Элективный курс "Геометрия вокруг нас"

Разделы: Математика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Математика неразрывно связана с нашей жизнью, бытом и работой. Практически в каждой профессии применяются законы алгебры и геометрии, но многие ли привыкли замечать знакомые геометрические отношения в окружающем нас мире вещей и явлений? Многие ли умеют пользоваться приобретёнными геометрическими знаниями на практике в затруднительных случаях жизни, в походе или в бивуачной обстановке? Поэтому для пробуждения интереса к геометрии необходимо вывести науку из стен классной комнаты на вольный воздух, в лес, в поле, к реке, взять с собой в поход, чтобы под открытым небом отдаться непринуждённым занятиям без учебника и таблиц.

Занятия по программе данного курса помогут приобрести знания по применению геометрии в профессиях лесовода, дорожника, военного, кинематографиста и т.д., что поможет пробудить интерес к изучению математики.

ЦЕЛИ КУРСА

  • внушить охоту и воспитать вкус к изучению геометрии;
  • показать нестандартные пути использования геометрических знаний в повседневной жизни.

ЗАДАЧИ КУРСА

Образовательные:

  • расширять и углублять знания по геометрии;
  • формировать умение применять геометрические знания в повседневной жизни.

Развивающие:

  • развивать умение научного познания через исследовательскую работу;
  • развивать нестандартное мышление к решению задач;
  • развивать умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать интерес учащихся к изучению геометрии;
  • пробуждать познавательную потребность к окружающей среде.

Образовательные:

  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • воспитывать культуру общения ученик – ученик и ученик – учитель.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Курс составлен на 34 часа

I. Раздел «Геометрия в лесу» (8 ч.)

  • Тема №1 «Высота дерева и подобие треугольников»
  • Тема №2 «Высотомер лесовода»
  • Тема №3 «Две сосны и теорема Пифагора»
  • Тема №4 «Геометрия листьев»
  • Тема №5 «Итоговый контроль по разделу геометрия в лесу»

Примечание к разделу 1

Изготовление «прибора» из трёх булавок

Л/р «Измерение высоты дерева»

Л/р«Измерение отношений площадей листьев»

II. Раздел «Геометрия в открытом поле» (6 ч.)

  • - Тема №1 «Угол зрения»
  • Тема №2 «Сенсационные фотографии»
  • Тема №3 «Угломер артиллериста»
  • Тема №4 «Высоко ли облака?»
  • Тема №5 «Итоговый контроль по разделу геометрия в открытом поле»

III. Раздел «Походная тригонометрия без формул и таблиц» (6 ч.)

  • Тема №1 «Вычисление синуса»
  • Тема №2 «Расстояние до острова и ширина озера по компасу»
  • Тема №3 «Определение величины данного угла без всяких измерений»
  • Тема №4 «Треугольный участок»
  • Тема №5 «Итоговый контроль по разделу походная тригонометрия без формул и таблиц»

IV. Раздел «Геометрия в дороге и у реки» (13 ч.)

  • Тема №1 «Искусство мерить шагами и глазомер»
  • Тема №2 «Куча щебня»
  • Тема №3 «Дорожный поворот»
  • Тема №4 «Путь через реку»
  • Тема №5 «Ширина реки»
  • Тема №6 «Сколько воды протекает в реке»
  • Тема №7 «Радужная плёнка»
  • Тема №8 «Итоговый контроль по разделу геометрия в дороге и у реки»

Примечание к разделу 4

П/р «Определение суточного объёма воды реки»

Экологическая проблема «Нефть в океане»

V. Творческий отчёт (1 ч.)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСАПриложение

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  1. фронтальные опросы;
  2. самостоятельные работы;
  3. тесты;
  4. практические работы;
  5. мини контрольные работы;
  6. подготовка материала для портфолио;
  7. изготовление приборов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Учащийся должен знать:

  • методы научного познания,
  • способы измерения:
    высоты дерева,
    расстояний до недоступных объектов,
  • формулы объёма фигур вращения.

Учащийся должен уметь:

  • применять основные законы геометрии на практике в затруднительных случаях жизни;
  • ориентироваться в учебниках, работать с дополнительной и справочной литературой;
  • анализировать и отбирать материал для творческого отчёта;
  • пользоваться высотомером, «булавочным» прибором и буссолью и проводить с их помощью необходимые измерения;
  • решать задачи практической направленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», М., АО «Столетие», 1994.
  2. Атанасян А.В. «Геометрия 7–9 кл».