1. Описание инновационного подхода реализуемого проекта в процессе внеклассной деятельности.
1. Методическая цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.
Цель проекта: преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.
Задачи:
- воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической природоохранной деятельности;
- вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким, охране природы;
- формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души сердца.
2. Ожидаемые результаты
По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и любовью» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.
3. Критерии оценки эффективности инновации
- Актуальность и результативность реализуемого проекта.
- Удовлетворённость учащихся, педагога, родителей жизнедеятельностью в классе, гимназии.
- Познавательная активность обучающихся.
- Высокий уровень развития социальной деятельности, обучение членов команды.
- Активное участие в природоохранных мероприятиях, оказание помощи нуждающимся, бережное отношение к вещам и игрушкам, выступления и другие мероприятия в центре восстановительной медицины и реабилитации.
- Механизм оценивания: анкетирование, социологический опрос, обсуждение на классных часах и родительских собраниях.
4. Условия реализации проекта
Данная методическая разработка учитывает следующие условия для формирования развития активной социальной деятельности:
- Целенаправленность и систематичность
- Мотивированность
- Творческая среда
- Психологический комфорт
- Возрастные особенности
5. Краткое содержание проекта
При разработке данного методического материала учитывались педагогические принципы деятельностного подхода, возрастные индивидуальные особенности детей. Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на формирование осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект предполагает три направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность).
6. Обоснование актуальности методической разработки
В России в последние десятилетия назрел кризис ценностной системы, выраженный падением морально нравственных норм, отсутствием четких правил, принципов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности детей.
Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций детей и подростков проявляется в отношении к доброте, как базовой социальной ценности. Современные дети и подростки осознают необходимость бескорыстной помощи, но зачастую не способны к конкретным действиям. На формирование осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности направлен проект «Согреем сердца добротой и любовью».
7. Рабочий план реализации инновационного опыта
Изучение научной литературы о технологии подготовки и реализации социального проекта.
Социологические опросы и обсуждения, обучение членов команды во время реализации методической разработки.
Идеи разработки будут реализовываться и развиваться в направлении накапливания опыта, методик по развитию осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности.
Апробация в МОУ «Гимназия № 1» города Печора с учащимися 4 «Б» класса.
2. Степень проработанности проекта
Методическая разработка внедрена.
Представление опыта состоялось на муниципальном конкурсе «Самый классный классный – 2011» , на родительском собрании, на педагогическом совете и получило высокую оценку жюри, родителей, педагогического коллектива.
Классное помещение оборудовано мультимедийным проектором, принтером, компьютером.
3. Организации, поддерживающие представленную разработку
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»
- Филиал национального парка «Югыд Ва»
- Центр восстановительной реабилитации и медицины
- Дом-досуга музей п. Луговой
- Методическое объединение учителей начальных классов
Введение
Выполняет реализацию методической разработки учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 1» города Печоры Скубиева Светлана Геннадьевна.
Сроки реализации: сентябрь – октябрь 2011 года
Состав участников: ученики 4б класса МОУ «Гимназия №1» (25 человек), родители и классный руководитель.
Аннотация проекта
Наполним мир любовью и добром,
И будем к совершенному стремиться,
Гармонию в природе мы найдем,
Она поможет вновь нам вдохновиться!
И будем верить в лучшее на свете,
И очень скоро мы, друзья, поймем,
Каков наш вклад в гармонию планеты.
Наполним мир любовью и добром!
Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на формирование осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект предполагает три направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность). В реализацию проекта вовлечены ученики 4б класса МОУ «Гимназия №1» и их родители. Реализованный проект дает положительные результаты и имеет дальнейшие перспективы развития.
Актуальность.
В России в последние десятилетия назрел кризис ценностной системы, выраженный падением морально нравственных норм, отсутствием четких правил, принципов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности детей.
Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций детей и подростков проявляется в отношении к доброте, как базовой социальной ценности. Современные дети и подростки осознают необходимость бескорыстной помощи, но зачастую не способны к конкретным действиям. На формирование осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности направлен проект «Согреем сердца добротой и любовью».
Значимость проекта
Осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями и классным руководителем послужило «толчком» обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей, выводы о том, что многие люди, а также природа нуждаются в помощи.
Определение целей и задач
Цель: преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.
