Урок окружающего мира на тему "Если хочешь быть здоров". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Программа: Школа России.

Цель урока: познакомить учащихся с основными правилами здорового образа жизни.

Задачи:

  • обучающие – сформировать представление о правилах здорового образа жизни, учить переносить знания, полученные на занятиях, в повседневную жизнь;
  • развивающие – развивать речь, внимание, воображение, умения делать выводы, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывающие – воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • для учителя: магнитофон; диск с музыкой; жетончики, грамоты для команд; карточки с названиями конкурсов;
  • для учащихся: конверты с заданиями для каждой группы, сердечки, сигнальные огни;

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Улыбнитесь друг другу, ребята. Сядьте удобно, тихо повторяем за мной слова: (под тихую мелодичную музыку)

Я в школе на уроке,
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза)
Внимание мое растет.
Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно (Пауза)
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю!

II. Сообщение темы мероприятия.

У: Сегодня мы обобщим те знания о здоровье, о которых вы уже имеете представление из жизненного опыта или получили для себя что–то новое на наших занятиях и проведем игру – соревнование:

Если хочешь быть здоров (на доску прикрепить карточку с данным названием).

И девизом нашего занятия будут слова: (прикрепить карточку)

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

Как вы понимаете это высказывание?

Д: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, т. е. здоровье человека зависит от него самого.

III. Работа по теме.

У: Прежде, чем начать игру, каждая команда придумывает себе название.

( Название каждой команды записывается на доску).

За каждый правильный ответ команда получает жетончик, который будет прикреплен на доску.

1) а) Итак, конкурс «Чистота и здоровье» (карточку с таким названием прикрепить на доску).

Я загадываю каждой команде загадки, за правильный ответ получаете баллы:

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
Собирается она
Вымыть спинку до красна. (Мочалка)

Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовешь меня – бегу
От болезней берегу. (Вода)

Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)

Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)

У: Все слова – отгадки относятся к одному из правил здорового образа жизни.

К какому?

Д: Соблюдай чистоту.

б) А теперь каждая команда, посовещавшись, ответит: а в чем и где мы должны соблюдать чистоту? За ответы начисляются баллы. (Звучит музыка)

Д: Мыть руки перед едой; стричь ногти; мыться в бане, ванне (под душем); содержать в порядке вещи; жилище, где живешь и учишься; проветривать помещение; соблюдать правила личной гигиены.

У: Ребята, а почему надо соблюдать правила личной гигиены, чистоту?

Д: Человек потеет и с потом выделяются из организма вредные вещества. Кожа становится грязной, появляются бактерии, среди которых немало болезнетворных. В грязных помещениях трудно дышать, у человека может появиться аллергия, да и просто неприятно находиться в грязном помещении.

в) А сейчас послушайте шуточные частушки о здоровье.

(Выходят ребята к доске и под музыку исполняют частушки).

Поленился утром Вова
Причесаться языком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком.

Закопченную кастрюлю
Оля чистила песком.
Два часа в корыте Олю
Мыла бабушка потом.

Всем знаком грязнуля Ваня
Он не любит мыться в бане.
Плачет в бане он всегда,
– Ой, горячая вода!

И холодной он боится –
По утрам не хочет мыться.
Снова плачет он тогда:
Ой, холодная вода!

Помни лозунг ты такой:
Руки мой перед едой.
Чтобы это не забыть
Снова надо повторить.

Зубы щеткой лучше три:
И снаружи и внутри.
Чтобы это не забыть
Снова надо повторить.

Волосок за волоском
Расчешись ты гребешком.
Чтобы это не забыть
Снова надо повторить.

Жизнью я довольна очень,
И пою я и пляшу.
Потому что днем и ночью
Свежим воздухом дышу.

У: От кого зависит соблюдение чистоты?

Д: От самого человека.

У: Продолжите фразу:

Если мы хотим быть здоровыми, то …

Д: должны соблюдать чистоту.

У. Какое правило ЗОЖ вы назвали?

Д. Соблюдай чистоту. (Прикрепить на доску карточку).

У. Молодцы. Я надеюсь, что вы всегда выполняете это правило.

2) а) Следующее задание. Каждая команда обдумывает вопрос:

– В чем заключается польза от занятий спортом, от закаливания организма?

(Звучит музыка).

Д: Спорт укрепляет и развивает мышцы человека; делает его сильным и здоровым;

Физически здоровый человек более вынослив, меньше болеет, больше успевает делать. Закаливание предупреждает болезни; организм при закаливании меньше восприимчив к простудным заболеваниям.

У: В Древней Греции родилось изречение: «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай».

– Объясните, как вы понимаете эти слова?

Д: При беге наши мышцы укрепляются, и мы становимся сильнее. От бега мы делаемся стройнее, а значит красивее. Бег дает человеку здоровье, а здоровому человеку, и работать, и учиться легче.

б) У: У вас на столах лежат конверты под №1, в них лежат листочки с написанными словами. Вы должны: из слов собрать пословицу, в команде обсудить смысл получившейся пословицы и прикрепить ее на доску.

(Звучит музыка).

На доске появляются собранные пословицы:

  • Здоровье дороже богатства.
  • В здоровом теле – здоровый дух.
  • Крепок телом – богат и делом.

(за правильные ответы – жетончики).

У: Кто догадался, какие два правила сейчас назвали?

Д: Больше двигайся, закаляй свой организм. (Прикрепить на доску карточки с названиями правил «Движение и здоровье», «Закаливание организма»).

У: Только ли при выполнении физических упражнений, при занятии спортом развиваются мышцы? А еще когда?

Д: При занятии физическим трудом. (Прикрепить карточку).

У: А где вы можете трудиться?

Д: При оказании помощи родителям, взрослым.

У: Одно из правил ЗОЖ гласит: «Сочетай труд и отдых».

– Как вы это понимаете?

Д: Надо соблюдать режим дня. (Прикрепить карточку).

У: Ну и мы – поработали, сейчас отдохнем. Физминутка.

Игра «Веселые колпачки».

Условия игры: выполнять определенное движение на каждый цвет под танцевальную музыку, учитель показывает эти цвета.

  • На синий цвет – плясать.
  • На красный цвет – стоять, «ура» кричать.
  • На зелёный – маршировать, бежать.
  • На жёлтый цвет – на месте прыгать, руками махать.

У: От кого зависит здоровье человека?

Д. От самого человека.

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Чтобы быть здоровым, каждый человек должен заниматься спортом, закаливать свой организм, дети должны помогать взрослым (родителям, бабушкам и дедушкам, соседям), …

У. Какие знакомые цвета вы увидели?

Д. Красный, желтый, зеленый.

У. А что это за цвета?

Д: Цвета светофора.

3) а) Следующий конкурс заключается в том, что каждая команда называет правила, связанные с дорогой: при переходе через дорогу, при ожидании транспорта. На обдумывание 1 минута. (Вкл. музыку).

(Каждая группа по – очереди называет по одному правилу, за правильные ответы получают баллы).

б) А сейчас я вам покажу дорожные знаки, а вы объясните, что это за знак?

Показываются 6 дорожных знаков. За правильные ответы учащиеся получают баллы.

в) Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

У: Где считаете нужным, говорите хором эти слова.

Кто из вас идет вперед,
Только там, где переход?

Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?

Кто из вас, идя, домой,
Держит путь по мостовой?

Знает кто, что красный свет
Это значит: хода- нет?

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает взрослым место?

Знает кто, что свет зеленый
Означает: «Путь свободен?».

У: Сформулируйте правило ЗОЖ.

Д. Соблюдай правила дорожного движения.

У. Молодцы. Это правило, мы назовем «ПДД и здоровье». (Прикрепить карточку). Всегда выполняйте эти правила.

4) а) У. Следующее задание. Каждая команда берет конверт под №2. В нем правило, связанное с пищей, едой. Каждая группа читает свое правило, и пробует инсценировать или изобразить пантомимой правило гигиены, которое необходимо соблюдать. А другие команды пытаются угадать это правило.

Задание – правила:

  • За едой не спешите, хорошо разжёвывайте пищу.
  • Перед едой мойте руки мылом.
  • При пережевывании пищи не раскрывайте широко рот, не чавкайте.

(Баллы даются за то, что смогли изобразить и за то, что смогли угадать).

б) Сейчас каждая команда обсудит и затем назовет правила правильного питания.

За каждое правило команда получает дополнительный балл. (Вкл. музыка).

Д: Нужно стараться употреблять разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества; поменьше есть булочек и сладостей, т. к. в них много углеводов; излишки которых превращаются в жир; не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого; пища не должна быть очень горячей, обжигающей; нужно стараться есть в одно и то же время. Организм привыкает к определенному режиму и тогда пища лучше усваивается; утром перед школой обязательно надо завтракать, т. к. от голода болит голова, теряется внимание, снижается работоспособность; ужинать нужно не меньше чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

У: Молодцы. А сейчас послушайте выступления ребят.

(к доске выходят несколько человек и читают стихи)

  1. Человеку нужно есть,
    Чтобы встать и чтобы сесть,
    Чтобы прыгать, кувыркаться,
    Песни петь, дружить, смеяться.

  2. Чтоб расти и развиваться,
    И при этом не болеть.
    Нужно правильно питаться
    Самых юных лет уметь.

  3. Витамины – просто чудо!
    Сколько радости несут.
    Все болезни и простуды
    Перед ними упадут.

  4. Вот поэтому всегда
    Для нашего здоровья,
    Полноценная еда –
    Важнейшее условие.

