Цель: подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека.
Оборудование: картины: Кипренский «Девочка в маковом венке», Тропинин «Портрет сына», Венецианов «Захарка». Рокотов «Портрет Струйской»; аудиозаписи песен А. Герман, стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»; тексты литературной викторины.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
– Давайте посмотрим друг на друга на перемене. Как мы общаемся?
Излишняя жестикуляция, бегающие маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир.
В такой сумасшедшей запальчивости, кто может заметить печальные глаза одноклассника.
Такая запальчивость переходит в привычку, и вот мы уже не замечаем слезы в глазах бабушки, преждевременные морщинки на мамином лице.
Мы привыкаем видеть мелькание лиц, и эти лица становятся для нас безликими. А между тем на лице и особенно в глазах открывается целый мир, огромный духовный мир человека.
И не случайно писатели в своих произведениях уделяют большое внимание портрету героя.
Сообщение цели урока. Сегодня на уроке познакомимся с описанием отдельных элементов портрета.
2. Беседа
На уроках литературы мы уже познакомились с понятием портрета литературного героя. Вспомним, что такое литературный портрет?
Вывод. Писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть его героя, поэтому он описывает их внешность: лицо, мимику, жесты, позы, одежду и т. д., рисует портреты действующих лиц. Портрет помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера.
3. Литературная викторина
Определить, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках?
1. В то же мгновение в просвете мелькнула ещё одна тень. Все обернулись и расступились. И перед Женей встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда. (А. Гайдар «Тимур и его команда»)
2. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
3. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира. (Х.К. Андерсен «Снежная королева»)
4. Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только... совсем седой.
(К. Симонов «Сын артиллериста»)
5. … а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки –
Смешались как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
(Н. Некрасов «Крестьянские дети»)
– Какие элементы внешности больше всего использованы автором при описании героев?
4. Собирание материала по теме «Глаза»
I. Перечислить пословицы и поговорки про глаза.
1. Строгие глаза – не гроза.
2. По когтям, да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать.
3. Коли очи светятся, душа чиста.
Глаза – это самые выразительные детали лица. Какие бывают глаза по цвету и форме? (учащиеся перечисляют устно).
Но не цвет и форма обычно интересуют нас. А глубинная наполненность глаз, их выражение.
М.А. Шолохов писал в «Судьбе человека»:
«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника»
Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.
II. Научимся заглядывать в глаза.
– Глаза – это зеркало души.
Посмотрите на портрет художника Рокотова «Портрет Струйской».
Звучит запись стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»
Вывод: Наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души.
III. Работа над лексикой по теме «Глаза»
Записать в тетради определение глаз и распределить в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают.
Наглые, бегающие, пустые, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивительные, задумчивые, блестящие, злые.
IV. Работа с портретом (самостоятельно)
Задание: Записать, какими мы видим глаза, что они выражают?
1 ряд: Купренский – большие, серые, доверчивые, чистые «Девочка в маковом
венке»
2 ряд: Тропинин – зелёные, взгляд открытый, смелый,. «Портрет сына» спокойный,
умный.
3 ряд: Венецианов – большие, тёмно– серые, задумчивые. «Захарка»
5. Собирание материала по теме «Улыбка»
I. Слово учителя
А вы знаете, ребята, что Л.Н. Толстой в своё время очень тонко подметил ещё одну особенность проявления духовного лица человека – это улыбка.
Он писал: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр он или зол, умён или нет, красив ли – всё покажет».
II. Лексика по теме «Улыбка»
– Какая может быть улыбка?
Запись в тетрадях: Нежная, ласковая, кроткая, лучезарная, игривая, снисходительная, презрительная, светлая, дорогая, согревающая.
III. Слово учителя
Доброжелательное, озарённое ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».
Прослушивание стихотворения «Улыбка Джоконды».
6. Собирание материала по теме «Голос»
– А как голос характеризует человека?
Вывод: Характер человека хорошо проявляется через его голос.
I. Записать в тетрадь оттенки голоса:
Мягкий, нежный, задушевный, обаятельный, грубый, сиплый, жёсткий.
II. Прослушать записи песни Анны Герман.
– Что можно сказать о певице?
7. Итог урока
– Как можно судить о человеке по первому впечатлению, если вы впервые его встретили?
Вывод: Глаза, улыбка, голос.
С сегодняшнего дня давайте будем внимательны друг к другу, к окружающим нас людям, давайте научимся заглядывать в глаза друг другу.
8. Домашнее задание
Написать сочинение – миниатюру (на основе личных наблюдений) «Мой друг в минуту радости».