Задачи:
- воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической природоохранной деятельности;
- вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким, охране природы;
- формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души сердца.
Ожидаемые результаты:
По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и любовью» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.
Основная часть
В процессе социализации ребёнок должен познать и принять требования общества, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу, приспособленности к окружающей среде и способности к успешному осуществлению социальных ролей. (1)
Наиболее широко охватить все виды деятельности: познавательную, игровую и творческую, задействовав все аспекты жизни детей в начальной школе, позволяет метод проекта.
Дети активные участники проектной деятельности.
Через социальное проектирование удаётся повышать степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Позитивной чертой технологии социального проекта является возможность для реализации потенциала ребят с разным уровнем подготовки. Он является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности педагога.
Социальный проект – практика разного рода волонтерских и иных проектов, где цели ставит педагог, и включает детей в некоторую активность. Осуществляемое педагогическое сопровождение в лучшем случае, на уровне обеспечения понимания и, «сопереживания» происходящему.»
Проектный метод на социальном материале имеет свою специфику. Его технологическими условиями являются:
- Определение предмета самостоятельной деятельности детей, круга социальных проблем, в которых могут принимать участие дети.
- Приемлемые (востребованные) формы организации детской социальной активности, механизмы взаимодействия проектных групп и реально принимающих решения структур и учреждений.
Соответственно, социально-образовательный проект имеет два фокуса:
образовательной технологии и социальной технологии. Для его реализации
необходима реальная кооперация со всеми социальными силами, имеющими отношение к
разрабатываемой проблеме (теме), так и педагогически обеспеченное понимание и
участие со стороны детей. (3)
Социальные образовательные проекты разворачиваются на таком классе проблем,
которые не могут быть транслированы детям через систему учебных задач. Требуются
иные образовательные и социальные технологии, которые непосредственно ставят
ребенка «перед фактом» социальной реальности, и задачей педагога является
обеспечение адекватного осознания, рефлексии и, в дальнейшем, организации
самостоятельного действия ребенка.
Таким образом, метод социально-образовательного проекта является одним из самых
мощных и эффективных средств для использования имеющегося ресурса активности
детей и важным воспитательным и обучающим процессом.
Организационно-педагогические условия реализации проекта
Цель проекта – создание условий для активного приобретения личного опыта приобщения к основам социально-экологической культуры.
И реализация этого проекта явилась эффективным условием для введения детей в деятельность проектирования. А перед руководителем проекта встали следующие задачи:
- Изучение научных подходов к проблеме проектной деятельности.
- Разработка модели младшего школьника-исследователя.
- Организация деятельности творческих групп и обучение их простейшим методам учебного проекта.
При реализации данного проекта мы придерживались следующих принципов:
- Гуманизация педагогической деятельности как обязательный принцип системы развивающего обучения.
- Использование локальных особенностей окружения как обучающий фактор.
- Обеспечение преемственности на базе национальной культурно-информационной и предметно-бытовой среды как сфера социального становления ребенка. (2)
Содержание работы по проекту организовали по направлениям:
- развитие у ребенка с самого раннего детства уверенности по отношению к своей среде обитания;
- формирования навыков неразрушающего общения с окружающей средой: природой, творениями ума и рук человека;
- формирование навыков экономного и эффективного использования ресурсов;
- привитие необходимых ценностных установок и заложение основ для обучения правам человека.
Методы работы:
- организация проектной работы;
- ориентация на прогностическую оценку направления и содержания очередного этапа поиска.
При создании проекта «Согреем сердца добротой и любовью» мы руководствовались гипотезой: если формировать у ребенка образ мира, в котором активная творческая личность находит приложение своим усилиям, не разрушая окружающую среду и не травмируя другие живые организмы, то он в дальнейшем сможет с уверенностью найти оптимально подходящее себе место в любой социальной среде.
Основными трудностями при организации проектной деятельности младших школьников можно считать их бедный жизненный опыт, затруднения в выявлении и формулировании проблемы, в отборе необходимых средств для исследования.
