Цели:
- Учить видеть структуру текста, работать над выделением главной и второстепенной информации.
- Развивать умение сжимать текст разными способами.
- Учить составлять связный пересказ, не искажающий содержание и не нарушающий логики исходного текста.
Оборудование урока:
- Распечатки текста изложения у каждого ученика (Приложение 1)
- Презентация (Приложение 2)
Ход урока
I. Предварительный этап.
- Прочитайте текст.
- Определите его тему и идею (слайд 3)
- Что такое «микротема»? (слайд 4) Сколько микротем в данном тексте?
- Ваша задача – сжать исходный текст. Какие способы сжатия вам известны? (слайд 5)
- Расскажите о них. (Обобщение, исключение; упрощение) (слайды 6, 7,8)
II. Работа над сжатием исходного текста. (по микротемам)
- Попробуйте сформулировать микротему 1 абзаца (современный зритель может усмотреть недостаток в единообразии средневековых иконописных изображений)
- Подчеркните в первом абзаце самую важную информацию, без которой нельзя обойтись.
Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их некоторое однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображенных святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало таланта для того, чтобы преобразить с помощью своей художественной фантазии известные библейские и евангельские сюжеты?
- Какую информацию можно обобщить? (Второе предложение)
- Что можно исключить совсем, а что следует упростить и оставить?
(слайд 9):
- Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их некоторое однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображенных святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало таланта для того, чтобы преобразить с помощью своей художественной фантазии известные библейские и евангельские сюжеты?
- Запишите получившийся вариант текста (слайд 10):
Современный зритель, глядя на средневековые иконы, обращает внимание на единообразие иконописных изображений и может подумать, что автору не хватало таланта.
- Выделите важную информацию во втором абзаце. Каким способом сжатия вы воспользуетесь в данном фрагменте текста? (исключение)
(слайд 11):
Дело в том, что средневековый художник старался следовать уже созданным произведениям, которые были признаны всеми за образец. Поэтому каждый святой наделялся именно ему присущими чертами внешности и даже выражением лица, по которым верующие могли легко найти его икону в храме.
- Сформулируйте микротему 3 абзаца (Так появились иконописные каноны, для сохранения которых церковь создала специальные пособия по иконописи)
- Упростите первое предложение абзаца и запишите полученный вариант.
- Что можно исключить без потери смысла? (слайд 12):
Такие образцы со временем становились каноническими. А чтобы художники не ошибались, под руководством церкви создавались специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых. - Сформулируйте 4 микротему. (Настоящий мастер, зная каноны, не нуждался в помощи пособий по иконописи)
- Сожмите текст этого абзаца. Каким приемом вы воспользуетесь? (исключение, возможно с упрощением) (слайд 13):
Такие образцы со временем становились каноническими. А чтобы художники не ошибались, под началом церкви создавались специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых. - Самостоятельная работа по выделению важной информации последнего абзаца и сжатию текста.
- Проверка (слайд 14):
Следование традиции не делало работы мастеров бездушными и шаблонными. Художественные шедевры иконописцев до сих пор поражают нас своей духовной глубиной. Они говорят с нами через века, зовут в мир высших ценностей.