Доклад

Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Ход мероприятия

Приложение 1, Приложение 2

Слайд 1

Подростку дается огромный выбор действий по самореализации: ТВОРИ, РАЗВИВАЙСЯ…но подчас ребенок попадает в зависимость .Мы говорим о зависимости подростка как индивидуума.

Слайд 2

В связи с индивидуумом важны 3 аспекта:

1) тело с его физическими состояниями, генетика (например, особенность некоторых народов, в крови которых нет энзимов, расщепляющих алкоголь),

2) психика (например, при некоторых личностных расстройствах очень высокий потенциал для возникновения зависимостей, так как человек не ощущает незначительных и даже средних воздействий и не может пережить впечатления и чувства в связи с ними; ему нужны запредельные впечатления),

3) духовные установки человека по отношению к жизни.

Слайд 3

Зависимость представляет собой болезненное конечное состояние привыкания к каким-то средствам или способам поведения. Зависимость характеризуется хроническим уклонением от кажущихся неразрешимыми конфликтов и от напряжения. Зависимые люди страдают от непреодолимого желания принимать какое-то вещество, вызывающее зависимость, часто в возрастающих дозах. Они больше не в состоянии освободиться от этого влечения.

Если давление обязательств вызывает у ребенка парализующее состояние, то можно обнаружить порой прямые параллели между этим эмоциональным состоянием и развитием зависимости.

Слайд 4

Признаки зависимости:

  • волевое влияние на зависимое поведение утрачивается (потеря контроля);
  • принуждение к повторению;
  • сверхмера, безмерность употребления;
  • увеличение дозы;
  • разрушающие воздействия: телесные, и/или психические, душевные (недомогание, внутреннее беспокойство, дрожь, рвота, бессонница и т. д.), и/или социальные;
  • сужение интересов: жизнь вращается в большей степени вокруг средств зависимости или зависимого поведения.

Слайд 5, 6

Существует несколько типов зависимости. Рассмотрим следующие: компьютерная, наркотическая, мобильная.

Наркотики стали настолько доступны для детско-возрастной популяции, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего, в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят достаточно много времени, где они на виду. Что может в этом плане дать школьникам образовательное учреждение?

  • Усилить нравственное воспитание школьников
  • Организовать обучение детей и подростков в малых группах базовым социальным умениям:
  • Общаться
  • Разрешать конфликтные ситуации
  • Преодолевать стресс
  • Принимать решения
  • Планировать свое будущее.
  • Управлять своим поведением на основе самопознания

Компьютерная зависимость

Термин “компьютерная зависимость” определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 1980-х годов американские учёные. В наше время термин “компьютерная зависимость” всё ещё не признан многими учёными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером очевиден и приобретает всё больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Давайте перечислим основные причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников (7–10 лет) и подростков.

1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.

2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером Подросток понимает, что можно, сидя дома и не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива “пригвождает” ребёнка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.

3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. 4. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более “выгодная” самопрезентация.

4. Следующую причину психологи обозначили как “наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания”. Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет таким детям “открывать мир”, находить друзей – это абсолютное благо. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, они (эти новые возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы.

Согласно гигиеническим требованиям 7–10-летние дети должны сидеть за компьютером не больше 45 минут в день, 11–13-летние – дважды в день по 45 минут, старшие – три раза в день.

Симптомы мобильной зависимости

  1. Говорить по мобильному проще, чем без него, “вживую”..
  2. Любую свободную минуту хочется потратить на SMSку. Еще один вариант подмены живого общения..
  3. Постоянное ожидание звонка. Человек, страдающий телефонной зависимостью, постоянно находится в тревожном ожидании. Он повсюду берет телефон с собой: в душ, в постель и в туалет. Если долго нет звонков или SMS, такой человек начинает нервничать, периодически подходить к телефону и с надеждой всматриваться в темный экран: “А, вдруг, я просто не услышал?”.
  4. Отсутствие мобильного телефона вызывает огромный дискомфорт. Если телефономан забыл или потерял телефон, этот человек не будет находить себе места. Он будет чувствовать себя ущербным, оторванным от мира, лишенным всех радостей жизни. Возможны даже приступы агрессии.
  5. Стремление закачать в свой телефон всё самое свежее. Такие люди проводят часы в поисках нового ПО, рингтонов, картинок и заставок для своего ненаглядного телефона. У них, как правило, почти всегда включен Bluetooth или Интернет.
  6. На услуги связи тратятся большие деньги. Очень часто люди, страдающие телефономанией, тратят на услуги своего мобильного оператора достаточно большую сумму в месяц. Частая смена телефонных аппаратов. Зачастую зависимые от мобильного люди меняют телефоны как перчатки. Главное для них – “навороченность” их мобильного друга.
  7. Хочется постоянно держать телефон на виду.. Чаще всего, телефоны таких телефономанов превращены в произведения искусства при помощи страз, наклеек и т.д., имеют несколько разноцветных панелек, множество чехлов и шнурочков, на них болтаются всякие фенечки.

