Комплексное занятие по нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Цветик-семицветик"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.
  2. Сформировать у детей представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими.
  3. Развить умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков.
  4. Формировать элементарные плавила вежливости, представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать поступки.
  5. Развить конструктивные способности, умения составлять из частей целое.
  6. Доставить детям радость и удовольствие от игр, развивающих внимание, творческое воображение.
  7. Учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, учить следовать за лидером группы.
  8. Развивать связную выразительную речь, логику, мышление.
  9. Развивать чувство взаимопонимания и взаимопомощи.

Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева "Цветик-семицветик", пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению.

Материалы и оборудование:

  • Цветик-семицветик,
  • баранки,
  • ваза,
  • волшебный клубочек,
  • поднос со снегом или кусочками льда (или искусственные комки снега из ваты),
  • игрушки,
  • иллюстрации по сказке, мольберт, магниты (10 штук),
  • карточки с буквами "ДОБРО" и "ДОБРОТА",
  • рисунки с хорошими и плохими поступками,
  • дорожка из следов,
  • карточка со словами "солнце – …, птица – …, дерево – …, сказка – ..., рука – …, ребенок – …, ручей – …, кольцо – …, сердце- …",
  • конверт с письмом.

Структура занятия:

  1. Приветствие;
  2. Упражнение "Прикосновение ладошками";
  3. Сюрпризный момент – почтальон приносит загадочный конверт с письмом;
  4. Чтение письма и беседа по произведению;
  5. Выполнение первого задания – расставить карточки с картинками в той же последовательности как в сказке;
  6. Вхождение в сказку «Волшебные ворота»;
  7. Выполнение второго задания – необходимо закончить предложение, правильно досказав словечко.
  8. Выполнение третьего задания – выбрать картинки с хорошими поступками;
  9. Физминутка "Следы";
  10. Игра "Ласковое слово";
  11. Игра « Это я, это я, это все мои друзья!»;
  12. Беседа на тему «Что такое добро? Какого человека можно назвать добрым? Какие поступки совершают добрые люди? Как можно определить, что человек добрый?
    Какое выражение глаз у добрых людей?»
  13. Сюрпризный момент – Король Королевства Сказок передает "Волшебный цветок» за правильно угаданное волшебное слово «Доброта».
  14. Прощание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети с педагогом входят в группу. 

Педагог-психолог:

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваются: "Доброе утро" 
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята. Какие вы сегодня красивые. Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. И сначала, я предлагаю поздороваться друг с другом. Но сделаем это по особенному: прикосновением ладошками.

Упражнение "Прикосновение ладошками"

Педагог-психолог: Вот так: поздоровались со своим соседом прикоснувшись ладошками.

(Дети прикасаются ладошками друг с другом)

(Педагог-психолог после упражнения предлагает детям присесть.)

Педагог-психолог: Ребята, теплые у нас ладошки? (ответы детей: «Да»)  Да, потому что вы очень добрые ребята и готовы сегодня поделиться своим теплом друг с другом.

Педагог-психолог: Дорогие дети! сегодня утром почтальон принес мне один загадочный конверт. Он адресован вашей группе. Давайте откроем его и посмотрим, что там внутри (распаковывают и вынимают письмо с картинками). Ребята, да здесь письмо и какие то картинки. Давайте прочитаем письмо и тогда поймем что это за картинки.

В письме написано:

"Дорогие, ребята!
Я знаю, что вы любите сказки. Но в моем Королевстве сказок случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки цветика-семицветика. Помогите их найти. Если вы согласны помочь, то подсказка на карточках с картинками. Расставьте их в той последовательности как в сказке. Это и будет вашей картой. Если вы все сделаете правильно, то соберете все 7 лепестков и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик-семицветик.

С благодарностью Король Королевства Сказок"

Педагог-психолог:  Ребята, поможем Королевству Сказок?

Дети:  Да.

Педагог-психолог:  Тогда вспомним эту сказку и правильно расставим карточки с картинками. Это и будет первое задание, справившись с которым мы найдем первый лепесток с буквой. Как вы думаете, ребята, из какой сказки этот цветок?

Дети: Из сказки "Цветик-семицветик".

