Класс: 3.
Базовый учебник: Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1 /А.А. Плешаков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с. ил. – (Зеленый дом).
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Формы работы: Работа в парах, фронтальная учащихся.
Цель урока: Помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира растений.
Задачи урока:
В направлении личностного развития:
- Развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность.
- Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
В метапредметном направлении:
- Формировать универсальные учебные действия учащихся.
- Закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям.
- Развивать речь обучающихся; умение анализировать, делать выводы.
В предметном направлении:
- Познакомить учащихся с влиянием деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений.
- Развивать интерес к предмету окружающий мир.
Оборудование: Учебник “Окружающий мир” А. Плешаков, рабочая тетрадь, проектор, компьютер, презентация, плакаты «Правила друзей природы».
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный момент | Кто природу любит, Много о ней знает, Тот мои загадки Мигом разгадает. Дышит, растет, а не ходит (растение). – Что называют зеленой одеждой земли? Сегодня совершим удивительное путешествие в природу. Девиз сегодняшнего урока: «Охранять природу – значит, охранять Родину». (слайд 2) |
Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
|
2. Актуализация знаний | Задание 1 группе. “Разнообразие растений”. На столах у вас гербарные экземпляры растений. Разделите все растения на группы. Объясните, почему вы так разделили. Задание 2 группе. "Питание растений". По рисунку-схеме расскажи, как питаются растения. Задание 3 группе. "Дыхание растений". По рисунку-схеме расскажи, как дышат растения. Задание 4 группе. Составь схему, как развивается растение из семени. |
Мох Сфагнум, Кукушкин лён, Папортник Орляк, Ель обыкновенная, Ризоклониум (водоросль), Глухая крапива. Приложение 1. Работа в парах Приложение 2. Работа в парах Приложение 3. Работа в парах |
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) |
3. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | Послушайте экологическую сказку. (Слайд 3-7) – На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал … Обсуждение сказки. – Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком? – Почему лось заплакал? Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор. Какое правило друзей природы можно составить? /Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов/ Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. /Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе/ Ещё с одним правилом мы познакомимся, прочитав в учебнике на странице 85 последний абзац. /В лесу будем стараться ходить по тропинкам/ |
Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 |
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) |
4. Физкультминутка для глаз | А сейчас, а сейчас. Всем гимнастика для глаз. Моргайте и двигайте глазами вслед за появляющимися листочками.(Слайд 8) |
||
(Слайд 10) Посмотрите на это ФОТО. (Слайд 11) Послушайте интересные факты: Бумага в земле лежит более двух лет, консервная банка более 30 лет, полиэтиленовый пакет - 200 лет, стекло более 1000 лет. Выбрасывать мусор только в специально отведенных местах. Посмотрите видеофрагмент и скажите, имеет ли он отношение к теме нашего урока? (Слайд 12) К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений. Недавние события лета 2008года яркий пример этому. Тысячи гектаров леса выгорают в России по вине человека. (Слайд 13) Выпиливая леса (Слайд 14), люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток./ Не будем напрасно срубать деревья/ Многие растения, которые находятся на грани исчезновения, занесены в Красную книгу. – Во Владимирской области есть своя Красная книга, куда занесены редкие растения. (Слайд 15). Из-за вины человека каждый год исчезают более 4 видов растений. 1. Сальвиния плавающая. (Слайд 16) Относится к семейству папоротниковых. Имеет тонкие стебли с ярко-зелеными листочками, покрытыми волосками. Подводные листья подобны корешкам. Главный фактор сокращения – загрязнение водоемов. 2. Венерин башмачок. (Слайд 17) Цветки напоминают башмачок. Яркая окраска и запах привлекают насекомых, которые в поисках нектара забираются внутрь, а выбраться оттуда не так-то просто. Численность его сокращается из-за повышенного внимания к красоте цветка. (Слайд 18) Охраняются в национальном парке «Мещера». 3. Кувшинка белая. (Слайд 19) Имеет толстое корневище на глубине 4-5 метров. Цветки всплывают на поверхность и раскрываются рано утром. К вечеру опять прячутся под воду. Загрязнение водоемов, сбор цветов на букеты привели к сокращению численности. 4. Кубышка (кувшинка желтая). (Слайд 20) Ее листья похожи ни листья белой кувшинки. Встречается в прудах, озерах и реках со спокойным течением. Цветок находится на длинной ножке. Срывая цветок, мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения. Загрязнение водоемов, сбор цветов на букеты привели к сокращению численности. 5.Ятрышник. (Слайд 21) Имеет кисти душистых цветов. Причиной сокращения является вырубка лесов и сбор цветов на букеты. 6. Ветреница дубравная. (Слайд 22) Их нещадно рвут по весне. Потянешь чуть сильнее цветок и можешь вытащить из земли все растеньице вместе с корневищем. А молодой цветок зацветет лишь на 10-12-й год. |
Приложение 7 Жизнь животных полностью зависит от растений, так как животным они дают пищу, кислород, убежище, лекарство Приложение 8 Рассказ подготовленных сообщений. |
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
|
5. Физкультминутка | Упало в землю семечко. Зима. Крепко оно спит. Весна напоила его водой. Проснулось семечко. Потянулись вверх ростки. Сильнее солнце пригревает, Выше семя прорастает. Лето пришло, Оно расцвело! |
||
6. Первичное закрепление | В рабочей тетради выполни задание №2 на стр.37. В рабочей тетради выполни задание №3 на стр.37. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
(Слайд 23) Составить схему: « Что буду делать я чтобы не причинить растениям вреда». |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) | |
8. Рефлексия деятельности | Что полезного, интересного узнали на уроке? – Перед вами кустик земляники, если урок вам понравился, приклейте красную ягодку, если нет – зелёную и на обратной стороне поставьте себе оценку за урок. Запишем домашнее задание: учебник стр.84-86. Рабочая тетрадь задание №4, 5, 7. |
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; (Л)Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |