Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. Но одни наблюдения не обеспечат полностью возможным изображения виденного. Необходимо научить детей специальным приемам изображения, способам пользования различными изобразительными материалами.
Существуют наглядные и словесные методы и приемы обучения. К наглядным методам относятся использование натуры, рассматривание предметов в начале занятия, использование образца, использование картин, показ воспитателем приемов работы, анализ детских работ. К словесным методам относятся: беседа в начале занятия, использование образцов художественной литературы, указания и пояснения воспитателя в процессе занятия, игровые приемы и практические методы.
Традиционное рисование включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное, декоративное.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях.
На обучение детей дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов: раскрасить платье кукле, неваляшке, внесение игрушек, создание игровых ситуаций с включением развлечений.
При обучении детей раннего возраста большое место занимает метод совместных действий взрослого и ребенка – сотворчество. Воспитатель должен изучать ребенка, умело использовать индивидуальный подход к детям, применять задания разной трудности.
В процессе рисования можно включать и другие средства воздействия, например, музыку. Это повысит эмоциональный настрой и образную выразительность рисунка.
Художественное слово привлекает интерес, внимание детей к теме, создает эмоциональный настрой. Хорошо начать занятие с загадки, чтения небольшого отрывка. Например, на первых занятиях - рисование карандашами:
Что за палочки такие,
Не простые, а цветные?
Стоит только в руки взять –
Начинают рисовать.
При рисовании на тему: «Снег идет»
Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложиться.
И. Суриков
И тема снегопада.
Вот поднялся ветерок.
Набежали тучи.
И пошел, пошел снежок,
Мелкий, да колючий.
Н. Туляровская.
Загадки, образы стихотворения – просты, должны быть понятны детям. В конце занятия можно повторить загадку, потешку, стихотворение.
Показ приемов рисования занимает значительное место в обучении, особенно на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т.д.
Наряду с традиционными методами обучению рисованию в нашем саду уже не первый год используются нетрадиционные формы.
Остановлюсь на некоторых из них.
В средней группе мы впервые применили метод печатанья ладошкой. На большом листе ватмана нарисовано дерево – ствол с ветками. (Дерево грустит – нет ни одного листочка). Дети аккуратно касаются ладошкой поверхности разведенной краски, также аккуратно переносят ладошку к дереву и прижимают ладошку к веточке. Вот и получился листочек! (Как обрадовалось дерево, когда у него появилось много новых, необычных листочков). «Веселое дерево» украшало приемную до Нового года.
Другой пример использования нетрадиционного рисования: превращение воздушных шаров. Для занятия потребовались круглые воздушные шары (без рисунков), гуашь, влажные салфетки, в качестве подставок для шаров использовали большие кольца от пирамидок. Дети рисовали пальцами, превращая шары в то, что подсказала их фантазия: у кого-то получился клоун, кто-то нарисовал машины (шарик крутится, и машины едут друг за другом), на других шариках выросли сказочные цветы, на других появились забавные рожицы, зверушки и др. Шарами мы украсили группу, дети долго находились под эмоциональным воздействием этого занятия, радовались, рассказывали о своих работах.
С малышами мы рисовали пальчиками по крупе. В коробку из-под конфет тонким слоем насыпается крупа: манка или гречка. И дети пальчиками «рисуют» дорожки, палочки, ленточки. Это доставляет детям большое наслаждение.
Использовали метод украшения рисунков при помощи клея и крупы. Изображение елочки в некоторых местах намазывается клеем, а затем насыпаем манную крупу. Лишняя крупа убирается и остается елочка в красивом снежном наряде.
Кроме этого используем: рисование поролоном, печатанье картошкой. Большой простор для фантазии дает кляксография. Вообще возможности нетрадиционного рисования безграничны. У детей обогащается сенсорный опыт, уточняются и расширяются представления о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
Наша задача - создать условия для развития у детей самостоятельности, вызвать у них желание рисовать, лепить. Во время прогулок малыши рисуют на земле, лепят из глины, создают с помощью форм постройки из песка. Эта деятельность обогащает опыт каждого ребенка, способствует приобретению новых знаний об окружающей действительности. Важно, чтобы этот процесс проходил не только в детском саду, но и в семье.
Надо стремиться к тому, чтобы дети с радостью и желанием занимались творчеством. Действуя вместе с взрослыми, ребенок чувствует себя увереннее.