Педагог-психолог подводит детей к столу

Правильно. Давайте расставим карточки в нужной последовательности, вспомнив сказку. Как звали девочку в этой сказке? (Женя) Мама послала Женю в магазин за баранками. А что случилось с Женей, когда она купила баранки и уже шла домой? (Собака сьела все баранки) Что было потом? (Она заблудилась и заплакала, ее увидела старушка и подарила цветик-семицветик) Что сказала старушка про этот цветок? (Что он волшебный, все может) Давайте найдем с вами первую картину. Это будет…(Дети находят). А что случилось с девочкой Женей дома? (Она хотела поставить цветок в вазу и нечаянно ее разбила) Девочка загадала второе желание и ваза сделалась целая. Где эта картинка? (Дети находят). Дальше что произошло с девочкой? (Она пошла во двор, где играли мальчишки в северный полюс и загадала желание очутиться на самом северном полюсе) Ребята, где эта картина? (Дети находят). Девочке понравилось там? (Нет) А почему? (Там было холодно, были злые медведи) Каким было следующее желание Жени, где эта картина? (Она увидела у девочек разные игрушки и захотела чтобы все игрушки мира были ее) Понравилось ей свое желание? (Нет, она испугалось столько количество игрушек). И как же девочка Женя поступила с последним лепестком? (Она отдала его мальчику, чтобы тот был здоровым). Ребята, вот эта картина.

(Дети вместе с психологом расставляют картинки)

Педагог-психолог:  Молодцы! Мы справились с заданием и где то здесь должен быть первый лепесток с буквой. Посмотрите.

(Под столом приклеен лепесток с буквой "Д". Дети находят лепесток, психолог по возможности подсказывает)

Педагог-психолог: Давайте прикрепим его к нашему будущему цветку. С этой буквы, ребята, и будет начинаться волшебное слово.

Педагог-психолог:Ну что, ребята, начнем наше путешествие? («Да») Для того чтобы попасть в сказку, мы пройдем с вами через вот эти волшебные ворота (Психолог проводит детей через обруч)

Вот мы и в сказке. Ребята, а по сказке, куда мы отправимся сначала? 

Дети:  В Булочную!

Педагог-психолог:  Верно! А покажет нам дорогу волшебный клубочек. Катя (имя), давай ты возьмешь в руки этот клубочек и держась за ниточку приведешь нас всех туда. (Дети вместе с психологом идут вслед за клубочком). Вот мы и пришли. Ребята, когда нам делают приятное мы благодарим, говорим вежливые слова. Здесь нам нужно закончить предложение, правильно досказав словечко.

(Психолог предлагает детям присесть на кубики.)

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)
  • Решай споры словами, …(а не кулаками)
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте)
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы …( спасибо)
  • И в России, Беларусии и Дании на прощание говорят… (до свидания)

Педагог-психолог:  Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.

Педагог-психолог:  Ребята, где то здесь должен быть второй лепесток с буквой. Посмотрите…Какая на лепестке буква.. «О». Вот у нас уже есть две буквы. Пойдем искать следующие буквы?
 (Под столом приклеен лепесток с буквой "О", прикрепляем лепесток на мольберт)

Педагог-психолог:  Девочка Женя совершила плохой поступок: разбила мамину любимую вазу. Но сделала эту случайно, засмотревшись на воронов. Куда нас волшебный клубочек поведет?

Дети:  Домой к девочке Жене.

(Дети за клубочком идут к мольберту с картинками)

Педагог-психолог:

Здесь нам нужно выбрать картинки с хорошими поступками. Это какие будут картины? А почему это хороший поступок?

(Педагог с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ)

 Педагог-психолог:  Ребята, посмотрите на другие картинки. Какие поступки на них изображены? (плохие). А почему плохие? Как дети должны были поступить?

(Педагог с детьми обсуждают картинки, почему так нельзя делать и как нужно поступить)

Педагог-психолог: Ребята, какие вы все молодцы. Посмотрите здесь должен быть третий лепесток с буквой. Какая это буква? …«Б»

(Под салфеткой накрыт лепесток с буквой "Б". Дети его находят и ставят на мольберт)

Педагог-психолог:  Ребята, а где девочка Женя встретила семь белых медведей?

Дети: На Северном полюсе.

Педагог-психолог: Правильно. Почему решила побывать на северном полюсе? (потому что мальчишки не взяли ее с собой играть) А как она туда попала? (с помощью цветика-семицветика) А мы ребята, попадем туда с помощью волшебного клубочка. Пойдем мы с вами вот по этим следочкам.

