Обучение сжатому изложению (подготовка к ГИА)

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Учить видеть структуру текста, работать над выделением главной и второстепенной информации.
  • Развивать умение сжимать текст разными способами.
  • Учить составлять связный пересказ, не искажающий содержание и не нарушающий логики исходного текста.

Оборудование урока:

Ход урока

I. Предварительный этап.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите его тему и идею (слайд 3)
  3. Что такое «микротема»? (слайд 4) Сколько микротем в данном тексте?
  4. Ваша задача – сжать исходный текст. Какие способы сжатия вам известны? (слайд 5)
  5. Расскажите о них. (Обобщение, исключение; упрощение) (слайды 6, 7,8)

II. Работа над сжатием исходного текста. (по микротемам)

  1. Попробуйте сформулировать микротему 1 абзаца (современный зритель может усмотреть недостаток в единообразии средневековых иконописных изображений)
  2. Подчеркните в первом абзаце самую важную информацию, без которой нельзя обойтись.

Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их некоторое однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображенных святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало таланта для того, чтобы преобразить с помощью своей художественной фантазии известные библейские и евангельские сюжеты?

- Какую информацию можно обобщить? (Второе предложение)

- Что можно исключить совсем, а что следует упростить и оставить?

(слайд 9):

  • Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их некоторое однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображенных святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало таланта для того, чтобы преобразить с помощью своей художественной фантазии известные библейские и евангельские сюжеты?

- Запишите получившийся вариант текста (слайд 10):

Современный зритель, глядя на средневековые иконы, обращает внимание на единообразие иконописных изображений и может подумать, что автору не хватало таланта.

  1. Выделите важную информацию во втором абзаце. Каким способом сжатия вы воспользуетесь в данном фрагменте текста? (исключение)

(слайд 11):

Дело в том, что средневековый художник старался следовать уже созданным произведениям, которые были признаны всеми за образец. Поэтому каждый святой наделялся именно ему присущими чертами внешности и даже выражением лица, по которым верующие могли легко найти его икону в храме.

  1. Сформулируйте микротему 3 абзаца (Так появились иконописные каноны, для сохранения которых церковь создала специальные пособия по иконописи)
  2. Упростите первое предложение абзаца и запишите полученный вариант.
  3. Что можно исключить без потери смысла? (слайд 12):
    Такие образцы со временем становились каноническими. А чтобы художники не ошибались, под руководством церкви создавались специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых.
  4. Сформулируйте 4 микротему. (Настоящий мастер, зная каноны, не нуждался в помощи пособий по иконописи)
  5. Сожмите текст этого абзаца. Каким приемом вы воспользуетесь? (исключение, возможно с упрощением) (слайд 13):
    Такие образцы со временем становились каноническими. А чтобы художники не ошибались, под началом церкви создавались специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых.
  6. Самостоятельная работа по выделению важной информации последнего абзаца и сжатию текста.
  7. Проверка (слайд 14):

Следование традиции не делало работы мастеров бездушными и шаблонными. Художественные шедевры иконописцев до сих пор поражают нас своей духовной глубиной. Они говорят с нами через века, зовут в мир высших ценностей.

III. Подведение итогов урока. (Слайд 15)