на развитие песенного творчества: “Здравствуй…”
Обсуждение с детьми понравившихся исполнений: возможных повторений, разных мелодических линий, штрихов исполнения, а возможно и жанров.
М.Р.:
А теперь игра “Выбирай”.
Выбери сегодня песню,
Мы исполним с тобой вместе.
Упражнение на развитие песенного творчества+графическая нотация: “С добрым утром”
Выбирают графическое изображение мелодии и исполняют. (См. приложение № 1). Все вместе оцениваем соответствие выбора с нарисованной схемой и исполнением. (2-3 реб.)
М.Р.:
Котик – Музик, молодец!
Принес сегодня кубик,
Вот хитрец!
Дружно здесь сейчас вставайте,
Да отгадывать начинайте.
Упражнение на развитие эмоциональности: “Кубик эмоций” (на разных гранях кубика изображение пиктограмм)
Ребенок загадывает эмоцию-человечка, прячет его от всех. По характеру песни и мимике ребенка остальные отгадывают человечка (эмоцию). Загадывают 2-3 реб.
Коммуникативныйтанец-игра: “Танец дракона”+схемы
Выбор ведущего возможен с помощью считалки. Муз.руководитель или воспитатель показывает с опережением схемы по которым ведущий “ведет” дракона. (См. приложение № 2). Играют 2 раза со сменой ведущего.
М.Р.:
В круг-кружок, в круг-кружок,
Вы быстрей вставайте.
Да игру начинайте.
Ритмическая разминка: “Бубен”. Ритмичная передача одного, а при повторном исполнении двух бубнов. В первом и втором исполнении поются звуки разные по высоте.
Бубен весело звенит:
Дили-дили-дон, (на ком бубен остановился, мелко трясет его, а на “дон” - ударяет по бубну)
Дили-дили-дон!Ребятишек веселит:
Дили-дили-дон,
Дили-дили-дон!Бубен спой еще разок:
Дили-дили-дон,
Дили-дили-дон!Твой чудесен голосок:
Дили-дили-дон,
Дили-дили-дон!
М.Р.:
На коленочки садитесь
Играем на палочках, берите.
Пение+ритмич.разминка+массаж: (любая песня по выбору педагога).
1-й раз на палочках исполняется ритмический рисунок. Уточнить у детей, что они исполняли музыкальными палочками “сердечко” (метр) или “мелодию” (ритмич. рисунок).
М.Р.:
Ждут нас коврики, друзья.
Занимай скорей места.
2-й раз на ковриках метр. Уточнить у детей, что они исполняли на ковриках “сердечко” или “мелодию”.
М.Р.: Проходите на стульчики
Как в концертный зал, где нас уже давно ждет Кот Музик с удивительной музыкой.
Дети называют произведение по исполненному фрагменту.
М.Р.: И сегодня музыкальный Кот приготовил для вас инструменты, чтобы вы смогли исполнить эту волшебную музыку в составе большого …(дети называют ) симфонического оркестра.
Слушание + Д.М.И.: “Вальс” Г.В.Свиридов (Метель)
Дети делятся на две подгруппы любым способом. Оценка детьми исполнения каждой подгруппы. Помогать правильно и полно выстраивать высказывания и суждения.
Упражнение на развитие ориентации в пространстве: “Раз, два, три! Ну-ка, повтори!”
Оценить правильность прочтения схемы. (См. приложение № 3)
М.Р.:
Идите в группу вы играть,
Язычки тренировать.
Прощание песенкой “До свидания!”
“До свидания!”
Аналогично игре “Здравствуй…”