Физминутка "Следы"

Выкладывается дорожка из следов, дети идут по ней.

Можно идти, выполняя различные задания: идем высоко поднимая ноги, чтобы не сбить росу, крадемся, чтобы не спугнуть птиц и т.д.

Педагог-психолог:

«По следочкам мы пойдем, все пойдем,
И что-нибудь мы там найдем, да найдем».

(Следы приводят детей к следующему лепестку с буквой)

Педагог-психолог:  Ребята посмотрите, следы привели нас не только на северный полюс, но и к следующей букве «Р».

Дети прикрепляют букву на мольберт)

Педагог-психолог: Здесь на северном полюсе чтобы не замерзнуть, нам предлагают сыграть в игру "Ласковое слово". Так как ласковое, доброе слово душу согревает.

(Педагог называет слова, например: "Солнце", дети ласково "Солнышко") (Психолог предлагает детям присесть на кубики.)

Карточка со словами:

Птица – …, дерево – …, сказка – …, рука – …, ребенок – …, ручей – …, кольцо – …, сердце – …

Педагог-психолог: –  Молодцы, вам понравились ласковые слова. А где же спрятан лепесток? (Дети ищут лепесток и находят под сугробом).

Педагог-психолог: Какая была спрятана буква? Буква «О». Давайте поставим ее рядышком с буквой «Р» на мольберте.

Педагог-психолог:  Скажите ребята, по сказке куда мы отправимся теперь?

Дети: К игрушкам!

(Дети идут за клубочком).

Педагог-психолог: Здесь нам предлагают поиграть в интересную игру. Я буду задавать вопросы, и если они будут учить вас вежливости и добру хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если слова не по душе, вам не присущи, то: «Это не я, это не я, это не мои друзья!»

  1. Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо?
  2. Кто из вас скажите братцы, забывает умываться?
  3. У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
  4. Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
  5. Кто из вас молчит как рыба в место доброго спасибо?
  6. Кто быть, вежливым желает, малышей не обижает?

Педагог-психолог:  Молодцы! Где же может быть спрятан лепесток? Может в игрушках?

(Дети находят лепесток с буквой"Т" и крепят на мольберт)

Педагог-психолог подводит детей к картинкам по сказке и предлагает посмотреть на последнею: Ребята, посмотрите на последнею картинку. Что на ней изображено? Как поступила девочка Женя? Какая она? (хорошая, добрая)

Педагог-психолог:  А как вы думаете, что такое добро? Скажите, кого мы можем назвать добрым человеком? Какие поступки совершают добрые люди? Как мы можем определить, что человек добрый?Какое выражение глаз у добрых людей?

(Дети отвечают)

Педагог-психолог:  Есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек".

– Молодцы, ребята! Где же может быть спрятан последний лепесток? Может у гостей?

(Гости заглядывают под стульчики и находят лепесток с буквой "А". Дети прикрепляют букву на мольберт. Составляют слово "Доброта")

Очень хорошо! Прикрепим последний лепесток к нашему цветку. Мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили слово "Доброта".

Педагог-психолог: Как вы думаете, почему вы справились с заданием? 

Дети: Потому что все мы были вместе.

Педагог-психолог: Правильно.

Доброта – вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым? (Дети отвечают добрым)
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать 
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней, 
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…

Педагог-психолог: Ребята, какие вы молодцы. Мы проделали большой путь. Правильно выполнили все задания, тем самым собрали все лепестки цветика – семицветика и отгадали волшебное слово.Давайте дружно похлопаем себе. Вы настоящие молодцы! А для настоящих молодцов Король Королевства Сказок передал мне "Волшебный цветок».На каждом его лепесточке живут волшебные, добрые слова. Их так много, что не сосчитать. Но они все нас радуют и от их тепла мы становились еще добрее и внимательнее друг к другу. Этот цветок мы возьмем с собой в группу, чтобы никогда не забывали о волшебных словах.

Психолог передает цветок детям.

Педагог-психолог: А теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад. Попадем мы туда, так же как пришли, через волшебные ворота (дети проходят через обруч). Ребята, понравилось вам наше путешествие? Что мы с вами поняли из этого путешествия? (доброта – спасет мир)