Слайд 7. Профилактика

Британские ученые выделяют три степени зависимости от мобильного телефона:

  1. “Непривязанные” – люди, которые спокойно живут и с телефоном и без, для них мобильник – средство связи и не более того.
  2. “Протезированные” испытывают беспокойство при отсутствии телефона, но, в принципе, могут обойтись и без него.
  3. “Киборги” не мыслят себя без трубки в руке, мобильники практически вросли в их ладони.

Чтобы не стать “киборгом”, нужно научиться контролировать время, потраченное на телефон. Вот нехитрые советы, как это сделать.

  1. Постарайтесь, чтобы один разговор не длился больше десяти минут. Этого времени точно хватит, чтобы обсудить какую-то проблему.
  2. Возьмите за правило считать отправленные SMS, постепенно сокращайте их количество. В идеале вы должны отправлять менее десяти сообщений в день.
  3. Постарайтесь дома класть свой мобильник в определенное место и не носить его за собой по всей квартире. Если пока это трудно, хотя бы ночью оставьте его в одиночестве и не кладите под подушку. Поверьте, если вам позвонят, и вы не услышите, мир не рухнет. Вы всегда сможете перезвонить.
  4. Нужно убедить себя оставлять телефон дома, когда идете за почтой, выносить мусор или гулять с собакой. С вашей семьей за это время ничего не случится, а у вас не будет лишнего повода сделать очередной ненужный звонок или отправить SMS.
  5. Установите лимит средств, которые вы можете потратить на общение по телефону. Удобно подключиться к пакетному тарифу с абонентской платой.

Отключите телефон на сутки. Это самый радикальный, но, пожалуй, самый действенный метод. Увидите, сколько появится свободного времени. Постарайтесь провести его с пользой: почитайте, сходите в гости, в кино или в театр, погуляйте с ребенком. Если вы выдержите, значит, всё еще поправимо

Слайд 8

ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Формы работы педагога по реализации программы профилактических мероприятий разнообразны и включают в себя лекции, беседы, организацию самообучения (рекомендации и разъяснения по работе с различными печатными материалами) и обучения с использованием наглядных материалов (совместные просмотры/прослушивания аудио-, видео-и киноматериалов, разъяснения), фокус-группы, дискуссии, мозговые штурмы, моделирование, организацию дуплициро– вания (передача знаний, навыков, умений по цепочке). Результат использования каждой формы работы определяется по степени усвоения передаваемой информации.

Слайд 9

Основные формы работы педагога в профилактических целях:

Зависимость усвоения информации от формы ее передачи, %

ЛЕКЦИЯ – 5%
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ – 10%
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ – 25%
ДИСКУССИЯ – 50%
РОЛЕВАЯ ИГРА – 70%
ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ – 90%

Кто же может быть задействован в решении этих задач?

Педагоги, психологи, медицинские работники, родители, подготовленные старшеклассники могут составить единую команду, придерживающую единой концепции, и стать реальной силой, противодействующей агрессии наркобизнеса. Совершенно ясно , что заниматься профилактикой наркозависимостей на информационном и технологическом уровнях могут только специально обученные для этой деятельности люди.

Необходимо сделать образовательное пространство безопасным, защищающим, идентичным, привлекательным. Важно, чтобы дети ощущали себя гражданами страны, которая для них безопасна, достойна доверия, которой можно гордиться, в которой можно достойно жить и не бояться будущего.