Цели урока:
1. Обучающая:
- учить учащихся работать с бросовым материалом.
2. Развивающие:
- способствовать формированию знаний о нормах и правилах поведения в природе, вырабатывать потребность в общении с природой.
- Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала для изготовления поделок.
3. Воспитывающая:
- воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.
Оборудование:
- Картины красивой природы и природы, загрязнённой человеком;
- Мешок с предметами.
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
Минутка вхождения в урок
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Посмотрите на них. Улыбнитесь.
– Ребята, сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Вспомните о вещах, которые когда-либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что-нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будет снежинка на ваших ладошках, возможно – прыжок в белый, сверкающий снег…. Припомни свои чувства и мгновения счастья (пауза).
Теперь образ этого события и предмета, подарившего тебе радость, начнет постепенно бледнеть, пока не растает. Но не забудь само ощущение радости, храни его.
Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.
II. Сообщение темы и цели урока (1 минута)
Запись темы урока
– Тема нашего урока «Изготовление поделок из бросового материала». А какую поделку мы будем с вами выполнять, узнаем в течение урока.
III. Актуализация знаний (7 минут)
Мешок с предметами
– Ребята, я хочу вам рассказать интересную историю, а вы внимательно слушайте.
Как-то раз дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик пошли клад искать.
– И как это я сам не додумался про клад? Ведь мы теперь и корову купим, и в огороде можем не работать. Мы всё можем на рынке покупать, – воскликнул кот Матроскин.
– И в магазине, – говорит Шарик. – Мясо лучше в магазине покупать.
– Почему? – спрашивают у Шарика друзья.
– Там костей больше.
И тут они на одно место пришли в лесу. Там была большая гора. Нашли друзья место, где клад зарыт, и дядя Фёдор стал копать. А пёс и кот уселись рядом на камушке.
И тут у дяди Фёдора лопата как звякнет обо что-то – а это…
– Ребята, как вы думаете, что нашёл дядя Фёдор?
(Ответы детей могут быть различными)
Дядя Фёдор передал нам мешок с тем кладом, который они с друзьями нашли в лесу. Ребята давайте все вместе посмотрим, что же нашли друзья в лесу?
А нашли друзья…
(Дети по одному выходят к мешку, достают консервную банку, полиэтиленовый пакет, бумагу, бутылки стеклянные, пластиковые)
И так же грустно, как нам с вами стало друзьям. Оглянулись они, а мусор в лесу повсюду, около речки стеклянные бутылки, бумага, пакеты и т.д.
– Ребята, скажите мне, а откуда мусор в лесу, около речки, кто в этом виноват?
(ответы учащихся – виноваты в этом люди, они оставляют мусор после себя)
– Дети, как можно спасти природу.
(ответы учащихся)
И поняли друзья, что не нужно волшебной силы, чтобы очистить природу от мусора. Нужно только большое желание любить и беречь природу. Собрали они весь мусор в ведро и больше никогда не бросали в лесу и детям своим наказали любить и беречь природу.
– Ребята, чему нас учит эта история?
(ответы учащихся)
– И что же может произойти с нашей планетой, если мы будем бросать мусор?
(Ответы учащихся – будет очень много свалок)
– Правильно ребята, будет очень много свалок, наши города и деревня превратятся в мусорный контейнер. Знаете ли вы, что брошенная вами бумага, будет лежать более 2 – х лет, консервная банка – 30 лет, полиэтиленовый пакет более 200 лет, а стекло 1000 лет
– А что вы делаете с мусором, собирающимся у вас дома?
(ответы учащихся)
– А где ещё можно использовать пластиковые бутылки, коробки, стеклянные бутылки?
(ответы ребят – можно сделать различные поделки)
– Всё верно вы говорите ребята.
– Можно сделать интересные поделки, которые порадуют ваших близких. Ребята давайте мы с вами отдохнём.
IV. Физкультминутка (2 минуты)
Музыка
Светит солнце ярко,
Стало детям жарко.
Улыбнулись, повернулись,
На носочках потянулись.
Ноги выше – топ, топ, топ.
И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Солнце припекает.
Воду испаряет.
Тучка по небу плывёт,
Дождик к нам она несёт.
Дождь стучит уже по крыше,
Сели деточки пониже.
Долго нам сидеть нельзя,
На урок пора, друзья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вместе мы пойдём гулять.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Тихо, дети, постояли,
Теперь цаплями мы стали.
Постоим на одной ножке
И похлопаем в ладошки.
Вместе с бабочкой порхаем,
Как стрекозки, мы летаем.
