Программное содержание:
Закреплять умение сравнивать равные и неравные группы предметов, используя прием приложения. Упражнять детей в сравнении 2-х предметов по длине и высоте; закреплять знание основных геометрических фигур.
Развивать сосредоточенность внимания, операции мышления, речь. Учить понимать вопросы: “Сколько?”, “По сколько?”, “Поровну ли?” Активизировать в речи слова и выражения: “поровну”, “короткая - длинная”, “высокий - низкий”, “выше - ниже”, названия геометрических фигур.
Воспитывать интерес к занятиям математикой, простейшие навыки учебной деятельности, доброе отношение друг к другу и к животным.
Оборудование и материал:
- Елки-декорации, стол, фланелеграф.
- Корзина.
- Шкатулка.
- 2 дорожки - полоски бумаги /длиной 1.5 м. и 1 м./.
- Яблоки для угощения детей, письмо.
- Наборное полотно.
Демонстрационный материал:
- ёжик и домик для него
- грибы и ягоды /по 5-6 шт./
- два медведя разного роста /разница в высоте - не менее 10 см./
- карточки с изображением елочки, домика, солнышка.
Организация обстановки:
Заранее в разных участках групповой комнаты приготовить и разложить материал: сначала две дорожки, затем “лес”. Под одной из елочек незаметно поставить домик с Ёжиком. На “полянке” - ковре разложить грибы и ягоды. Стульчики-“пенечки” стоят полукругом. Перед ними - фланелеграф, за которым можно поставить музыкальный инструмент или звучащее устройство.
Ход занятия
- Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Давайте его прочитаем:
“Здравствуйте, ребята! Пишет вам Ёжик. Я живу в лесу, мне бывает очень одиноко. Хочется, чтобы вы пришли ко мне в гости. К моему лесному домику можно пройти по дорожке. Но, чтобы вы не заблудились и не попали в дом волка, запомните, что к моему домику ведет длинная дорожка.
Ваш Ёжик”.
Часть 1. Дидактическое упражнение “Сравни по длине”
- Ну что, ребята, пойдем в гости к Ёжику? Только помните, что в лесу надо вести себя хорошо: не кричать, не шалить, не толкаться. Договорились? Ну, тогда в путь!
- Ребята, что это перед нами? /Дорожки./
- Одинаковые ли они по длине? /Нет./
- Сравните их по длине и скажите, какая это дорожка? /Короткая./
- А другая дорожка какая по длине? /Длинная./
- Вы не забыли, по какой дорожке мы должны идти к Ёжику? /По длинной./
- Верно, по длинной. По одному проходим по длинной дорожке.
Часть 2. Дидактическое упражнение “Поровну ли?”
- Идем дальше. Посмотрите, какая чудесная поляна!
- Что на полянке растет? /Трибы и ягоды./
- Сколько грибов и ягод? /Много./
- Давайте их соберем. /Желательно, чтобы каждому ребенку хватило./
- Вы собирали грибы, ягоды и, наверное, устали. Давайте присядем на пенечки, отдохнем.
- Дети, как нам узнать, поровну ли ягод и грибов?
/Разложить их рядами друг под другом/.
- Сейчас я наверху разложу грибы, а под ними разложу ягоды.
- Ребята, разложите грибы на верхней полочке, а ягоды на нижней полочке.
- Сколько грибов? /Много./
- Где лежат грибы. /Вверху./
- Сколько ягод? /Много./
- Где лежат ягоды? /Внизу./
- Поровну ли грибов и ягод? /Нет./
- Чего меньше? /Грибов/;
- Чего больше? /Ягод./
Часть 3. “Сравни но росту”
- Кто же это, почуяв запах ягод, вышел нам навстречу? /Мишка/
- Да он не один, а со своим сынишкой, Мишуткой. Сколько медведей? /мало/
- Одинакового ли они роста? /Нет/.
- Давайте поставим их рядом и сравним по высоте, по росту. Какого роста Михаил Потапыч? /Высокого роста./
- А Мишутка какого роста? /Низкого./
- Кто выше? /Михаил Потапыч./
- Кто ниже? /Мишутка./
- Ребята, давайте угостим их ягодами и поиграем с ними на прощание.
Физкультминутка
Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили /круговые движения головой Вот так, вот так поочередно в разные стороны/ Головой своей крутили. Медвежата мед искали- /наклоны в стороны, руки приэтом Дружно дерево качали: спереди ладонями внутрь, чуть Вот так, вот так согнуты в локтях/ Дружно дерево качали Вперевалочку ходили /ходьба на месте “ по-медвежьи”/ И из речки воду пили. /наклоны вперед/ Вот так, вот так И из речки воду пили. А потом они плясали /поднимать поочередно согнутую в Лапы кверху поднимали. колене ногу и согнутую в локте руку/
Попрощаемся с мишками и поспешим к Ёжику. А вот и он, ждет нас давно.
Ёжик:
- Здравствуйте, ребята. Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости.
- Как вы нашли меня, что видели в лесу, расскажите скорей!
Воспитатель:
- Давайте расскажем Ёжику.
- По какой дорожке мы шли? /.../
- Что собирали в лесу на поляне? /.../
- Сколько мы собрали грибов, ягод? /.../
- Кого встретили? Какого они роста? /.../
- Дети, а что мы принесли Ёжику в корзине? /грибы/
- Вот тебе, Ёжик, много грибов. Их собрали для тебя дети.
Часть 5. Д/v “Составь картинку”
- Ёжик вам говорит “спасибо”. Он вам тоже приготовил подарок - волшебную шкатулку. Когда шкатулка открывается, то играет музыка. А что же лежит в этой шкатулке? Давайте сядем на пенечки, посмотрим.
/Воспитатель медленно открывает шкатулку, играет мелодия/.
А лежат в этой шкатулке красивые фигурки.
/Вытаскиваю фигуры и располагаю их на фланелеграфе, проговаривая с детьми названия, форму и цвет данных фигур./
- Вот какая красивая картинка у нас получились. А кто же нам их подарил? /Ёжик/
Давайте ему скажем “спасибо”. Мы с удовольствием будем играть с волшебными картинками.
Ёжик: А еще я хочу угостить вас яблоками, которые я всегда собираю в лесу и запасаю на зиму. Кушайте на здоровье!
- Спасибо, Ёжик!
ДО СВИДАНИЯ!