Занятие по математике "Путешествие в страну сказок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Учить детей сравнивать предметы по высоте, раскладывать 6 предметов в возрастном порядке; упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 10; закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться на листке бумаги.
  • Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
  • Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое до конца.

Оборудование:

  • Фланелеграф;
  • Разноцветные воздушные шары по количеству детей. К пяти шарам прикреплены небольшие конверты с загадками о сказочных героях. Демонстрационный материал: плоскостные фигуры сказочных героев (“Красная Шапочка”, “Чебурашка”, “Незнайка”, “Буратино”, “Карлсон”);
  • 10 деревьев разного цвета;
  • 6 домиков разной высоты и цвета;
  • 7 дугообразных полосок, окрашенных в спектральные цвета;
  • 5 геометрических фигур: квадрат красного цвета, прямоугольник синего цвета, круг желтого цвета, овал оранжевого цвета, треугольник зеленого цвета (для зрительного диктанта);
  • карточки с текстами математических задач.

Раздаточный материал:

  • 7 карандашей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) на каждого ребенка,
  • карточки и математические пеналы.

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, как много у нас разноцветных воздушных шаров!

Посчитайте, сколько их? Эти воздушные шары прислали нам жители Страны Сказок. Шары необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то окажемся в Стране Сказок.

Вот загадка с красного воздушного шара:

Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней.
(Красная Шапочка)

- В какой сказке живет эта героиня? (В сказке Шарля Перро “Красная Шапочка”).

- А вот и сама Красная Шапочка.

На фланелеграфе выставляются фигура Красной Шапочки, 10 деревьев.

- Она идет по сказочному лесу к бабушке.

- Что растет в лесу? (Деревья.)

- Сколько всего деревьев? (10).

- Как вы узнали? (Заслушиваются ответы 2-3 детей.)

- Какое по счету красное дерево? (Красное дерево по счету третье.)

- Какое по счету оранжевое дерево?

- Какого цвета пятое дерево?

- Какое дерево стоит перед голубым?

- Как вы считали?

- Молодцы ребята! Вы правильно выполняли задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.

Воспитатель берет желтый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.

Загадка:

Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый ...
(Чебурашка)

- Из какой сказки этот герой? (Из сказки Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и Чебурашка”.)

На фланелеграфе выставляется фигура Чебурашки.

- Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание: расположить цветные карандаши так, чтобы получилась радуга.

- Одному ему не справиться с таким заданием. Давайте поможем Чебурашке.

- Дети, положите карандаши в ряд так, чтобы первым был красный, вторым – оранжевый, третьим – желтый, четвертым – зеленый, пятым – голубой, шестым – синий, седьмым – фиолетовый.

- Как надо разложить карандаши? (Ответы 2 детей).

Воспитатель проверяет, как дети разложили карандаши.

- Который по счету красный (желтый, фиолетовый) карандаш?

- Какого цвета шестой карандаш? (Синий.)

- Какой карандаш перед синим?

- Какой карандаш следует за синим?

- Дети, чтобы Чебурашка запомнил, как располагаются цвета в радуге, давайте сделаем для него большую радугу.

Воспитатель предлагает детям разместить на фланелеграфе дугообразные полоски в таком порядке, чтобы получилась радуга.

- Молодцы! Чебурашка рад подарку и благодарит нас. А мы продолжаем путешествие по Стране Сказок.

- В какой же сказке мы теперь можем оказаться?

Воспитатель берет зеленый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.

Загадка:

Он не знает ничего,
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?..
(Незнайка)

Воспитатель помещает фигуру Незнайки на фланелеграфе.

- Из какой же он сказки? (Из сказки Николая Николаевича Носова “Приключения Незнайки и его друзей.)

- Дети, как называется город, в котором живет Незнайка? (Незнайка живет в Цветочном городе.)

- Вы хотите увидеть Цветочный город?

- Сейчас мы вместе с Незнайкой попробуем его изобразить на фланелеграфе.

- Слушайте внимательно задание: дома надо поставить в ряд от самого низкого до самого высокого.

- Какого цвета самый низкий дом? (Дети называют цвет.)

- Поставим его первым.

- Какой дом самый низкий из оставшихся?

(Далее дети раскладывают дома, пользуясь правилом: выбирай самый низкий из оставшихся.)

- Расскажите о высоте всех домов. (Красный дом – самый низкий, желтый – выше, оранжевый – еще выше, голубой – еще выше, синий – самый высокий.)

- Вот такой красивый Цветочный город.

- Незнайка очень доволен и благодарит нас. Пора отправляться в другую сказку.

Воспитатель берет оранжевый воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.

Загадка:

Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спроса.
Даже дырку на картине
Носом сделал ...
(Буратино)

Воспитатель выставляет на фланелеграфе фигуру Буратино и геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

- В какой же сказке мы с вами оказались на этот раз? (В сказке Алексея Николаевича Толстого “Золотой ключик или Приключения Буратино”.)

- Буратино занимается с Мальвиной математикой и сейчас пытается выполнить ее задание. Давайте поможем Буратино.

- Внимательно посмотрите, как расположены геометрические фигуры на фланелеграфе.

- Назовите геометрическую фигуру, расположенную посередине.

(Посередине расположен круг желтого цвета.)

- Какая геометрическая фигура расположена вверху?

(Вверху расположен красный квадрат.)

- Какая геометрическая фигура расположена внизу?

(Внизу расположен зеленый треугольник.)

- Какая геометрическая фигура расположена справа?

(Справа расположен оранжевый овал.)

- Расскажите еще раз, как расположены фигуры, чтобы затем правильно расположить их на карточке. (Заслушивается ответ 1 ребенка.)

Воспитатель закрывает образец, дети работают с раздаточным материалом.

(Затем дети сверяют свою работу с образцом, исправляют ошибки.)

- Буратино говорит вам “спасибо” за помощь и предлагает отдохнуть.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

- Попрощаемся с Буратино и отправимся в последнюю сказку.

Воспитатель берет синий воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.

Загадка:

Толстяк живет на крыше,
Летает всех он выше.
Если ляжешь рано спать,
Ты с ним сможешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый ...
(Карлсон)

Воспитатель выставляет на фланелеграфе фигуру Карлсона.

- Дети, в какую сказку мы с вами попали? (В сказку Астрид Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”.)

- Карлсон приготовил вам интересные математические загадки.

Воспитатель достает из конверта карточки с тестами.

- Слушайте внимательно и отгадывайте!

- Если стол выше стула, то стул ... (ниже стола).

- Если два больше одного, то один ... (меньше двух).

- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа ... (вышел позже Саши).

- Если река глубже ручейка, то ручеек ... (мельче реки).

- Если правая рука справа, то левая рука ... (слева).

- Карлсон хвалит вас за смекалку и дарит эти замечательные воздушные шары.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Дети, вам понравилось путешествие по Стране Сказок?

- Вспомните, в каких сказках мы побывали?

- Кому и как мы помогли?

- Мы оказались хорошими друзьями. Кроме того, я думаю, вы убедились, что математика – очень нужная наука, она может пригодиться всегда и везде, в обычных и совсем невероятных сказочных ситуациях. Сегодня наше путешествие в Страну Сказок окончено. Но мы обязательно туда еще вернемся!