По полянке мы пойдём
И цветочки там найдём.
Аромат цветов вдыхаем
И урок наш продолжаем.
На цветочки посмотрели
И за парты дружно сели
V. Анализ образца (2 минуты)
Учитель показывает готовую поделку «карандашницу»
– Ребята, мы уже сказали, если мы будем мусорить, то вырастут мусорные горы, а мы сегодня попробуем сделать с вами поделку, из материала, который вы выбрасываете.
– Скажите мне, где можно использовать пластиковые бутылки?
(ответы учащихся)
– Ребята посмотрите на готовую карандашницу и скажите мне, что потребуется для того чтобы изготовить карандашницу.
(Ребята отвечают – пластиковая бутылка, кусочки разноцветной ткани)
VI. Повторение ТБ (2 минуты)
На доске картинки по технике безопасности с ножницами, клеем.
– А какие инструменты во время работы нам пригодятся?
(Ребята отвечают – ножницы)
– Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:
- Передавать кольцами вперёд
- Не держать ножницы остриём вверх
- Резать материал на виду.
– А с помощью чего мы будем соединять детали?
(Ребята – с помощью клея)
– Давайте вспомним правила ТБ с клеем:
- Наносим клей в ограниченных количествах, на середину детали и размазываем по краям кисточкой, тряпочкой подтираем.
- Не оставляй клей открытым, всегда плотно закрывай колпачком.
– И ещё нужно соблюдать общие правила.
- Хорошо устроенное рабочее место сделает твой труд более приятным.
- Постоянно поддерживай порядок на рабочем столе.
- После работы убирай всё на место.
VII. Последовательность выполнения работы (4 минуты)
На доске алгоритм изготовления поделки
– Ну, что же приступим к работе.
Ребята, посмотрите на доску. Перед вами алгоритм выполнения карандашницы.
- Возьмем красивую 1,5 бутылку, отрезаем верхнюю часть;
- Затем берем цветные кусочки ткани, накладываем заготовленные шаблоны цветочков, обводим с помощью маркера или фломастера;
- Вырезаем цветочки;
- Берем нашу вазочку и с помощью клея осторожно приклеиваем цветочки к вазочке, а затем и сердцевидки цветков. Наша вазочка готова.
Работаем по алгоритму. Ребята возьмите свои бутылки и аккуратно отрежьте верхушки, не забывайте соблюдать правила ТБ с ножницами, далее перед вами цветные лоскуточки тканей, возьмите шаблон цветочка, наложите на ткань, обведите несколько вариантов
(после того, как ребята выполнили данную работу – выполняется физкультминутка)
– Ребята, отложите всё в сторону, мы немножко отдохнём.
VIII. Физкультминутка (2 минуты)
Музыка
Тихо встаньте, улыбнитесь
Все в зверушек превратились
(дети одевают шапки с изображением животных)
Сколько в класс пришло зверей
Не узнать моих детей
Кто зайчишка, кто лисичка
Кто медведь, кто волк, кто птичка.
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь.
(танец маленьких утят)
IX. Продолжение работы над новой темой (12 минут)
На доске алгоритм изготовления поделки
Молодцы! тихо садитесь, продолжаем работу.
– Мы остановились на том, что вы обвели по готовому шаблону цветы, теперь вырезаем аккуратно цветочки. После того, как вырезали, берем нашу вазочку и с помощью клея осторожно приклеиваем цветочки к вазочке, а затем и сердцевидки цветков. Наша вазочка готова.
X. Просмотр, оценка и анализ выполненных работ (2 минуты)
Демонстрационный стол, на столе поделки ребят
Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими получились наши работы?
(Ребята отвечают – красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д.)
Какие качества вам потребовались?
(Ребята отвечают – трудолюбие, аккуратность, внимательность, дисциплина, организованность, ответственность, творчество и т.д.)
На сколько пластиковых бутылок стало меньше?
(Ребята отвечают – на шесть «в зависимости от количества детей в классе»)
На сколько полезных вещей стало?
(Ребята отвечают – на шесть «в зависимости от количества детей в классе»)
XI. Уборка рабочего места (1,5 минуты)
Молодцы ребята!
Вот закончился урок,
Всё убрать нам нужно в срок
Мусор быстро собери,
И порядок наведи
Учащиеся убирают своё рабочее место
XII. Подведение итогов (1,5 минуты)
– Вот и подошёл наш урок к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке?
– Что интересного вы узнали?
(Ответы детей)
– Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу. Все получают отметку «5»
Хочется закончить урок такими словами:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!