Механизм управления проектом
Самой главной движущей силой проекта являются творческие микрогруппы, которые создаются на добровольной основе по инициативе самих учащихся. Определяющим критерием для объединения в такие группы обычно бывает общность интересов. Максимально эффективная работа организуется при количестве участников проекта не более 6–8 детей. Деятельность микрогруппы состоит из 2 частей: проектирования предстоящего мероприятия и проведения самого мероприятия. Руководителя проекта выбирают из состава микрогруппы сами дети. Работе микрогруппы помогают постоянно назначенные наставники – 2–3 родителя. Все наставники входят в состав проектной группы, руководителем которой является классный руководитель. (6)
Анализ хода реализации проекта
Целевые ориентации: По всем направлениям проекта были поставлены конкретные цели и в основном придерживались их при составлении содержания работы всех творческих групп.
Содержание деятельности: Приоритетное место в организации деятельности заняло формирование экологического мировоззрения не только у детей, но и у взрослых. Мы понимали, что дети младшего школьного возраста учатся по образцам, перенимая стереотипы поведения окружающих старших. В дальнейшем перед нами стоит задача создания экологически оправданного условия для максимально эффективной социализации детей разного возраста. Мероприятия в творческих группах проводились по 3 основным направлениям: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность).
Процессуальная характеристика. Проблемно-поисковый этап достиг своей цели: были выявлены и определены основные ориентиры работы. Проектно-деятельностный этап прошел в срок и соблюдены сроки реализации .
Вывод:
- Содержание деятельности соответствует цели и задачам проекта.
- Налажена соответствующая структура управления деятельностью по реализации проекта.
- Материально-техническая база и кадровый ресурс могут обеспечить реализацию проекта на должном уровне, если усилить научное руководство, разработать систему контроля и оценки уровня сформированности социально-экологической культуры у всех участников данного проекта и создать соответствующую лабораторию для исследовательской деятельности учащихся.
Подготовка проекта выполнялась пошагово. (7)
- Изучение общественного мнения.
- Формулировка актуальной социальной проблемы.
- Изучение возможностей детской ученической команды.
- Определение цели и задач.
- Составление плана работы.
- Составление графика работы над проектом.
- Определение обязанностей и их распределение в команде.
- Определение ресурсов и источников их получения.
- Разработка системы оценки проекта.
- Обучение членов команды.
- Формирование общественного мнения.
Реализация проекта. - Составление предложений по проекту.
- Поиск деловых партнёров и проведение официальных переговоров.
- Проведение плановых мероприятий.
- Оценка и контроль выполнения плана.
- Корректировка хода реализации проекта.
Итоги работы над проектом. - Анализ результатов работы над проектом.
- Информирование общественности о результатах работы.
Социальный проект «Согреем сердца добротой и любовью» направлен на формирование осознанной, инициативной социальной деятельности. Проект предполагает три направления деятельности: «Забота» (моральная поддержка пожилых людей), «Рука друга» (оказание материальной помощи нуждающимся), «Зеленая планета» (природоохранная деятельность).
При разработке проекта я поставила перед собой методическую цель: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.
Затем были поставлены цели и задачи данного проекта.
(Смотрите в пояснительной записке)
В ходе работы над проектом было выделено четыре этапа: подготовительный, проектировочный, практический, заключительный.
На классном часе, проведённом в форме этического диалога «Доброта спасёт мир», обсудили понятие «доброта» на основе примеров из литературных произведений, собственных житейских ситуаций детей.
Ученикам было предложено подумать и ответить на проблемные вопросы:
- Кто такой добрый человек?
- Считаешь ли ты себя добрым человеком?
- Кто нуждается в помощи?
- Кому мы можем помочь?
(Смотрите ответы на проблемные вопросы в Приложении 1)
Ученики активно размышляли и пришли к выводу о том, что многие люди нуждаются в помощи и ребята могут оказать помощь.
Итогом классного часа стало осознанное желание ребят участвовать в социальной деятельности совместно с родителями.
Была создана инициативная группа и творческие группы детей, создана инициативная группа родителей, где определены цели, структура проекта и направления работы в форме мозгового штурма.
(Структуру проекта смотрите в Приложении 2)
Перед запуском проекта был составлен план-график и вся работа велась строго по графику.
(Смотрите план-график работы над проектом в Приложении 3)
К проекту ребята решили разработать эмблему проекта «Сердце в ладонях», затем была выбрана лучшая эмблема.
(Смотрите, кто работал над созданием эмблемы и варианты эмблемы в Приложении 4)
Проект был реализован в трёх направлениях: «Забота», «Рука друга», «Зелёная планета».
