Программные задачи:
- Учить детей сравнивать предметы по высоте, раскладывать 6 предметов в возрастном порядке; упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 10; закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться на листке бумаги.
- Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
- Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое до конца.
Оборудование:
- Фланелеграф;
- Разноцветные воздушные шары по количеству детей. К пяти шарам прикреплены небольшие конверты с загадками о сказочных героях. Демонстрационный материал: плоскостные фигуры сказочных героев (“Красная Шапочка”, “Чебурашка”, “Незнайка”, “Буратино”, “Карлсон”);
- 10 деревьев разного цвета;
- 6 домиков разной высоты и цвета;
- 7 дугообразных полосок, окрашенных в спектральные цвета;
- 5 геометрических фигур: квадрат красного цвета, прямоугольник синего цвета, круг желтого цвета, овал оранжевого цвета, треугольник зеленого цвета (для зрительного диктанта);
- карточки с текстами математических задач.
Раздаточный материал:
- 7 карандашей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) на каждого ребенка,
- карточки и математические пеналы.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, как много у нас разноцветных воздушных шаров!
Посчитайте, сколько их? Эти воздушные шары прислали нам жители Страны Сказок. Шары необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то окажемся в Стране Сказок.
Вот загадка с красного воздушного шара:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней.
(Красная Шапочка)
- В какой сказке живет эта героиня? (В сказке Шарля Перро “Красная Шапочка”).
- А вот и сама Красная Шапочка.
На фланелеграфе выставляются фигура Красной Шапочки, 10 деревьев.
- Она идет по сказочному лесу к бабушке.
- Что растет в лесу? (Деревья.)
- Сколько всего деревьев? (10).
- Как вы узнали? (Заслушиваются ответы 2-3 детей.)
- Какое по счету красное дерево? (Красное дерево по счету третье.)
- Какое по счету оранжевое дерево?
- Какого цвета пятое дерево?
- Какое дерево стоит перед голубым?
- Как вы считали?
- Молодцы ребята! Вы правильно выполняли задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.
Воспитатель берет желтый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый ...
(Чебурашка)
- Из какой сказки этот герой? (Из сказки Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и Чебурашка”.)
На фланелеграфе выставляется фигура Чебурашки.
- Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание: расположить цветные карандаши так, чтобы получилась радуга.
- Одному ему не справиться с таким заданием. Давайте поможем Чебурашке.
- Дети, положите карандаши в ряд так, чтобы первым был красный, вторым – оранжевый, третьим – желтый, четвертым – зеленый, пятым – голубой, шестым – синий, седьмым – фиолетовый.
- Как надо разложить карандаши? (Ответы 2 детей).
Воспитатель проверяет, как дети разложили карандаши.
- Который по счету красный (желтый, фиолетовый) карандаш?
- Какого цвета шестой карандаш? (Синий.)
- Какой карандаш перед синим?
- Какой карандаш следует за синим?
- Дети, чтобы Чебурашка запомнил, как располагаются цвета в радуге, давайте сделаем для него большую радугу.
Воспитатель предлагает детям разместить на фланелеграфе дугообразные полоски в таком порядке, чтобы получилась радуга.
- Молодцы! Чебурашка рад подарку и благодарит нас. А мы продолжаем путешествие по Стране Сказок.
- В какой же сказке мы теперь можем оказаться?
Воспитатель берет зеленый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Он не знает ничего,
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?..
(Незнайка)
Воспитатель помещает фигуру Незнайки на фланелеграфе.
- Из какой же он сказки? (Из сказки Николая Николаевича Носова “Приключения Незнайки и его друзей.)
- Дети, как называется город, в котором живет Незнайка? (Незнайка живет в Цветочном городе.)
- Вы хотите увидеть Цветочный город?
- Сейчас мы вместе с Незнайкой попробуем его изобразить на фланелеграфе.
- Слушайте внимательно задание: дома надо поставить в ряд от самого низкого до самого высокого.
- Какого цвета самый низкий дом? (Дети называют цвет.)
- Поставим его первым.
- Какой дом самый низкий из оставшихся?
(Далее дети раскладывают дома, пользуясь правилом: выбирай самый низкий из оставшихся.)
- Расскажите о высоте всех домов. (Красный дом – самый низкий, желтый – выше, оранжевый – еще выше, голубой – еще выше, синий – самый высокий.)
- Вот такой красивый Цветочный город.
- Незнайка очень доволен и благодарит нас. Пора отправляться в другую сказку.
Воспитатель берет оранжевый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спроса.
Даже дырку на картине
Носом сделал ...
(Буратино)
Воспитатель выставляет на фланелеграфе фигуру Буратино и геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.
- В какой же сказке мы с вами оказались на этот раз? (В сказке Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик или Приключения Буратино”.)
- Буратино занимается с Мальвиной математикой и сейчас пытается выполнить ее задание. Давайте поможем Буратино.
- Внимательно посмотрите, как расположены геометрические фигуры на фланелеграфе.
- Назовите геометрическую фигуру, расположенную посередине.
(Посередине расположен круг желтого цвета.)
- Какая геометрическая фигура расположена вверху?
(Вверху расположен красный квадрат.)
- Какая геометрическая фигура расположена внизу?
(Внизу расположен зеленый треугольник.)
- Какая геометрическая фигура расположена справа?
(Справа расположен оранжевый овал.)
- Расскажите еще раз, как расположены фигуры, чтобы затем правильно расположить их на карточке. (Заслушивается ответ 1 ребенка.)
Воспитатель закрывает образец, дети работают с раздаточным материалом.
(Затем дети сверяют свою работу с образцом, исправляют ошибки.)
- Буратино говорит вам “спасибо” за помощь и предлагает отдохнуть.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
- Попрощаемся с Буратино и отправимся в последнюю сказку.
Воспитатель берет синий воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.
Загадка:
Толстяк живет на крыше,
Летает всех он выше.
Если ляжешь рано спать,
Ты с ним сможешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый ...
(Карлсон)
Воспитатель выставляет на фланелеграфе фигуру Карлсона.
- Дети, в какую сказку мы с вами попали? (В сказку Астрид Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”.)
- Карлсон приготовил вам интересные математические загадки.
Воспитатель достает из конверта карточки с тестами.
- Слушайте внимательно и отгадывайте!
- Если стол выше стула, то стул ... (ниже стола).
- Если два больше одного, то один ... (меньше двух).
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа ... (вышел позже Саши).
- Если река глубже ручейка, то ручеек ... (мельче реки).
- Если правая рука справа, то левая рука ... (слева).
- Карлсон хвалит вас за смекалку и дарит эти замечательные воздушные шары.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Дети, вам понравилось путешествие по Стране Сказок?
- Вспомните, в каких сказках мы побывали?
- Кому и как мы помогли?
- Мы оказались хорошими друзьями. Кроме того, я думаю, вы убедились, что математика – очень нужная наука, она может пригодиться всегда и везде, в обычных и совсем невероятных сказочных ситуациях. Сегодня наше путешествие в Страну Сказок окончено. Но мы обязательно туда еще вернемся!