Социальный проект "Согреем сердца добротой и любовью"

Разделы: Внеклассная работа


1. Описание инновационного подхода реализуемого проекта в процессе внеклассной деятельности.

1. Методическая цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.

Цель проекта: преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.

Задачи:

  • воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической природоохранной деятельности;
  • вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким, охране природы;
  • формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души сердца.

2. Ожидаемые результаты

По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и любовью» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.

3. Критерии оценки эффективности инновации

  • Актуальность и результативность реализуемого проекта.
  • Удовлетворённость учащихся, педагога, родителей жизнедеятельностью в классе, гимназии.
  • Познавательная активность обучающихся.
  • Высокий уровень развития социальной деятельности, обучение членов команды.
  • Активное участие в природоохранных мероприятиях, оказание помощи нуждающимся, бережное отношение к вещам и игрушкам, выступления и другие мероприятия в центре восстановительной медицины и реабилитации.
  • Механизм оценивания: анкетирование, социологический опрос, обсуждение на классных часах и родительских собраниях.

4. Условия реализации проекта

Данная методическая разработка учитывает следующие условия для формирования развития активной социальной деятельности:

  • Целенаправленность и систематичность
  • Мотивированность
  • Творческая среда
  • Психологический комфорт
  • Возрастные особенности

5. Краткое содержание проекта

При разработке данного методического материала учитывались педагогические принципы деятельностного подхода, возрастные индивидуальные особенности детей. Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на формирование осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект предполагает три направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность).

6. Обоснование актуальности методической разработки

В России в последние десятилетия назрел кризис ценностной системы, выраженный падением морально нравственных норм, отсутствием четких правил, принципов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности детей.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций детей и подростков проявляется в отношении к доброте, как базовой социальной ценности. Современные дети и подростки осознают необходимость бескорыстной помощи, но зачастую не способны к конкретным действиям. На формирование осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности направлен проект «Согреем сердца добротой и любовью».

7. Рабочий план реализации инновационного опыта

Изучение научной литературы о технологии подготовки и реализации социального проекта.

Социологические опросы и обсуждения, обучение членов команды во время реализации методической разработки.

Идеи разработки будут реализовываться и развиваться в направлении накапливания опыта, методик по развитию осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности.

Апробация в МОУ «Гимназия № 1» города Печора с учащимися 4 «Б» класса.

2. Степень проработанности проекта

Методическая разработка внедрена.

Представление опыта состоялось на муниципальном конкурсе «Самый классный классный – 2011» , на родительском собрании, на педагогическом совете и получило высокую оценку жюри, родителей, педагогического коллектива.

Классное помещение оборудовано мультимедийным проектором, принтером, компьютером.

3. Организации, поддерживающие представленную разработку

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»
  2. Филиал национального парка «Югыд Ва»
  3. Центр восстановительной реабилитации и медицины
  4. Дом-досуга музей п. Луговой
  5. Методическое объединение учителей начальных классов

Введение

Выполняет реализацию методической разработки учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 1» города Печоры Скубиева Светлана Геннадьевна.

Сроки реализации: сентябрь – октябрь 2011 года

Состав участников: ученики 4б класса МОУ «Гимназия №1» (25 человек), родители и классный руководитель.

Аннотация проекта

Наполним мир любовью и добром,
И будем к совершенному стремиться,
Гармонию в природе мы найдем,
Она поможет вновь нам вдохновиться!
И будем верить в лучшее на свете,
И очень скоро мы, друзья, поймем,
Каков наш вклад в гармонию планеты.
Наполним мир любовью и добром!

Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на формирование осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект предполагает три направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность). В реализацию проекта вовлечены ученики 4б класса МОУ «Гимназия №1» и их родители. Реализованный проект дает положительные результаты и имеет дальнейшие перспективы развития.

Актуальность.

В России в последние десятилетия назрел кризис ценностной системы, выраженный падением морально нравственных норм, отсутствием четких правил, принципов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности детей.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций детей и подростков проявляется в отношении к доброте, как базовой социальной ценности. Современные дети и подростки осознают необходимость бескорыстной помощи, но зачастую не способны к конкретным действиям. На формирование осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности направлен проект «Согреем сердца добротой и любовью».

