Музыкальное занятие "Мы играем". Старшая, подготовительная группа

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Способствовать созданию у детей с тяжелыми нарушениями речи удовольствия, эмоционально приподнятого чувства от музицирования и общения.

Задачи:

  • Развитие музыкально-слуховых представлений, песенного творчества, певческих навыков и эмоциональности в передаче характера песни.
  • Закрепление понятий “мелодия” (ритмический рисунок), “сердечко” (метр) и координации слова и движений.
  • Развивать коммуникативные навыки невербального общения, ориентацию в пространстве и логическое мышление.
  • Показать детям связь между музыкой, которую они могут производить сами, и той высокой музыкой, исполнение которой им пока недоступно. Помочь им осознать свои усилия как первые шаги к постижению огромного разнообразия более сложной музыки.

Предварительная работа:

  • Планомерная и систематическая работа над развитием песенного творчества, “придумывание” и “прочтение” графического изображения звуков, движения мелодии и поощрения любого исполнения аплодисментами для создания атмосферы успешности, значимости каждого ребенка.
  • Формирование навыка оценки своего и чужого исполнения в ситуации свободного высказывания и обсуждения мнений.
  • Знакомство с инструментами и звучанием симфонического оркестра. В процессе двигательной импровизации, рисования музыки и ритмодекламации стихотворения познакомиться с произведением Г.В.Свиридова “Вальс”.
  • Закрепление навыков работы с музыкальными палочками, кинестетическими ковриками, работы по схемам.
  • Внесение Кота Музика, как кота самой Феи Музыки, который постоянно приносит сюрпризы от Феи Музыки (новые песни, музыку, палочки, коврики и т.д.) в начале учебного года.

Дети заходят в зал, встают в круг.

Муз.руководитель:

Мы играем целый день,
Целый день играть не лень.
Свою песню исполняй,
И самую необычную слушай, замечай!

Упражнение на развитие песенного творчества: “Здравствуй…”

Обсуждение с детьми понравившихся исполнений: возможных повторений, разных мелодических линий, штрихов исполнения, а возможно и жанров.

М.Р.:

А теперь игра “Выбирай”.
Выбери сегодня песню,
Мы исполним с тобой вместе.

Упражнение на развитие песенного творчества+графическая нотация: “С добрым утром”

Выбирают графическое изображение мелодии и исполняют. (См. приложение № 1). Все вместе оцениваем соответствие выбора с нарисованной схемой и исполнением. (2-3 реб.)

М.Р.:

Котик – Музик, молодец!
Принес сегодня кубик,
Вот хитрец!
Дружно здесь сейчас вставайте,
Да отгадывать начинайте.

Упражнение на развитие эмоциональности: “Кубик эмоций” (на разных гранях кубика изображение пиктограмм)

Ребенок загадывает эмоцию-человечка, прячет его от всех. По характеру песни и мимике ребенка остальные отгадывают человечка (эмоцию). Загадывают 2-3 реб.

Коммуникативныйтанец-игра: “Танец дракона”+схемы

Выбор ведущего возможен с помощью считалки. Муз.руководитель или воспитатель показывает с опережением схемы по которым ведущий “ведет” дракона. (См. приложение № 2). Играют 2 раза со сменой ведущего.

М.Р.:

В круг-кружок, в круг-кружок,
Вы быстрей вставайте.
Да игру начинайте.

Ритмическая разминка: “Бубен”. Ритмичная передача одного, а при повторном исполнении двух бубнов. В первом и втором исполнении поются звуки разные по высоте.

Бубен весело звенит:
Дили-дили-дон, (на ком бубен остановился, мелко трясет его, а на “дон” - ударяет по бубну)
Дили-дили-дон!

Ребятишек веселит:
Дили-дили-дон,
Дили-дили-дон!

Бубен спой еще разок:
Дили-дили-дон,
Дили-дили-дон!

Твой чудесен голосок:
Дили-дили-дон,
Дили-дили-дон!

М.Р.:

На коленочки садитесь
Играем на палочках, берите.

Пение+ритмич.разминка+массаж: (любая песня по выбору педагога).

1-й раз на палочках исполняется ритмический рисунок. Уточнить у детей, что они исполняли музыкальными палочками “сердечко” (метр) или “мелодию” (ритмич. рисунок).

М.Р.:

Ждут нас коврики, друзья.
Занимай скорей места.

2-й раз на ковриках метр. Уточнить у детей, что они исполняли на ковриках “сердечко” или “мелодию”.

М.Р.: Проходите на стульчики

Как в концертный зал, где нас уже давно ждет Кот Музик с удивительной музыкой.

Дети называют произведение по исполненному фрагменту.

М.Р.: И сегодня музыкальный Кот приготовил для вас инструменты, чтобы вы смогли исполнить эту волшебную музыку в составе большого …(дети называют ) симфонического оркестра.

Слушание + Д.М.И.: “Вальс” Г.В.Свиридов (Метель)

Дети делятся на две подгруппы любым способом. Оценка детьми исполнения каждой подгруппы. Помогать правильно и полно выстраивать высказывания и суждения.

Упражнение на развитие ориентации в пространстве: “Раз, два, три! Ну-ка, повтори!”

Оценить правильность прочтения схемы. (См. приложение № 3)

М.Р.:

Идите в группу вы играть,
Язычки тренировать.

Прощание песенкой “До свидания!”

“До свидания!”

Аналогично игре “Здравствуй…”