Урок-игра "Умники и умницы"

Разделы: Информатика

Ключевые слова: умники и умницы


1. План занятия

Цели: Обобщить и систематизировать знания по разделам из курса информатики

Продолжить развитие организационно-технологических умений, развитие уверенности в своих силах. Продолжить развитие познавательного интереса, ценностного отношения к знаниям.

Тип урока: игра

Приложение 1

Ход урока Методы обучения
I. Организационно-психологический момент

Взаимное приветствие
Проверка состава студентов

II.Умники и умницы

2.1 отборочный тур
2.2 финал
2.3 заключительный тур

III. Итоги игры

Беседа

Ответы на вопросы
Решение ситуаций
Ответы на вопросы

Беседа

2. Методика проведения

1. Организационный момент. Мотивация

– Здравствуйте, ребята Мы вновь рады приветствовать вас, надеемся, что наша встреча с вами оставит теплые чувства, как у вас, так и у нас.

Вступительное слово.

Правит миром информация,
Курс валют, на бирже акции,
Ноутбуки и мобильники,
Как в ночи для нас светильники!

В ссузах учат информатику,
Дружит с нею математика,
И расчеты упрощаются,
Наши знанья прибавляются!

Умники и умницы проводиться между всеми присутствующими, команда составлены из студентов группы. Игра состоит из трех туров: отборочного, финала и заключительного. В ходе отборочного тура каждый игрок должен набрать как можно больше эмблем с буквой У. Трое участников, которые набрали большее количество эмблем, выходят в финал. На заключительном этапе рассматриваются вопросы, которые не вошли в ход игры и участники, ответившие на них, получают поощрительные призы.

Ход игры

Отборочный тур

Вопросы для всех участников

1. У фирмы Audi это четыре кольца, у фирмы Peugeot – медвежонок. А что это у компьютерной фирмы Apple?

Ответ. Речь идет об эмблемах фирм. У фирмы Apple эмблемой является изображение яблока (apple – по-английски яблоко).

2. Кем была написана первая программа? (Адой Лавлейс)

3. Разгадайте (строка, процессор)

4. Что называется английским словом software? (Программное обеспечение)

5. Что такое "трит"? (Бит – элементарная единица измерения информации, представленной в двоичном виде (в двоичной системе), трит – аналогичная единица при использовании троичной системы счисления (на этой системе была основана ЭВМ "Сетунь").

6. Петр Первый прорубил это в Европу; это бывает на экране при работе компьютера. Что это? (Окно)

7. Что представляет собой упорядочение нескольких окон на экране компьютера, позволяющее видеть строку заголовка и верхний левый угол каждого из этих окон? (Каскад)

8. Что изображено на инструменте «Удалить в буфер» в приложениях пакета MS Office? (Ножницы)

9. Анаграммы: Элементы компьютера

Красен (сканер)
Камыш (Мышка)
Перринт (принтер)
Трионом (монитор)

10. Ответ ищи в приведенном слове:

  • Когда командир вошел в штаб, лица у присутствовавших там офицеров были очень уставшими. (таблица– шТАБ, ЛИЦА).
  • Потом они торжествовали и радовались, как дети. (ПотоМ ОНИ ТОРжествовали – монитор).
  • Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось. (ПривеЗ В УКазанное – звук).
  • Когда-то он работал в идеологическом отделе. (В идеологическом – видео).
  • Его политический курс ориентировался на либеральные идеи. (курсор -КУРС Ориентировался),
  • "На Федора зря думаешь", – сказала Настя. (разряд – ФедоРА ЗРЯ Думаешь).

Финальный тур

Вопросы

Желтая дорожка

1. Компьютерный вирус. Виды вирусов

Компьютерный вирус – это программный код, встроенный в другую программу, или в документ, или в определенные области носителя данных и предназначенный для выполнения несанкционированных действий на несущем компьютере.

Основными типами компьютерных вирусов являются:

  • программные вирусы;
  • загрузочные вирусы;
  • макровирусы.

Программные вирусы – это блоки программного кода, целенаправленно внедренные внутрь других прикладных программ

Загрузочные поражают не программные файлы, а определенные системные области магнитных носителей (гибких и жестких дисков).

Макровирусы. Эта особая разновидность вирусов поражает документы, выполненные в некоторых прикладных программах, имеющих средства для исполнения так называемых макрокоманд

2. Специалисты по информационным технологиям, публикуя в Интернете свой адрес электронной почты, часто указывают его в виде petrov_ar<собака>.yandex.ru или petrov_ar@yandex<точка>ru предлагая при посылке письма заменить русские слова соответствующими символами. Почему?

Ответ. Они делают это для того, чтобы адрес не мог быть использован спамерами (рассылающими рекламную информацию по множеству адресов). При таком оформлении адрес не может быть использован специальными программами, собирающими адреса электронной почты на web-страницах.

3. Чему равно x в десятичной системе счисления, если: x=103+102*105 (Ответ 13)

Зеленая дорожка

1. Вы, наверное, слышали о так называемой "проблеме 2000 года". Напомним, что она была связана с тем, что при переходе с конца дня 31 декабря 1999 года на начало 1 января 2000 года некоторые программы, созданные в 80-х годах прошлого столетия и оперировавшие только с двумя последними цифрами года, могли сработать неправильно. В англоязычной компьютерной литературе эту проблему часто называли "проблема У2К". Почему здесь использовано именно такое сокращение?

(Ответ. Сокращение У2К обозначает 2000 год: буква У – от английского слова year – "год"; 2К означает 2000 (приставка "кило", соответствующая числу 1000, сокращенно обозначается "К" – вспомните сокращенное обозначение килобайта).)

2. Что общего между Государственным флагом России и принципом получения цветной точки (пикселя) на экране монитора?

Варианты правильных ответов:

1) и там и там используются 3 цвета;
2) и там и там используются красный и синий цвета.

3. Что такое 86 smopuiM? (Windows 98)

4. Вычислить: 110011011112 + 11100001012; (Ответ: 100111110100)

Красная дорожка

1. Некогда был пруд, в центре которого рос один лист водяной лилии. Каждый день число таких листьев удваивалось, и на десятый день вся поверхность пруда уже была заполнена листьями лилий. Сколько дней понадобилось, чтобы заполнить листьями половину пруда? Сосчитайте, сколько листьев выросло к десятому дню.

День 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Листья 2 4 8 16 32 64 128 256 512

Ответ: 9 дней, 512 листьев

2. Информационное сообщение объемом 3 Кбайта содержит 3072 символов. Каков размер алфавита, с помощью которого оно было составлено? (256 символов в алфавите)

Подведение итогов. Выигравший участник получает грамоту.

Заключительный тур.

Оставшиеся вопросы можно задать всем участникам, они могут заработать поощрительный приз. Для этого необходимо выявить тех участников, у кого больше всего эмблем.

Все участники игры оцениваются оценками отлично по информатике. Вот и подошла к концу наша встреча.

Всем спасибо за вниманье,
За задор и громкий смех,
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь –
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!

Литература

  1. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.
  2. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Златопольский Д.М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. – М.: Чистые пруды, 2006.
  4. Информатика. Базовый курс/ С.В. Симоноич и др.– СПб: Питер, 2003.
  5. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике.