Урок окружающего мира по теме "Охрана растений"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Класс: 3.

Базовый учебник: Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1 /А.А. Плешаков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с. ил. – (Зеленый дом).

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Формы работы: Работа в парах, фронтальная учащихся.

Цель урока: Помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира растений.

Задачи урока:

В направлении личностного развития:

  • Развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность.
  • Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.

В метапредметном направлении:

  • Формировать универсальные учебные действия учащихся.
  • Закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям.
  • Развивать речь обучающихся; умение анализировать, делать выводы.

В предметном направлении:

  • Познакомить учащихся с влиянием деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений.
  • Развивать интерес к предмету окружающий мир.

Оборудование: Учебник “Окружающий мир” А. Плешаков, рабочая тетрадь, проектор, компьютер, презентация, плакаты «Правила друзей природы».

Ход урока

Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся УУД
1. Организационный момент Кто природу любит, Много о ней знает, Тот мои загадки Мигом разгадает.
Дышит, растет, а не ходит (растение).
– Что называют зеленой одеждой земли? Сегодня совершим удивительное путешествие в природу. Девиз сегодняшнего урока: «Охранять природу – значит, охранять Родину». (слайд 2)
  Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
2. Актуализация знаний Задание 1 группе. “Разнообразие растений”.
На столах у вас гербарные экземпляры растений. Разделите все растения на группы. Объясните, почему вы так разделили.
Задание 2 группе. "Питание растений". По рисунку-схеме расскажи, как питаются растения.
Задание 3 группе. "Дыхание растений". По рисунку-схеме расскажи, как дышат растения.
Задание 4 группе. Составь схему, как развивается растение из семени.
Мох Сфагнум, Кукушкин лён, Папортник Орляк, Ель обыкновенная, Ризоклониум (водоросль), Глухая крапива.
Приложение 1. Работа в парах
Приложение 2. Работа в парах
Приложение 3. Работа в парах
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
3. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Послушайте экологическую сказку. (Слайд 3-7)
– На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …
Обсуждение сказки.
– Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?
– Почему лось заплакал?
Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.
Какое правило друзей природы можно составить? /Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов/
Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. /Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе/ Ещё с одним правилом мы познакомимся, прочитав в учебнике на странице 85 последний абзац.
/В лесу будем стараться ходить по тропинкам/
Приложение 4

Приложение 5


Приложение 6





Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
4. Физкультминутка для глаз А сейчас, а сейчас.
Всем гимнастика для глаз.
Моргайте и двигайте глазами вслед за появляющимися листочками.(Слайд 8)
   
  (Слайд 10) Посмотрите на это ФОТО.
(Слайд 11) Послушайте интересные факты: Бумага в земле лежит более двух лет, консервная банка более 30 лет, полиэтиленовый пакет - 200 лет, стекло более 1000 лет.
Выбрасывать мусор только в специально отведенных местах.
Посмотрите видеофрагмент и скажите, имеет ли он отношение к теме нашего урока? (Слайд 12) К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений. Недавние события лета 2008года яркий пример этому.
Тысячи гектаров леса выгорают в России по вине человека. (Слайд 13)
Выпиливая леса (Слайд 14), люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток./ Не будем напрасно срубать деревья/
Многие растения, которые находятся на грани исчезновения, занесены в Красную книгу.
– Во Владимирской области есть своя Красная книга, куда занесены редкие растения. (Слайд 15). Из-за вины человека каждый год исчезают более 4 видов растений.
1. Сальвиния плавающая. (Слайд 16) Относится к семейству папоротниковых. Имеет тонкие стебли с ярко-зелеными листочками, покрытыми волосками. Подводные листья подобны корешкам. Главный фактор сокращения – загрязнение водоемов.
2. Венерин башмачок. (Слайд 17) Цветки напоминают башмачок. Яркая окраска и запах привлекают насекомых, которые в поисках нектара забираются внутрь, а выбраться оттуда не так-то просто. Численность его сокращается из-за повышенного внимания к красоте цветка. (Слайд 18) Охраняются в национальном парке «Мещера».
3. Кувшинка белая. (Слайд 19) Имеет толстое корневище на глубине 4-5 метров. Цветки всплывают на поверхность и раскрываются рано утром. К вечеру опять прячутся под воду. Загрязнение водоемов, сбор цветов на букеты привели к сокращению численности.
4. Кубышка (кувшинка желтая).
(Слайд 20)
Ее листья похожи ни листья белой кувшинки. Встречается в прудах, озерах и реках со спокойным течением. Цветок находится на длинной ножке. Срывая цветок, мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения. Загрязнение водоемов, сбор цветов на букеты привели к сокращению численности.
5.Ятрышник. (Слайд 21)
Имеет кисти душистых цветов. Причиной сокращения является вырубка лесов и сбор цветов на букеты.
6. Ветреница дубравная. (Слайд 22)
Их нещадно рвут по весне. Потянешь чуть сильнее цветок и можешь вытащить из земли все растеньице вместе с корневищем. А молодой цветок зацветет лишь на 10-12-й год.
Приложение 7
Жизнь животных полностью зависит от растений, так как животным они дают пищу, кислород, убежище, лекарство



Приложение 8



Рассказ подготовленных сообщений.
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
5. Физкультминутка Упало в землю семечко.
Зима. Крепко оно спит.
Весна напоила его водой.
Проснулось семечко.
Потянулись вверх ростки.
Сильнее солнце пригревает,
Выше семя прорастает.
Лето пришло,
Оно расцвело!
   
6. Первичное закрепление В рабочей тетради выполни задание №2 на стр.37.
В рабочей тетради выполни задание №3 на стр.37.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.  
7. Включение нового
знания в систему знаний и повторение
(Слайд 23)
Составить схему: « Что буду делать я
чтобы не причинить растениям вреда».
  Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
8. Рефлексия деятельности Что полезного, интересного узнали на уроке?
– Перед вами кустик земляники, если урок вам понравился, приклейте красную ягодку, если нет – зелёную и на обратной стороне поставьте себе оценку за урок. Запишем домашнее задание: учебник стр.84-86. Рабочая тетрадь задание №4, 5, 7.
  Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; (Л)Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Приложения.