Урок английского языка и информатики по теме "Я голосую за мир и дружбу!"

Разделы: Иностранные языки, Информатика


Глобализация современного мира постоянно напоминает человеку о том, что мир многообразен и в то же время един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в современном мире. Сейчас, после ряда особо страшных трагедий в мире, ко многим пришло осознание: если мы хотим выжить, то должны не просто перестать объявлять войны, но и изменить образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами и государствами. Иными словами, нам надо перейти в другое культурное состояние.

“Культура мира” – это сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образцов жизни” – так говорится в Декларации о культуре мира, принятой 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998г. Цели воспитания культуры мира закономерно связываются со всеми учебными предметами. Важную роль здесь призвано сыграть изучение иностранных языков как средства коммуникации между людьми, представляющими разные страны и народы.

Для содержания и стиля английского языка характерно особое уважение к собеседнику, желание не нанести ему обиды, не подчеркнуть превосходства говорящего. В английском языке отсутствует местоимение “ты”, это предполагает, что люди обращаются друг к другу только на “вы”. Правило построения английского предложения требует, чтобы в случае упоминания в нём нескольких лиц местоимение “я” ставилось на последнее место. В этом языке предусмотрены все случаи обращения к частным лицам, включая ситуацию, когда известен или неизвестен пол адресата, а также к официальным лицам различных занятий и социального статуса: к полицейскому, врачу, учителю, профессору и др. Множество языковых и речевых единиц, грамматических и лексических оборотов гарантируют вежливость, мирную, спокойную манеру начала, ведения и окончания беседы, извинение в том или ином случае, благодарность за приглашение, угощение, услугу и т.п.

Всё это даёт учителю английского языка возможность в процессе преподавания воспитывать у учащихся уважение к людям, к английской культуре и традициям, а также хорошие манеры, по крайней мере, обращать на это внимание.

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности – интолерантности или нетерпимости. Исходя из вышесказанного и были определены цели, формы, методы проведения интегрированного урока.

Цель: Активизировать познание уч-ся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, познакомить с понятием толерантности, толерантные отношения, толерантная личность, воспитать уважение к чужим позициям.

Задачи:

  • Познавательная: знакомство с Конвенцией ООН по правам детей и основными правами, провозглашёнными в данной конвенции, рассмотрение права на жизнь как главное право каждого человека.
  • Развивающая: развитие способностей к функционально-адекватному восприятию грамматических структур и их использованию, к логическому изложению; развитие мыслительных навыков учащихся.
  • Воспитательная: формирование у учащихся сознательного отношения к своим правам. Формирование толерантности у современного школьника, понимание ценности каждого человека.
  • Учебная: формирование лексических навыков чтения и говорения. Развитие гражданского самосознания и гражданской грамотности посредством изучения правовых норм.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: опрос, работа с учебником, групповая работа обучающихся по заполнению таблицы и сопоставлению терминов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемое оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, раздаточные тексты.

Используемые ЦОР: презентация (Презентация) Приложение 1, фильм Приложение 2

Урок проходит по программе предмета “Английский язык” при изучении темы “Легко ли быть молодым” в 4 четверти 10 класса.

Описание деятельности учащихся.

  1. Подготовка дополнительного материала (понятие толерантности, Декларация, Конвенция о правах ребенка и др.);
  2. Создание презентации под руководством учителя;
  3. Работа на уроке (аудирование, тест)

Ход урока

Пришло время доказать, что Россия – это действительно великая страна.
Страна, которой гордятся её граждане и которую уважают соседи.
Где прежде всего ценят человека, его достоинство и права.
В. В. Путин.

1. Организационный момент:

Good morning, boys and girls! I am glad to see you? How are you? How are things? How are you keeping? How are things at school?

(P1-P2-P3)

2. Вводное слово учителей.

Dear children! Today we have an unusual lesson. We shall speak about children’s rights, about the United Nations Convention on the Rights of the Child. And your teacher of computer science, psychologist is my helper.

На этом историческом этапе перед нами стоит задача построения правого государства, для успешного решения которой необходимо знание как международных правовых документов (Всеобщей Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка), так и российского законодательства. И сегодня, мы вернемся к этим документам, чтобы могли отстаивать свои права в случае их нарушения, и ваши поступки основывались на уважении прав личности, и осознанном отношении к своим обязанностям. Какова основная мысль, которая объединяет Всеобщую Декларацию прав человека и Конвенцию о правах ребенка? Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе и Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами. Генеральная Ассамблея провозглашает Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям свободное детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а так же добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер.

Сегодня мы вновь вспомним Конвенцию о правах ребенка, рассмотрим главную содержательную линию этого документа – право на жизнь.

3. Активизация лексических единиц.

А)Let's read this poem together one by one.

A Child’s Wish

I want to live and not to die.
I want to laugh and not to cry,
I want to feel the summer sun.
I want to sing when life is fun.

I want to fly into the blue,
I want to swim as fish can do.
I want to shake all friendly hands
Of all the young of other lands.

I want to work for what is right.
I want to love and not to fight,
I want to laugh and not to cry,
I want to live and not to die.

Well, do you want to do all these things? And what do you think? Can you do it? So, everybody has rights! You too! What rights do you have? Is it social, political or cultural right?

P1 → P2 → P3 → P4

b) Look at the blackboard and read the articles and the rights which children have.

Articles

Article 2 All children have the right to non-discrimination.
Article 6 Children have the right to life.
Article 7 All children have the right to name and nationality at birth (при рождении).
Article 12 Children have the right to express their views.
Article 15 Children have the right to meet other people.
Article 16 Children have the right to privacy.
Article 17 Children have the right to information.
Articles 19; 32 Children have the right to protection.
Article 23 Disabled children have the right to take a full and active part in everyday life.
Article 24 Children have the right to health and health care.
Articles 28; 29 Children have the right to education and development.
Article 31 Children have the right to leisure.

P1 → P2 → P3 → P4

4. Чтение. Работа с книгой.

Open your books at P.105 Ex. 2(4)

Read how the children's rights are explained in the Guide to the UN Convention. Match the explanation with the article of the Convention.

WHAT ARE ALL THESE RIGHTS ABOUT?

A Guide to the UN Convention

All children must get a name when they are born and become a citizen of a particular (определенный) country. The Government must give children good medical care and try to reduce (сократить) the number of deaths in childhood (детская смертность).

All children should have the rights whatever (несмотря на) their race, sex, religion, language, disability, opinion or family background (положение).

Children should have a chance to live in a safe and unpolluted environment with good food and clean drinking water. Children with disabilities must be helped to be as independent as possible.

Children should have the best chance to develop their abilities. Every child can go to school. Different kinds of secondary schools should be available (доступны) for children.

School should help children develop their skills, teach them about their own and people's rights and prepare for adult life. The Government should protect children from harm, cruelty, abuse (оскорбление) and dangerous drugs.

Children can join organizations, take part in meetings and peaceful demonstrations which do not affect other people's rights. Every child should have a chance to rest and play. Children can say what they think. What they say must be listened to carefully. The Government must protect children from exploitation and dangerous work which can harm their health or interfere with (помешать) their education.

Children can get information, especially that would make their life better. Nobody can open children's letters and listen to their phone calls.

The Convention proclaims the right to Article ... says that ... It means that ... The right to ... also includes ...

Which rights seem most important to you? Why?

P1 → P2 → P3 → P4

5. Развитие навыков устной речи.

а) What document gives the children different rights?

P1 → P2

United Nation Convention on the Rights of the Child sets out in a number of statements called articles, the rights, which all children and young people up to the age of 18 should have. The rights should apply to young people everywhere whether they live in rich or pool country.

Конвенция (лат. “договор”) – соглашение по какому-либо специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к нему присоединились. Целью конвенции является установление норм по защите детей от всех форм насилия и безнадзорности, с которыми они ежедневно сталкиваются во всех странах. Права, определенные Конвенцией, могут быть подразделены на три группы:

обеспечение: право владеть, получать или иметь доступ к определенным вещам или услугам (имя, гражданство и т.д.)

защита: право на защиту от наносящих ущерб ребенку актов и действий( экономическая эксплуатация, психологическое насилие)

участие: право ребенка быть заслушанным в ходе любого решения вопросов, затрагивающих его интересы.

6. Аудирование.

Young people around the world have express different feelings and opinions about the Convention.

Listen to the tape-recorded and answer the question. What do you think about these opinions?

I can't but agree that to have the right to life and protection is very important. But in my opinion, the Convention is useless. All adults do is talk; they can't be forced to put needs of children ahead of their own.

I'm sure, the Convention is great and will bring children more rights. For the first time children have a document with which to work together on their problems.

The Convention says that all children have the right to life and protection. But I'm afraid the Convention can do nothing about war and cruelty. These are the biggest problems that concern young people.

The Convention doesn't interest me; it's too complicated. I doubt whether it can give children real rights.

   

P1 → P2 → P3 → P4

7. Развитие навыков письма.

Russia agreed to the Convention on the Rights of the Child in 1989. It worked out some documents that proclaim different rights. What rights do Russian children have?

Личные права – это особая категория гражданских прав, которые с рождения принадлежат гражданину, неотделимы от него. Это, прежде всего, право на жизнь, на имя, честь и достоинство. Гражданские права включают также право на частную собственность, жилище, медицинскую помощь, право на получение образования. Право на свободу мысли и слова, на объединение в различные ассоциации и другие относятся к политическим правам.

8. Развитие навыков монологической речи.

And now we discuss some rights.

Article №6. THE RIGHT TO LIFE.

The Convention says that all children have the Right to Life. But more and more children today born out of wedlock, abandoned, homeless, exploited, sexually and physically abused. The law protects them.

Life and war? What can we say about them? People never loved their enemies. When we live in peace, we don’t think about war. What is tolerance? As for me, tolerance means that everyone should respect each other. Tolerance is important for our lives.

Children, you have heard the word – “tolerance”. What does it mean? How can you understand this word?

According to the definition given in the American Dictionary: Tolerance is the capacity for respecting the beliefs or practices of others.

Толерантность – это терпимое отношение к поведению других людей, их национальности, вероисповеданию и т.д.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

  • испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия;
  • обращая особое внимание на обязанность государств развивать и поощрять уважение прав человека без различия по признаку расы, пола, языка;
  • мы заявляем следующее: ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  • Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка.
  • Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Но не всегда торжествует справедливость на свете. Принято считать, что ХХ век дал человечеству цивилизацию и культуру. Но он был богат и войнами. В Первой мировой войне принимало участие 38 стран, а общие потери составили10 млн. убитыми и 20 млн. ранеными. Во Вторую мировую войну оказалось втянуто 61 государств, в которых проживало до 80% населения планеты. Погибло приблизительно 65 млн. человек. Нормы международного права были попраны. Самыми беззащитными из всех были дети. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?

Право на жизнь – самое главное право человека продолжает нарушаться и в ХХIв.

Пока мы войн не прекратим
В себе, в стране и в мире целом
Пока мудрей не станем мы,
Вновь будут взрывы, то и дело,
Греметь в Беслане и в Москве.
С нас дань кровавую взимая,
А мы – продолжим лгать себе,
Вновь о расплате забывая.

“Террор” в русском языке определяется как устрашение противника путем физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм – это практика террора. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие.

Среди наиболее известных терактов последнего десятилетия:

  • 14 июля 1995 года в городе Буденновске захват заложников в больнице.
  • 8 сентября 1999 на улице Гурьянова в Москве, террористы взорвали жилой дом.
  • 16 сентября 1999 года был взорван дом в Волгодонске.
  • 23 октября 2002 года был совершен захват заложников в Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост". Это продолжалось трое суток.
  • 5 июля 2003 года у входа на аэродром Тушино, где проходил рок-фестиваль "Крылья", прогремело два взрыва.
  • 6 февраля 2004 года произошел теракт в московском метро. Взрывное устройство было приведено в действие во втором вагоне поезда на перегоне между станциями Павелецкая и Автозаводская.
  • 1 сентября 2004 года боевики захватили среднюю школу №1 в Беслане.

Беслан – центр Правобережного района Северной Осетии, в 30 км от Владикавказа, на правобережье реки Терек. Образован в 1950 году. Население города – 35,5 тыс. человек. 6 лет назад этот город уже фигурировал в центре событий, связанной с вылазкой террористов. 1 сентября 2004 года в России произошел чудовищный по своей жестокости теракт, боль от которого не пройдет никогда. В среду, 1 сентября, около 8 утра боевики захватили среднюю школу №1 в Беслане. Террористы отказались от переговоров, заминировали несколько помещений захваченной школы, выставили на крыше снайпера. К 4 часам дня боевики в захваченной школе начали угрожать расстреливать заложников за каждого убитого или раненого бандита. Утром 2 сентября было объявлено, что в заложниках находится 354 человека. Днем 2 сентября террористы, так и не выдвинувшие каких-либо требований, отпустили 26 заложников – детей и женщин.

3 сентября в 7 утра террористы вновь открыли неспровоцированный огонь. В 13.30 боевики подорвали ранее установленные в здании школы взрывные устройства в момент эвакуации тел погибших сотрудниками МВД. Через час с новой силой началась стрельба из здания школы. К 15.00 удалось освободить 100 заложников. Дети и взрослые пытались самостоятельно покинуть здание школы. Террористы в Беслане стреляли детям в спину и избивали их прикладами. Федеральные спецподразделения и местные жители стали защищать детей и начали боевые действия против террористов. Бой который длился несколько часов и в ходе которого было уничтожено большое количество боевиков закончился только к 23.30. В ночь на 4 сентября многих пострадавших начали отправлять в московские больницы на самолетах. В результате захвата заложников в Беслане погибло 338 человек, более 700 были ранены.

Видеосюжет (приложение)

Минута молчания.

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

10. Домашнее задание: написать эссе на тему “Я голосую за мир и дружбу”.

Используемые учебники и учебные пособия:

  1. УМК Кузовлев В.П., Английский язык, 10–11 класс, 2010.
  2. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. “Воспитание толерантности у школьников” Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003.
  3. Научно-методический журнал “Воспитание школьников”
  4. №3 2003 год: Трубина Л. “Толерантная и интолерантная личность”.
  5. №4 2004 год: Бух Е. “П.Ф. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности”.
  6. №1 2006 год: Громова Е. “Развитие этнической толерантности в школе”.
  7. Интернет-ресурсы