Цели и задачи:
- закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
- развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
- воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.
Оборудование:
- Ноутбук.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация Microsoft PowerPoint (Приложение 1)
- Учебник “Русский язык 5 класс” Т.А. Ладыженской и др.
- Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)
2. Проверка домашнего задания.
- Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.
Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.
- 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
- 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.
Затем осуществляется совместная проверка.
Устный опрос:
- Над какими орфограммами работали?
- От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?
3. Закрепление.
1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)
(водоросли)
- Какие корни встречаются в этом слове?
- Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).
- Составьте и запишите предложение с этим словом.
(В чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)
- Что растет по берегам реки? (слайд 3)
(камыш, рогоз)
- Обратите внимание, как пишется слово рогоз. Объясните орфограмму в слове камыш.
- Составьте и запишите предложение с этим словом.
(У берега растет высокий камыш.)
- Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.
2) - После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.
- Что растет на берегу? (слайд 4)
(яблонька)
Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).
Учащийся читает стихотворение.
Р_сти, р_сти яблонька
Подр_стай!
Цв_ти, цв_ти яблонька
Расцв_тай!
З_лотое солнышко,
Жарче грей!
Выр_стайте яблоки
Поскорей!
Р_сла, р_сла яблонька
Подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька
Отцв_ла.
Отр_хнула яблонька
Свой наряд,
И поспели яблоки
Для ребят.
- Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.
- Над какими орфограммами работали?
- Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.
3) - Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)
(бутылка)
- А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)
- Это письмо от ребят. Прочитаем его.
Сад вырос.
У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.
Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.
- Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.
- Где находился садик? Кто его вырастил?
- Как двор выглядел сначала?
- Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?
- Как разрастался сад?
- Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.
(вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)
- Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.
Далее выполняется письмо по памяти. Затем один учащийся зачитывает рассказ.
4) - Поплывем дальше. Но что это? Реку завалило камнями. (слайд 8)
- Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.
- Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.
(бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)
- Проверим, правильно ли мы распределили слова.
5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.
4. Итог урока.
- С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?
Вы хорошо сегодня поработали.
5. Домашнее задание.
Выполнить работу на карточке. (слайд 10)