Урок "Крестьяне и сеньоры. Средние века". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель: Раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль, выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами.

Задачи:

  • Обучающие: Дать представление о складывании феодального общества, показать основные признаки феодального общества.
  • Развивающие: Продолжить формирования умения анализировать исторические явления на примере положения различных сословий..
  • Воспитательные: Способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Тип урока: изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые

Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, проектор.

Приложение 1

Структура и ход урока

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность учеников Время
(мин.)
1 2 3 4 5 6
1 Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.   Вступительное слово учителя. Слушают.

Готовятся к уроку

1
2 Актуализация знаний, подготовка к основному этапу   Вспомните из курса обществознания, что такое общество?

Сегодня будем говорить о средневековом обществе.

В конце урока вы сами мне должны будете назвать черты средневеково общества

Отвечают на вопрос 2
3 Усвоение новых знаний и способов действия 1. Феод

2. Феодалы

3. Крестьянская зависимость в средние века

4. Жанровые миниатюры, показывающие сцены из жизни различных сословий

1.К концу раннего Средневековья в Западной Европе сложилось феодальное общественное устройство. Вся земля распределена между феодалами. От какого слова происходит слово феодал?

Открывает ЭОР: Феод

Итак, кто такой феодал?

Демонстрирует ЭОР: Феодалы

Кто работал на земле феодала?

Демонстрируют Динамическую схему "Крестьянская зависимость в средние века"

Крестьянская

зависимость в средние века

Сейчас мы с вами узнаем, что такое сословие.

Попытайтесь сформулировать понятие сословие, назвать их.

Демонстрирует иллюстрации миниатюры, показывающие сцены из жизни различных сословий

Слушают, смотрят, отвечают на вопрос.

Феод

Читают понятие

Читают понятие

Феодал

Крестьяне

Работают в группах.

Обсуждают, делают предположение, отвечают

15
4 Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий 5. Система сословий

6. Феодализм

7. Вассал

8. Феодальная лестница

Демонстрирует интерактивную схему

Система сословий

Теперь попробуйте сформулировать понятие "феодализм"

(работаем в группах)

Теперь проверим с помощью ЭОР:

Феодализм

Среди феодалов были старшие, дававшие землю и младшие, несшие службу. Старших по положению феодалов называли сеньорами.

Феодалов ,находившихся в подчинении у сеньоров называли вассалами.

Что означает в переводе слово вассал, прочитайте и ответьте

Вассал

Давайте вспомним понятие иерархия(мы с ним знакомились когда изучали устройство христианской церкви)

Подобная иерархия существовала и в феодальном обществе. Сейчас вы построите феодальную лестницу, прочитав текст

Феодальная лестница

Проверяют и выполняют задание

Работают в группах, обсуждают, отвечают, проверяют с помощью ЭОР

Слушают, отвечают на вопрос

Отвечают: расположение частей целого в порядке от высшего к низшему

Работают в группах, составляют лестницу

15
5 Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия 9. Состав феодального общества Проверим работу с помощью таблицы

Состав феодального общества

Итак, возвращаемся к поставленной задаче, охарактеризовать средневековое общество.

Попробуйте сформулировать основные признаки

Организует проверку

Проверяют,

сравнивают, ставят себе оценку

Работают в группах, записывают признаки

1. Земля в руках феодалов, условное владение

2. Крестьяне находятся в зависимости у феодалов, должны работать на них

3. Сословное деление

4. Существует феодальная иерархия(сеньоры и вассалы)

Вывод :все это называется феодализмом.

5
6 Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  Мы с вами сегодня определили черты средневеково общество, которое можем назвать феодальным обществом или феодализмом.

Выставляем оценки, записываем домашнее задание – Параграф №10, выучить ключевые понятия, уметь объяснять что такое феодализм, по желанию приготовить сообщение или презентацию об одном из сословий.

Подают дневники, записывают домашнее задание 3