Введение
Учебно-воспитательная работа преподавателя специальных дисциплин должна носить профессионально-направленный характер. С целью повышения интереса к глубокому изучению профильных дисциплин, творческого развития личности, привития элементов исследовательской культуры преподаватели нашей предметно-цикловой комиссии наряду с традиционными формами активно применяют дополнительные, нетрадиционные формы обучения и воспитания студентов.
Одной из эффективных форм профессионально-направленной деятельности преподавателя можно считать организацию тематических викторин.
Викторину можно провести как заключительное занятие-повторение в конце семестра или учебного года или как внеклассное мероприятие. В последнем случае ее можно провести как внутри группы, так и с привлечением студентов из нескольких групп.
Проведение тематической викторины является одной из нетрадиционных форм обучения.
Особенности занятия-викторины заключаются в том, что эта форма работы
- является игровой формой контроля знаний умений;
- пробуждает и активизирует интерес студентов к изучаемым дисциплинам;
- развивает творческую мыслительную деятельность;
- обеспечивает 100%-ную активность студентов;
- учит сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, объяснять, что является первыми шагами профессионально-направленной деятельности будущего специалиста;
- способствует выработке способности к психологической совместимости в группе (команде), толерантности, творческому контакту с членами команды;
- способствует развитию таких качеств личности как конкурентоспособность, желание победить;
- и другие.
Рассмотрим ниже наиболее оптимальную процедуру проведения викторины как заключительного занятия– повторения по дисциплине «Экономика» в группах первого курса.
Цели:
Образовательные:
- обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе изучения дисциплины;
- проверка и контроль знаний пройденного материала.
Развивающие:
- развитие навыков быстрого нахождения правильного решения (ответа);
- развитие умений и навыков анализировать, объяснять, обобщать, делать самостоятельные выводы;
- развитие творческой мыслительной деятельности.
Воспитательные:
- выработка способности к психологической совместимости в коллективе, толерантности, творческому контакту с членами коллектива;
- привитие интереса к выбранной специальности.
Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид занятия: занятие-викторина с элементами компьютерной презентации.
Метод занятия: самостоятельная работа.
Межпредметные звязи: математика, информационные технологии в профессиональном образовании.
Оснащение:
- персональный компьютер;
- экран;
- мультимедийный проектор.
Подготовительная работа.
Для проведения викторины необходимо провести следующую работу среди студентов:
- Выбрать ведущих (1–2 студентов).
- Сформировать две (можно три) команды.
- Познакомить участников с правилами проведения викторины.
- Определить членов жюри и счетной комиссии.
Сценарий занятия
1. Вступительное слово преподавателя (ведущего). (Приложение 1, Слайд 1, 2)
2. Презентация командами своего названия, девиза и эмблемы.
3. Начало игры.
Игра начинается с блиц-опроса. (слайды 3–17, правильный ответ спрятан под знаком вопроса)
Право выбора первого вопроса викторины (слайд 18) остается за командой, ответившей правильно на большее количество вопросов.
В процессе игры команды состязаются, стремясь первыми ответить на вопрос и набрать максимальное количество баллов. (слайды 19–35).
Команда выбирает номер вопроса. Ведущий его зачитывает и засекает время: на обдумывание ответа дается одна минута. Если по прошествии минуты команда не дала ответа или дала неправильный ответ, то право отвечать переходит к другой команде. Так происходит смена «лидера».
В ходе занятия преподаватель исполняет роль консультанта по спорным вопросам (ситуациям), которые могут возникнуть во время игры.
Ниже представлен примерный перечень вопросов.
Вопросы блиц-опроса:
- Что изучает экономическая наука? (Поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях).
- Соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. ( Конкуренция)
- Ценная бумага, удостоверяющая долевое участие в собственности и дающая право ее владельцу на получение дивидендов. (Акция)
- Всеобщий эквивалент, с помощью которого можно оценить стоимость чего-либо. (Деньги)
- Предоставление средств в долг на условиях возвратности, платности и срочности. (Кредит)
- Предоставление имущество во временное пользование другими лицами на договорных условиях, за плату. (Аренда)
- Финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами, ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. (Банк)
- Разница между выручкой от реализации товаров и затратами на их изготовление и продажу. (Прибыль)
- Факторы производства (Труд, земля, капитал)
- Неспособность должника платить по своим обязательствам из-за отсутствия необходимых средств. (Банкротство)
- Постоянный перенос стоимости основного капитала в течение ряда лет на стоимость готовой продукции. (Амортизация)
- Ситуация на рынке, когда одна фирма полностью контролирует предложение определенного товара. ( Монополия)
- Основной финансовый план государства. ( Государственный бюджет)
- Залог недвижимого имущества для получения денежной ссуды. (Ипотека)
- Форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которого небольшим компаниям предоставляется право использовать фирменную торговую марку предприятия– гиганта. (Франчайзинг)
Вопросы викторины:
- Для чего люди создали экономику? (Экономическая наука позволяет людям, фирмам, государству лучше предвидеть последствия своих решений).