  5. Ягоды, фрукты и овощи –
    Основные источники витаминов.
    А витамины очень нужны
    Нашему организму.

(Выходят заранее подготовленные дети, на головах у них шапочки с названием витамина, а в руках держат картинки с изображением продуктов, которые имеются в данном витамине)

Витамин А:

Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.

Витамин А – это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

Витамин В:

Очень важно спозаранку,
Съесть за завтраком овсянку.

Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в черном хлебе, в грецких орехах.

Витамин С:

От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.

Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, капусте, во всех ягодах и фруктах.

Витамин Д:

Рыбий жир всегда полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить.

Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.

(Все хором)

Всю азбуку здоровья нужно крепко знать.
И в жизни эти знания повсюду применять.

У: Какой вывод можно сделать?

Д. Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила правильного питания.

5) а) У. Следующий конкурс называется «Не имей вредных привычек».

(Прикрепить карточку).

У: Одно из главных правил ЗОЖ – не имей вредных привычек.

– А что относиться к вредным привычкам?

Д: Курение, наркомания, употребление алкоголя, переедание, лень, нежелание работать и двигаться, несоблюдение правил личной гигиены и правил дорожного движения, обида на других, разбрасывание вещей.

У: Какой вред наносят человеку его плохие привычки?

Д. Если переедать, у человека может развиться ожирение, и тогда плохо будут работать его органы; если не мыться, то с таким человеком неприятно находиться; когда обижаешься или злишься на другого человека, то пропадает настроение.

У. Почему каждый человек должен избавляться от своих вредных привычек?

Д. Мешает быть здоровым.

б) И сейчас для вас следующее задание: берете конверт под №3. Из имеющихся слов выбираете признаки здорового человека. И эти слова – карточки прикрепите на доску.

(Каждой группе даны разные слова с признаками здорового и больного человека. Группа выбирает признаки здорового человека, затем прикрепляет эти слова на доску, проговаривая их вслух: красивый, сильный, ловкий, румяный, статный, стройный, крепкий, подтянутый).

У: Молодцы, с заданием справились.

– Можно ли назвать человека здоровым, если у него ничего не болит, но он обижает людей, животных? (Нет). Мешают ли плохие мысли здоровью человека? (Да). И к правилам ЗОЖ можем отнести и хорошее настроение.

Итак, ребята, чтобы быть здоровыми, какие правила нужно соблюдать? Правильно ответить вам поможет получившаяся на доске схема. Прочитайте эти правила. (Дети по очереди вслух читают правила).

V. Закрепление изученного.

У. Задание командам. Подумайте, какое решение принять:

Два мальчика разговаривают друг с другом.

1. «Каждый день я делаю утреннюю зарядку и водные процедуры». – «Умываться, делать по утрам зарядку и водные процедуры мне некогда, да и неохота».

2. «Два раза в день я чищу зубы, ухаживаю за полостью рта. Один раз в полгода прохожу профилактический осмотр у стоматолога». – «Я не посещаю стоматолога – это очень страшно, да и зачем? Чищу зубы один раз в день. Я считаю, что этого достаточно».

3. «Чтобы быть здоровым, необходимо закаляться, обливаться холодной водой, принимать солнечные и воздушные ванны, заниматься спортом». – «Обливаться холодной водой, да еще зимой, очень вредно – можно простудиться, заболеть. А заниматься спортом мне некогда, я люблю играть в компьютерные игры до вечера!»
– Какое решение надо принять мальчикам? Почему?

IV. Итог занятия.

А сейчас возьмите конвертик под №4. В нем лежат сердечки. Я вас прошу написать на них теплые пожелания для наших гостей, учителей, учеников или для всех людей планеты. Пожелайте что-то доброе, приятное. (Вкл. музыку. Пока дети пишут, на доску прикрепить ватман с надписью «Будьте здоровы!»).

– Если кто–то напишет свое пожелание, то выходите к доске, зачитываете вслух свое пожелание и прикрепляете сердечко на ватман.

– Молодцы, ребята. Я подсчитала ваши баллы, и получилось, что все команды набрали одинаковое количество жетончиков. Каждая команда получает грамоту за участие в игре-соревновании «Если хочешь быть здоров».

– Наше занятие заканчивается.

Учитель показывает кружочек зеленого цвета. (Зеленые – хорошее настроение, красные – плохое настроение, желтые – среднее настроение кружочки имеются у каждого ученика и у учителя; после каждого урока дети, а иногда и учитель, показывают при помощи кружков свое настроение).

У меня сегодня хорошее настроение, т. к. вы хорошо работали, были дружными, пожелали всем людям много приятного, а главное – здоровья. Я тоже желаю всем здоровья. Только здоровый человек по – настоящему может познать радость жизни.

– Спасибо за работу.

Используемая литература:

  1. А. А. Плешаков. Окружающий мир, 3 класс.