«Забота»
Данное направление предполагает деятельность учащихся в организации концертов для ветеранов в центре восстановительной медицины и реабилитации, изготовлении подарков к праздникам, оказание помощи ветеранам и пожилым людям на улицах города. Например, помощь в переходе дороги, помочь донести сумки, открыть дверь в помещение, уступить место в общественном транспорте.
Задолго до проекта, в мае 2011г я и ученики моего класса организовали и провели концерт в Центре восстановительной медицины и реабилитации с вручением подарков, изготовленных своими руками, а затем приняли участие в концерте, посвященном дню пожилого человека.
Выступление ребят произвело приятное впечатление на ветеранов и получило массу положительных отзывов.
«Рука друга»
Направление предполагает организацию реальной помощи нуждающимся. Это сбор сезонной одежды, обуви, игрушек, канцелярских товаров для детей п.Луговой (там находится детский сад, школа, интернат, музей). В социальную акцию «По соседству мы живём» можно привлечь родителей, знакомых, соседей, кто не безразличен к малоимущим семьям и тоже собрать одежду, обувь, различную бытовую утварь. В общешкольной акции «Помоги ближнему» – сбор вещей, различных принадлежностей для детей временного реабилитационного центра «Лысьва» г. Печора.
Выезд в дом досуга-музей поселка Луговой с социальной помощью для детей из малообеспеченных семей
В ходе проекта собраны сезонная одежда и обувь, игрушки, канцелярские товары, портфели, диски и переданы в дом досуга-музей поселка Луговой.
Оказана помощь 16 детям, собрано подарков для 20 детей.
Ученики и их родители приняли участие в игровой программе, посвященной 90-летию Республики Коми.
В социальной акции по оказанию помощи детям (сбор вещей) приняли участие 25 семей нашего класса и классный руководитель.
«Зеленая планета»
Следующее направление предполагает участие в природоохранных мероприятиях, участие в уборке территории, тесном сотрудничестве с филиалом национального парка «Югыд ва», межрайонных и межрегиональных акциях, изготовление кормушек, скворечников, листовок «Покормите птиц зимой!», проведение бесед, викторин, классных часов, разработка презентаций с экологической направленностью, оформление стендов в гимназии о природе, животных, встречи с представителями филиала национального парка «Югыд ва», выступления в группе продлённого дня с внеклассными мероприятиями.
25 сентября ребята нашего класса приняли участие в составе волонтёрской группы по уборке территории после проведения «Кросса нации».
Ученики и родители 4б класса приняли участие в межрайонной экологической акций «Покормите птиц зимой» – ежегодном мероприятии, проводимом с целью привлечения к проведению биотехнических мероприятий, способствующих увеличению численности и видового состава зимующих птиц нашего края.
Задачи:
- воспитание активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности;
- вовлечение в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;
Мероприятия:
1. Беседа «Покормите птиц зимой»
2. «Наша мастерская»:
- проведение мастер-класса по изготовлению кормушек, как рекламная акция
- конкурс на самую оригинальную и легко выполнимую кормушку из вторичного сырья
Изготовленные кормушки размещены на территории гимназии, вблизи домов учеников.
(Смотрите в Приложении 6: список участников по изготовлению кормушек и виды кормушек)
Всего изготовлено 50 листовок “Помоги птицам, сделай зиму ярче! ” Листовки размещены в детских садах, гимназии, школах, подъездах и досках объявлений.
(Смотрите в Приложении 7: образец изготовленной листовки)
20.10.11 мы посетили Печорский филиал национального парка «ЮГЫД ВА» и встретились с руководителем филиала Батула Г.В. и методистом по экологическому просвещению Рыбиной Т.А.
(Смотрите в Приложении 5: темы внеклассных мероприятий, которые можно провести с детьми и нами проведены)
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Проведение внеклассного мероприятия 14 ноября для воспитанников группы продленного дня (день Зиновия синичника).
Подкормка птиц в зимний период, привлечение друзей, родственников, соседей к подкормке птиц.
Рефлексия
В итоге работы над проектом необходимо проанализировать результаты своей деятельности.
№ п\п | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Проанализировать выполнение поставленных задач | Аналитические материалы |
2 | Соотнести результаты с поставленной целью | Отчёт о работе над проектом |
После проведения проекта результаты были обсуждены на классном часе и на заседании родительского комитета. Ученики высказали свое мнение о значимости, важности участия в социальных делах. По мнению ребят, проект позволил им осознать, что добрый человек оказывает помощь бескорыстно, не преследуя личную выгоду. Ученики в творческой форме выразили отношение к проекту, удовлетворенности общим делом и своей деятельностью в рамках проекта.