- Почему рыночную экономику называют "миром компромиссов"? (Рыночный механизм заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца – он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену).
- Что такое экономические блага и чем они отличаются от даровых благ? (Средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей. Даровые блага – блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей ).
- Почему людям все время приходится делать выбор в сфере экономики? (Из-за ограниченности ресурсов относительно потребности в них).
- Почему туристические агентства изменяют цены путевок в зависимости от сезона года? (От сезона года зависит спрос на путевки. Рынок всегда стремится к состоянию равновесия: при росте спроса сбалансировать рынок удастся при более высокой, чем прежде, цене и наоборот.)
- Почему внедрение ресурсосберегающих технологий в развитых странах означает для стран, обладающих большими запасами полезных ископаемых, возможность сокращения доходов? (Внедрение ресурсосберегающих технологий ведет к сокращению спроса и, следовательно , к снижению цены на нефть, что, в свою очередь, ведет к сокращению доходов стран-экспортеров.)
- Означает ли возникновение избытка предложения какого-либо товара то, что он никому не нужен? Ответ обоснуйте. (Нет не означает: избыток (затоваривание) – это ситуация, возникающая на рынке, когда при существующем уровне цены продавцы предлагают к продаже больший объем товаров, чем покупатели готовы купить при такой цене.)
- Почему и как государство противостоит монополизации рынков? В каких случаях неизбежно возникновение естественных монополий? (Чем выше степень монополизации рынка, тем менее совершенно работает его механизм, и потому государство стремиться защитить конкуренцию, ограничивая власть фирм-монополистов. Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам, в отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс.)
- Означает ли возникновение дефицита какого-либо товара то, что он всем крайне необходим? Ответ обоснуйте. (Нет не означает: дефицит – это ситуация на рынке, когда покупатели при существующем уровне цены готовы купить больший объем товаров, чем продавцы при такой цене согласны предложить к продаже.)
- Каковы главные способы увеличения прибыли предприятия? (Сокращение затрат на производство и сбыт товаров, а также правильное установление цен на них.)
- Почему в качестве денежного товара лошади менее удобны, чем золотой песок? (По сравнению с лошадью золотой песок является более универсальным и удобным денежным товаром и имеет.)
- Почему хранить сокровища в форме кладов невыгодно? (Хранение сокровищ в форме клада ведет к потерям, которые порождаются обесценением денег в результате роста цен и упущенной возможностью получения дохода от вложения их в коммерческие операции.)
- Почему индустриализация в любой стране ведет к сокращению сельского населения? (Индустриализация ведет к росту спроса на рабочую силу в промышленном производстве, которое развивается в городах, а значит дает возможность получать более высокий заработок.)
- Почему заработная плата работников одних и тех же профессий в крупных городах выше, чем в маленьких? (Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда подчиняется общим закономерностям рыночных процессов: в крупных городах выше спрос на рабочую силу, а значит и выше плата за труд.)
- Если профсоюзы добиваются повышения заработной платы, кто от этого страдает? (Рост заработной платы сужает экономические границы занятости и ведет к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене не снижается.)
- Почему рост пенсий не может опережать рост заработной платы? (Пенсия выплачивается пенсионными фондами, средства которых формируются за счет отчислений, рассчитываемых от расходов на оплату труда.)
- Почему социальные государственные программы могут приводить к ослаблению трудовой активности населения? (Такие программы часто порождают иждивенчество. Кроме того, расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения предприятий и наиболее активных и состоятельных членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.)
Критерии оценки (максимальное количество баллов).
- Правильный ответ на вопрос – 1 балл.
- Презентация названия команды, эмблемы, девиза –5 баллов.
Подведение итогов викторины.
- В ходе проведения викторины жюри периодически подводит промежуточные итоги.
- По завершении викторины объявляется окончательный итог.
- И команда-победитель, и команда-соперник награждаются поощрительными призами.
Список литературы.
- Липсиц И.В.