Тема урока: "Деление с остатком". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • ознакомление учащихся с решением примеров на деление с остатком;
  • закрепление приёмов табличного и внетабличного умножения и деления;
  • развитие познавательной активности, интереса к предмету;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего урока «Деление с остатком». На уроке мы будем решать примеры, задачи, уравнения, вспомним, что такое периметр.

3. Устный счёт.

- Отгадайте загадку:

Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (зима).

- Вам нравится это время года? Чем? (Ответы учащихся.)

- Какие стихи вы знаете о зиме?

- Мы всегда радуемся первому снегу, когда он укрывает нашу землю чистым, белым и пушистым покрывалом. И я думаю, что любимая наша игра «Снежки». Давайте поиграем!

1) Я бросаю вам снежок и говорю пример на умножение, а вы даёте мне на него ответ.
2) А теперь наоборот, я говорю число, а вы мне называете пример на деление, в котором это число является ответом.
3) Несколько заданий нам приготовил снеговик, но на улице потеплело, и он растаял. Давайте поможем ему приобрести первоначальный вид.

Итак, чтобы скатать первый снежный ком, нужно ответить на вопросы снеговика.

  • Во дворе снеговик играл с ребятами в прятки. Ребята спрятались за забором. Снеговик насчитал 20 ног. Сколько детей стояло за забором?
  • Снеговик на прогулке впервые увидел животное, у которого 2 правые и 2 левые лапы, 2 лапы спереди и 2 сзади. Сколько у него лап? Что это за животное? (4 лапы, кошка, собака и т.д.)
  • Наведите порядок в числовых рядах. Найдите «лишнее» число и докажите почему оно «лишнее».

20, 30, 40, 55, 60, 70 – (55 – не круглое, не делится на 10.)
7, 14, 21, 28, 35, 42 – (7 – однозначное число.)
2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 – (13 – нечётное число.)

- Молодцы! Вот мы и скатали первый ком для снеговика.

(Лепим его на доске.)

4. Повторение изученного.

Решение примеров на внетабличное умножение и деление (с комментированием на доске).

- Пока мы выполняли задания снеговика, Госпожа Метелица намела снежные сугробы. Давайте их разгребать. (На доске нарисованы сугробы, а в них примеры, пример 7 : 3 найти последним.)

17 х 3   54 : 18
91 : 7   5 х 12

7 : 3

- Вот готов ещё один ком.

- Ребята, а здесь глубоко в сугробе я нашла ещё один пример?! (7:3) Как решить его я не знаю, а вы? (Ответы детей.)

5. Работа над новым материалом «Деление с остатком».

7 : 3 = 2 (ост.1) – показать на предметах.

- Ребята, посмотрите, какие снежинки залетели к нам в форточку, а они не простые, а с заданием. Если решите правильно примеры, то узнаете, кто ещё к нам пришёл в гости. (На снежинках примеры и буквы). Закрепление нового материала.

Е 11 : 3 =   Н 23 : 7 =
И 8 : 7 =   Г 5 : 6 =
С 20 : 6 =   Р 12 : 5 =

Ь 26:5=

- 3-й ком (голова) готов!

- Составьте слово из этих букв. (Снегирь.)

- Что вы знаете об этой птице? (Рассказы детей.)

Рассказ учителя о снегире.

- Как вы думаете, для чего он к нам прилетел?

Беседа о помощи птицам зимой.

- Снегирь решил вас отблагодарить за вашу доброту и составил для вас интересные задачи.

1) Ребята слепили 22 снежка и поделили их поровну на 5 человек.

По сколько снежков получил каждый?

Задача решается на доске с комментирование.

**   **   **   **   **    
**   **   **   **   **   **

22 : 5 = 4(с.) – ост. 2

2) Ребята решили лепить снеговиков. На 1 снеговика необходимы 3 комка снега. Мальчики слепили 6 комков, а девочки 5 комков. Сколько снеговиков получилось у ребят?

    На 1 снег.   Кол-во   Всего
М.           6 к.
    3 к.   ? с.    
Д.           5 к.

Индивидуальная работа.

А) Сильным ученикам решить задачу двумя способами.

Б) Слабым ученикам даются задачи с готовой краткой записью.

1 способ: (6 + 5):3 = 3 (с.) – ост. 2 кома
2 способ: 6 : 3 + 5 : 3 =3 (с.) – ост. 2 кома

- Вот готовы и руки снеговика!

6. Нахождение периметра четырехугольника.

- Посмотрите, ребята, это головной убор снеговика. Какой он формы? Найдите периметр этой фигуры.

Р = 2 + 3 + 4 + 3
Р =12 дм = 1м 2дм

- Проведите отрезок, который бы разделил этот четырехугольник на 2 треугольника.

7. Решение уравнения.

- Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает у нашего снеговика? (носа) Решите это уравнение и прилепите снеговику нос.

42 : Х = 21 : 3

- Вот и готов наш снеговик. Молодцы!

Самостоятельная работа.

(36 : 9 + 40) – 36 + 20 : 5=

(У слабых учеников расставлен порядок действий.)

8. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке? Что вам больше всего понравилось? (Ответы учащихся.)

- Снеговик очень вам благодарен и всем дарит частичку самого себя (снежинку). На снежинках записано домашнее задание.

Литература:

  1. М.А. Козлова. «Я иду на урок в начальную школу». Математика книга №2. Москва, «Первое сентября», 2009.
  2. А.В.Кочергина, Л.И. Гайдина. «Учим математику с увлечением». Москва, 2007.
  3. Е.С. Гостимская. Открытые уроки в начальной школе. Москва, 2007.
  4. Т.В. Титкова, Э.З. Горбачёва, Л.В.Цыганок. «Открытые уроки». Москва, «ВАКО», 2008.