Значимость проекта

Осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями и классным руководителем послужило «толчком» обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей, выводы о том, что многие люди, а также природа нуждаются в помощи.

Определение целей и задач

Цель: преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.

Задачи:

  • воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической природоохранной деятельности;
  • вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким, охране природы;
  • формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души сердца.

Ожидаемые результаты:

По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и любовью» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.

Основная часть

В процессе социализации ребёнок должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу, приспособленности к окружающей среде и способности к успешному осуществлению социальных ролей. (1)

Наиболее широко охватить все виды деятельности: познавательную, игровую и творческую, задействовав все аспекты жизни детей в начальной школе, позволяет метод проекта.

Дети активные участники проектной деятельности.

Через социальное проектирование удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации потенциала ребят с разным уровнем подготовки. Он является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности педагога.

Социальный проект – практика разного рода волонтерских и иных проектов, где цели ставит педагог, и включает детей в некоторую активность. Осуществляемое педагогическое сопровождение в лучшем случае, на уровне обеспечения понимания и, «сопереживания» происходящему.»

Проектный метод на социальном материале имеет свою специфику. Его технологическими условиями являются:

  1. Определение предмета самостоятельной деятельности детей, круга социальных проблем, в которых могут принимать участие дети.
  2. Приемлемые (востребованные) формы организации детской социальной активности, механизмы взаимодействия проектных групп и реально принимающих решения структур и учреждений.

Соответственно, социально-образовательный проект имеет два фокуса: образовательной технологии и социальной технологии. Для его реализации необходима реальная кооперация со всеми социальными силами, имеющими отношение к разрабатываемой проблеме (теме), так и педагогически обеспеченное понимание и участие со стороны детей. (3)
Социальные образовательные проекты разворачиваются на таком классе проблем, которые не могут быть транслированы детям через систему учебных задач. Требуются иные образовательные и социальные технологии, которые непосредственно ставят ребенка «перед фактом» социальной реальности, и задачей педагога является обеспечение адекватного осознания, рефлексии и, в дальнейшем, организации самостоятельного действия ребенка.
Таким образом, метод социально-образовательного проекта является одним из самых мощных и эффективных средств для использования имеющегося ресурса активности детей и важным воспитательным и обучающим процессом.

Организационно-педагогические условия реализации проекта

Цель проекта – создание условий для активного приобретения личного опыта приобщения к основам социально-экологической культуры.

И реализация этого проекта явилась эффективным условием для введения детей в деятельность проектирования. А перед руководителем проекта встали следующие задачи:

  1. Изучение научных подходов к проблеме проектной деятельности.
  2. Разработка модели младшего школьника-исследователя.
  3. Организация деятельности творческих групп и обучение их простейшим методам учебного проекта.

При реализации данного проекта мы придерживались следующих принципов:

  1. Гуманизация педагогической деятельности как обязательный принцип системы развивающего обучения.
  2. Использование локальных особенностей окружения как обучающий фактор.
  3. Обеспечение преемственности на базе национальной культурно-информационной и предметно-бытовой среды как сфера социального становления ребенка. (2)

Содержание работы по проекту организовали по направлениям:

  • развитие у ребенка с самого раннего детства уверенности по отношению к своей среде обитания;
  • формирования навыков неразрушающего общения с окружающей средой: природой, творениями ума и рук человека;
  • формирование навыков экономного и эффективного использования ресурсов;
  • привитие необходимых ценностных установок и заложение основ для обучения правам человека.

Методы работы:

  • организация проектной работы;
  • ориентация на прогностическую оценку направления и содержания очередного этапа поиска.

При создании проекта «Согреем сердца добротой и любовью» мы руководствовались гипотезой: если формировать у ребенка образ мира, в котором активная творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая окружающую среду и не травмируя другие живые организмы, то он в дальнейшем сможет с уверенностью найти оптимально подходящее себе место в любой социальной среде.

Основными трудностями при организации проектной деятельности младших школьников можно считать их бедный жизненный опыт, затруднения в выявлении и формулировании проблемы, в отборе необходимых средств для исследования.

Механизм управления проектом

Самой главной движущей силой проекта являются творческие микрогруппы, которые создаются на добровольной основе по инициативе самих учащихся. Определяющим критерием для объединения в такие группы обычно бывает общность интересов. Максимально эффективная работа организуется при количестве участников проекта не более 6–8 детей. Деятельность микрогруппы состоит из 2 частей: проектирования предстоящего мероприятия и проведения самого мероприятия. Руководителя проекта выбирают из состава микрогруппы сами дети. Работе микрогруппы помогают постоянно назначенные наставники – 2–3 родителя. Все наставники входят в состав проектной группы, руководителем которой является классный руководитель. (6)

Анализ хода реализации проекта

Целевые ориентации: По всем направлениям проекта были поставлены конкретные цели и в основном придерживались их при составлении содержания работы всех творческих групп.

Содержание деятельности: Приоритетное место в организации деятельности заняло формирование экологического мировоззрения не только у детей, но и у взрослых. Мы понимали, что дети младшего школьного возраста учатся по образцам, перенимая стереотипы поведения окружающих старших. В дальнейшем перед нами стоит задача создания экологически оправданного условия для максимально эффективной социализации детей разного возраста. Мероприятия в творческих группах проводились по 3 основным направлениям: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность).

Процессуальная характеристика. Проблемно-поисковый этап достиг своей цели: были выявлены и определены основные ориентиры работы. Проектно-деятельностный этап прошел в срок и соблюдены сроки реализации .

Вывод:

  1. Содержание деятельности соответствует цели и задачам проекта.
  2. Налажена соответствующая структура управления деятельностью по реализации проекта.
  3. Материально-техническая база и кадровый ресурс могут обеспечить реализацию проекта на должном уровне, если усилить научное руководство, разработать систему контроля и оценки уровня сформированности социально-экологической культуры у всех участников данного проекта и создать соответствующую лабораторию для исследовательской деятельности учащихся.

Подготовка проекта выполнялась пошагово. (7)

  1. Изучение общественного мнения.
  2. Формулировка актуальной социальной проблемы.
  3. Изучение возможностей детской ученической команды.
  4. Определение цели и задач.
  5. Составление плана работы.
  6. Составление графика работы над проектом.
  7. Определение обязанностей и их распределение в команде.
  8. Определение ресурсов и источников их получения.
  9. Разработка системы оценки проекта.
  10. Обучение членов команды.
  11. Формирование общественного мнения.
    Реализация проекта.
  12. Составление предложений по проекту.
  13. Поиск деловых партнёров и проведение официальных переговоров.
  14. Проведение плановых мероприятий.
  15. Оценка и контроль выполнения плана.
  16. Корректировка хода реализации проекта.
    Итоги работы над проектом.
  17. Анализ результатов работы над проектом.
  18. Информирование общественности о результатах работы.

Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на формирование осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект предполагает три направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность).

При разработке проекта я поставила перед собой методическую цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.

Затем были поставлены цели и задачи данного проекта.

(Смотрите в пояснительной записке)

В ходе работы над проектом было выделено четыре этапа: подготовительный, проектировочный, практический, заключительный.

На классном часе, проведённом в форме этического диалога «Доброта спасёт мир», обсудили понятие «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей.

Ученикам было предложено подумать и ответить на проблемные вопросы:

  1. Кто такой добрый человек?
  2. Считаешь ли ты себя добрым человеком?
  3. Кто нуждается в помощи?
  4. Кому мы можем помочь?

(Смотрите ответы на проблемные вопросы в Приложении 1)

Ученики активно размышляли и пришли к выводу о том, что многие люди нуждаются в помощи и ребята могут оказать помощь.

Итогом классного часа стало осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями.

Была создана инициативная группа и творческие группы детей, создана инициативная группа родителей, где определены цели, структура проекта и направления работы в форме мозгового штурма.

(Структуру проекта смотрите в Приложении 2)

Перед запуском проекта был составлен план-график и вся работа велась строго по графику.

(Смотрите план-график работы над проектом в Приложении 3)

К проекту ребята решили разработать эмблему проекта «Сердце в ладонях», затем была выбрана лучшая эмблема.

(Смотрите, кто работал над созданием эмблемы и варианты эмблемы в Приложении 4)

Проект был реализован в трёх направлениях: «Забота», «Рука друга», «Зелёная планета».