(Смотрите мнение детей о проекте в Приложении 8)
Заключение
Рабочий план реализации инновационного опыта
Изучение научной литературы о технологии подготовки и реализации социального проекта.
Социологические опросы и обсуждения, обучение членов команды во время реализации методической разработки.
Идеи разработки будут реализовываться и развиваться в направлении накапливания опыта, методик по развитию осознанной, активной, продуктивной социальной деятельности.
Результативность проекта на данном этапе.
В результате апробирования инновационной разработки уровень социальной активности младших школьников повысился. Дети стали активнее во внеурочной деятельности: сами учатся анализировать, логически мыслить, делают выводы, обобщают. Они не боятся высказывать свою точку зрения. Мои ученики являются активными участниками всех внеклассных и внешкольных мероприятий.
Проект помог мне организовать создать содержательные и организационные условия для развития у школьников осознанной потребности в социально-значимой деятельности; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость оказания посильной помощи окружающим и природной среде.
По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем сердца добротой и любовью» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия; не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Прогнозируем повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.
Наш проект долгосрочный, т.к. мы продолжаем работу в этих направлениях.
(Смотрите Приложение 9 – тип нашего проекта)
Критерии оценки эффективности инновации
Актуальность и результативность реализуемого проекта.
Удовлетворённость учащихся, педагога, родителей жизнедеятельностью в классе, гимназии.
Познавательная активность обучающихся.
Высокий уровень развития социальной деятельности, обучение членов команды.
Активное участие в природоохранных мероприятиях, оказание помощи нуждающимся, бережное отношение к вещам и игрушкам, выступления и другие мероприятия в центре восстановительной медицины и реабилитации.
Механизм оценивания: анкетирование, социологический опрос, обсуждение на классных часах и родительских собраниях.
Дальнейшее развитие
Распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях педагогических работников с использованием ИКТ (презентаций).
Включение проекта в Программу развития общеобразовательного учреждения.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Проведение внеклассного мероприятия 14 ноября для воспитанников группы продленного дня (день Зиновия синичника).
Подкормка птиц в зимний период, привлечение друзей, родственников, соседей к подкормке птиц.
(Смотрите памятку подкормки птиц в Приложении 10)
Участие в природоохранных мероприятиях.
Надеюсь, что по окончании проекта будет наблюдаться достаточно высокий уровень социальной активности, развития мышления, речи, познавательных интересов, но главное – высокий уровень развития деятельностных способностей: потребность и способность к постановке цели деятельности, самоконтролю и самооценке, правильной организации преодоления затруднений, рефлексии собственной деятельности, помощи окружающим.
Такое развитие поможет повышению уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь.
Я поняла, что работая в этом направлении, я не могу получить сиюминутного результата. Но то, что дети раскроются в дальнейшем – это точно!
Стержень социального проекта – это рост каждого ученика, раскрытие его индивидуальных, творческих возможностей.
В ходе тесного сотрудничества учителя, родителей и детей на протяжении всего проекта формировалась система ценностей личности – развитие нравственного иммунитета ребёнка, его желания и умения делать добрые дела. Совместная исследовательская, познавательная и творческая деятельность, связанная с миром детской литературы, живописи, музыки обогатила духовный мир семьи, развила поведенческую, коммуникативную и творческую активность ребёнка.
Итак, развитие, обучение, воспитание, ребёнка и формирование опыта школьника будет успешным, если цели учителя, обучающегося, родителя совпадают. Формирование социального опыта через проектную деятельность являются одним из путей такого сотрудничества.
Список используемой литературы
- Организация проектной деятельности в российской международной школе РО // Абросимова Л.В., Драхлер А.Б., Морозова А.В., Савенкова Н.Н. МО РФ, Институт образовательной политики «Эврика», Негосударственное учреждение «Школа «Бакалавр», 2003.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М. 1968.
- Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания. // Исследовательская деятельность школьников, 2005 №3, с.16–21.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
- Современная начальная школа: информационно-методические письма МО РФ по организации обучения и воспитания в начальной школе./Авт.-сост. И.А.Петрова и др. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003.
- Савенкова А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.
- Интернет ресурсы: studyspu.ru