ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика неразрывно связана с нашей жизнью, бытом и работой. Практически в каждой профессии применяются законы алгебры и геометрии, но многие ли привыкли замечать знакомые геометрические отношения в окружающем нас мире вещей и явлений? Многие ли умеют пользоваться приобретёнными геометрическими знаниями на практике в затруднительных случаях жизни, в походе или в бивуачной обстановке? Поэтому для пробуждения интереса к геометрии необходимо вывести науку из стен классной комнаты на вольный воздух, в лес, в поле, к реке, взять с собой в поход, чтобы под открытым небом отдаться непринуждённым занятиям без учебника и таблиц.
Занятия по программе данного курса помогут приобрести знания по применению геометрии в профессиях лесовода, дорожника, военного, кинематографиста и т.д., что поможет пробудить интерес к изучению математики.
ЦЕЛИ КУРСА
- внушить охоту и воспитать вкус к изучению геометрии;
- показать нестандартные пути использования геометрических знаний в повседневной жизни.
ЗАДАЧИ КУРСА
Образовательные:
- расширять и углублять знания по геометрии;
- формировать умение применять геометрические знания в повседневной жизни.
Развивающие:
- развивать умение научного познания через исследовательскую работу;
- развивать нестандартное мышление к решению задач;
- развивать умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать интерес учащихся к изучению геометрии;
- пробуждать познавательную потребность к окружающей среде.
Образовательные:
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- воспитывать культуру общения ученик – ученик и ученик – учитель.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курс составлен на 34 часа
I. Раздел «Геометрия в лесу» (8 ч.)
- Тема №1 «Высота дерева и подобие треугольников»
- Тема №2 «Высотомер лесовода»
- Тема №3 «Две сосны и теорема Пифагора»
- Тема №4 «Геометрия листьев»
- Тема №5 «Итоговый контроль по разделу геометрия в лесу»
Примечание к разделу 1
Изготовление «прибора» из трёх булавок
Л/р «Измерение высоты дерева»
Л/р«Измерение отношений площадей листьев»
II. Раздел «Геометрия в открытом поле» (6 ч.)
- - Тема №1 «Угол зрения»
- Тема №2 «Сенсационные фотографии»
- Тема №3 «Угломер артиллериста»
- Тема №4 «Высоко ли облака?»
- Тема №5 «Итоговый контроль по разделу геометрия в открытом поле»
III. Раздел «Походная тригонометрия без формул и таблиц» (6 ч.)
- Тема №1 «Вычисление синуса»
- Тема №2 «Расстояние до острова и ширина озера по компасу»
- Тема №3 «Определение величины данного угла без всяких измерений»
- Тема №4 «Треугольный участок»
- Тема №5 «Итоговый контроль по разделу походная тригонометрия без формул и таблиц»
IV. Раздел «Геометрия в дороге и у реки» (13 ч.)
- Тема №1 «Искусство мерить шагами и глазомер»
- Тема №2 «Куча щебня»
- Тема №3 «Дорожный поворот»
- Тема №4 «Путь через реку»
- Тема №5 «Ширина реки»
- Тема №6 «Сколько воды протекает в реке»
- Тема №7 «Радужная плёнка»
- Тема №8 «Итоговый контроль по разделу геометрия в дороге и у реки»
Примечание к разделу 4
П/р «Определение суточного объёма воды реки»
Экологическая проблема «Нефть в океане»
V. Творческий отчёт (1 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА – Приложение
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
- фронтальные опросы;
- самостоятельные работы;
- тесты;
- практические работы;
- мини контрольные работы;
- подготовка материала для портфолио;
- изготовление приборов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащийся должен знать:
- методы научного познания,
- способы измерения:
высоты дерева,
расстояний до недоступных объектов, - формулы объёма фигур вращения.
Учащийся должен уметь:
- применять основные законы геометрии на практике в затруднительных случаях жизни;
- ориентироваться в учебниках, работать с дополнительной и справочной литературой;
- анализировать и отбирать материал для творческого отчёта;
- пользоваться высотомером, «булавочным» прибором и буссолью и проводить с их помощью необходимые измерения;
- решать задачи практической направленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», М., АО «Столетие», 1994.
- Атанасян А.В. «Геометрия 7–9 кл».