«Забота»

Данное направление предполагает деятельность учащихся в организации концертов для ветеранов в центре восстановительной медицины и реабилитации, изготовлении подарков к праздникам, оказание помощи ветеранам и пожилым людям на улицах города. Например, помощь в переходе дороги, помочь донести сумки, открыть дверь в помещение, уступить место в общественном транспорте.

Задолго до проекта, в мае 2011г я и ученики моего класса организовали и провели концерт в Центре восстановительной медицины и реабилитации с вручением подарков, изготовленных своими руками, а затем приняли участие в концерте, посвященном дню пожилого человека.

Выступление ребят произвело приятное впечатление на ветеранов и получило массу положительных отзывов.

«Рука друга»

Направление предполагает организацию реальной помощи нуждающимся. Это сбор сезонной одежды, обуви, игрушек, канцелярских товаров для детей п.Луговой (там находится детский сад, школа, интернат, музей). В социальную акцию «По соседству мы живём» можно привлечь родителей, знакомых, соседей, кто не безразличен к малоимущим семьям и тоже собрать одежду, обувь, различную бытовую утварь. В общешкольной акции «Помоги ближнему» – сбор вещей, различных принадлежностей для детей временного реабилитационного центра «Лысьва» г. Печора.

Выезд в дом досуга-музей поселка Луговой с социальной помощью для детей из малообеспеченных семей

В ходе проекта собраны сезонная одежда и обувь, игрушки, канцелярские товары, портфели, диски и переданы в дом досуга-музей поселка Луговой.

Оказана помощь 16 детям, собрано подарков для 20 детей.

Ученики и их родители приняли участие в игровой программе, посвященной 90-летию Республики Коми.

В социальной акции по оказанию помощи детям (сбор вещей) приняли участие 25 семей нашего класса и классный руководитель.

«Зеленая планета»

Следующее направление предполагает участие в природоохранных мероприятиях, участие в уборке территории, тесном сотрудничестве с филиалом национального парка «Югыд ва», межрайонных и межрегиональных акциях, изготовление кормушек, скворечников, листовок «Покормите птиц зимой!», проведение бесед, викторин, классных часов, разработка презентаций с экологической направленностью, оформление стендов в гимназии о природе, животных, встречи с представителями филиала национального парка «Югыд ва», выступления в группе продлённого дня с внеклассными мероприятиями.

25 сентября ребята нашего класса приняли участие в составе волонтёрской группы по уборке территории после проведения «Кросса нации».

Ученики и родители 4б класса приняли участие в межрайонной экологической акций «Покормите птиц зимой» – ежегодном мероприятии, проводимом с целью привлечения к проведению биотехнических мероприятий, способствующих увеличению численности и видового состава зимующих птиц нашего края.

Задачи:

  • воспитание активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности;
  • вовлечение в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;

Мероприятия:

1. Беседа «Покормите птиц зимой»

2. «Наша мастерская»:

  • проведение мастер-класса по изготовлению кормушек, как рекламная акция
  • конкурс на самую оригинальную и легко выполнимую кормушку из вторичного сырья

Изготовленные кормушки размещены на территории гимназии, вблизи домов учеников.

(Смотрите в Приложении 6: список участников по изготовлению кормушек и виды кормушек)

Всего изготовлено 50 листовок “Помоги птицам, сделай зиму ярче! ” Листовки размещены в детских садах, гимназии, школах, подъездах и досках объявлений.

(Смотрите в Приложении 7: образец изготовленной листовки)

20.10.11 мы посетили Печорский филиал национального парка «ЮГЫД ВА» и встретились с руководителем филиала Батула Г.В. и методистом по экологическому просвещению Рыбиной Т.А.

(Смотрите в Приложении 5: темы внеклассных мероприятий, которые можно провести с детьми и нами проведены)

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Проведение внеклассного мероприятия 14 ноября для воспитанников группы продленного дня (день Зиновия синичника).

Подкормка птиц в зимний период, привлечение друзей, родственников, соседей к подкормке птиц.

Рефлексия

В итоге работы над проектом необходимо проанализировать результаты своей деятельности.

№ п\п Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Проанализировать выполнение поставленных задач Аналитические материалы
2 Соотнести результаты с поставленной целью Отчёт о работе над проектом

После проведения проекта результаты были обсуждены на классном часе и на заседании родительского комитета. Ученики высказали свое мнение о значимости, важности участия в социальных делах. По мнению ребят, проект позволил им осознать, что добрый человек оказывает помощь бескорыстно, не преследуя личную выгоду. Ученики в творческой форме выразили отношение к проекту, удовлетворенности общим делом и своей деятельностью в рамках проекта.

(Смотрите мнение детей о проекте в Приложении 8)

Заключение

Рабочий план реализации инновационного опыта

Изучение научной литературы о технологии подготовки и реализации социального проекта.

Социологические опросы и обсуждения, обучение членов команды во время реализации методической разработки.

Идеи разработки будут реализовываться и развиваться в направлении накапливания опыта, методик по развитию осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности.

Результативность проекта на данном этапе.

В результате апробирования инновационной разработки уровень социальной активности младших школьников повысился. Дети стали активнее во внеурочной деятельности: сами учатся анализировать, логически мыслить, делают выводы, обобщают. Они не боятся высказывать свою точку зрения. Мои ученики являются активными участниками всех внеклассных и внешкольных мероприятий.

Проект помог мне организовать создать содержательные и организационные условия для развития у школьников осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.

По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и любовью» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.

Наш проект долгосрочный, т.к. мы продолжаем работу в этих направлениях.

(Смотрите Приложение 9 – тип нашего проекта)

Критерии оценки эффективности инновации

Актуальность и результативность реализуемого проекта.

Удовлетворённость учащихся, педагога, родителей жизнедеятельностью в классе, гимназии.

Познавательная активность обучающихся.

Высокий уровень развития социальной деятельности, обучение членов команды.

Активное участие в природоохранных мероприятиях, оказание помощи нуждающимся, бережное отношение к вещам и игрушкам, выступления и другие мероприятия в центре восстановительной медицины и реабилитации.

Механизм оценивания: анкетирование, социологический опрос, обсуждение на классных часах и родительских собраниях.

Дальнейшее развитие

Распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях педагогических работников с использованием ИКТ (презентаций).

Включение проекта в Программу развития общеобразовательного учреждения.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Проведение внеклассного мероприятия 14 ноября для воспитанников группы продленного дня (день Зиновия синичника).

Подкормка птиц в зимний период, привлечение друзей, родственников, соседей к подкормке птиц.

(Смотрите памятку подкормки птиц в Приложении 10)

Участие в природоохранных мероприятиях.

Надеюсь, что по окончании проекта будет наблюдаться достаточно высокий уровень социальной активности, развития мышления, речи, познавательных интересов, но главное – высокий уровень развития деятельностных способностей: потребность и способность к постановке цели деятельности, самоконтролю и самооценке, правильной организации преодоления затруднений, рефлексии собственной деятельности, помощи окружающим.

Такое развитие поможет повышению уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.

Я поняла, что работая в этом направлении, я не могу получить сиюминутного результата. Но то, что дети раскроются в дальнейшем – это точно!

Стержень социального проекта – это рост каждого ученика, раскрытие его индивидуальных, творческих возможностей.

В ходе тесного сотрудничества учителя, родителей и детей на протяжении всего проекта формировалась система ценностей личности – развитие нравственного иммунитета ребёнка, его желания и умения делать добрые дела. Совместная исследовательская, познавательная и творческая деятельность, связанная с миром детской литературы, живописи, музыки обогатила духовный мир семьи, развила поведенческую, коммуникативную и творческую активность ребёнка.

Итак, развитие, обучение, воспитание, ребёнка и формирование опыта школьника будет успешным, если цели учителя, обучающегося, родителя совпадают. Формирование социального опыта через проектную деятельность являются одним из путей такого сотрудничества.

Приложение (Презентация)

Список используемой литературы

  1. Организация проектной деятельности в российской международной школе РО // Абросимова Л.В., Драхлер А.Б., Морозова А.В., Савенкова Н.Н. МО РФ, Институт образовательной политики «Эврика», Негосударственное учреждение «Школа «Бакалавр», 2003.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. 1968.
  3. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания. // Исследовательская деятельность школьников, 2005 №3, с.16–21.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
  5. Современная начальная школа: информационно-методические письма МО РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе./Авт.-сост. И.А.Петрова и др. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003.
  6. Савенкова А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.
  7. Интернет ресурсы: studyspu.ru