Цели урока:
- ознакомление учащихся с решением примеров на деление с остатком;
- закрепление приёмов табличного и внетабличного умножения и деления;
- развитие познавательной активности, интереса к предмету;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Тема нашего урока «Деление с остатком». На уроке мы будем решать примеры, задачи, уравнения, вспомним, что такое периметр.
3. Устный счёт.
- Отгадайте загадку:
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (зима).
- Вам нравится это время года? Чем? (Ответы учащихся.)
- Какие стихи вы знаете о зиме?
- Мы всегда радуемся первому снегу, когда он укрывает нашу землю чистым, белым и пушистым покрывалом. И я думаю, что любимая наша игра «Снежки». Давайте поиграем!
1) Я бросаю вам снежок и говорю пример на умножение, а вы даёте мне на него
ответ.
2) А теперь наоборот, я говорю число, а вы мне называете пример на деление, в
котором это число является ответом.
3) Несколько заданий нам приготовил снеговик, но на улице потеплело, и он
растаял. Давайте поможем ему приобрести первоначальный вид.
Итак, чтобы скатать первый снежный ком, нужно ответить на вопросы снеговика.
- Во дворе снеговик играл с ребятами в прятки. Ребята спрятались за забором. Снеговик насчитал 20 ног. Сколько детей стояло за забором?
- Снеговик на прогулке впервые увидел животное, у которого 2 правые и 2 левые лапы, 2 лапы спереди и 2 сзади. Сколько у него лап? Что это за животное? (4 лапы, кошка, собака и т.д.)
- Наведите порядок в числовых рядах. Найдите «лишнее» число и докажите почему оно «лишнее».
20, 30, 40, 55, 60, 70 – (55 – не круглое, не делится на 10.)
7, 14, 21, 28, 35, 42 – (7 – однозначное число.)
2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 – (13 – нечётное число.)
- Молодцы! Вот мы и скатали первый ком для снеговика.
(Лепим его на доске.)
4. Повторение изученного.
Решение примеров на внетабличное умножение и деление (с комментированием на доске).
- Пока мы выполняли задания снеговика, Госпожа Метелица намела снежные сугробы. Давайте их разгребать. (На доске нарисованы сугробы, а в них примеры, пример 7 : 3 найти последним.)
17 х 3 | 54 : 18 | |
91 : 7 | 5 х 12 | |
7 : 3 |
- Вот готов ещё один ком.
- Ребята, а здесь глубоко в сугробе я нашла ещё один пример?! (7:3) Как решить его я не знаю, а вы? (Ответы детей.)
5. Работа над новым материалом «Деление с остатком».
7 : 3 = 2 (ост.1) – показать на предметах.
- Ребята, посмотрите, какие снежинки залетели к нам в форточку, а они не простые, а с заданием. Если решите правильно примеры, то узнаете, кто ещё к нам пришёл в гости. (На снежинках примеры и буквы). Закрепление нового материала.
Е 11 : 3 = | Н 23 : 7 = | |
И 8 : 7 = | Г 5 : 6 = | |
С 20 : 6 = | Р 12 : 5 = | |
Ь 26:5= |
- 3-й ком (голова) готов!
- Составьте слово из этих букв. (Снегирь.)
- Что вы знаете об этой птице? (Рассказы детей.)
Рассказ учителя о снегире.
- Как вы думаете, для чего он к нам прилетел?
Беседа о помощи птицам зимой.
- Снегирь решил вас отблагодарить за вашу доброту и составил для вас интересные задачи.
1) Ребята слепили 22 снежка и поделили их поровну на 5 человек.
По сколько снежков получил каждый?
Задача решается на доске с комментирование.
** | ** | ** | ** | ** | ||||||
** | ** | ** | ** | ** | ** |
22 : 5 = 4(с.) – ост. 2
2) Ребята решили лепить снеговиков. На 1 снеговика необходимы 3 комка снега. Мальчики слепили 6 комков, а девочки 5 комков. Сколько снеговиков получилось у ребят?
На 1 снег. | Кол-во | Всего | ||||
М. | 6 к. | |||||
3 к. | ? с. | |||||
Д. | 5 к. |
Индивидуальная работа.
А) Сильным ученикам решить задачу двумя способами.
Б) Слабым ученикам даются задачи с готовой краткой записью.
1 способ: (6 + 5):3 = 3 (с.) – ост. 2 кома
2 способ: 6 : 3 + 5 : 3 =3 (с.) – ост. 2 кома
- Вот готовы и руки снеговика!
6. Нахождение периметра четырехугольника.
- Посмотрите, ребята, это головной убор снеговика. Какой он формы? Найдите периметр этой фигуры.
Р = 2 + 3 + 4 + 3
Р =12 дм = 1м 2дм
- Проведите отрезок, который бы разделил этот четырехугольник на 2 треугольника.
7. Решение уравнения.
- Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает у нашего снеговика? (носа) Решите это уравнение и прилепите снеговику нос.
42 : Х = 21 : 3
- Вот и готов наш снеговик. Молодцы!
Самостоятельная работа.
(36 : 9 + 40) – 36 + 20 : 5=
(У слабых учеников расставлен порядок действий.)
8. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? Что вам больше всего понравилось? (Ответы учащихся.)
- Снеговик очень вам благодарен и всем дарит частичку самого себя (снежинку). На снежинках записано домашнее задание.
Литература:
- М.А. Козлова. «Я иду на урок в начальную школу». Математика книга №2. Москва, «Первое сентября», 2009.
- А.В.Кочергина, Л.И. Гайдина. «Учим математику с увлечением». Москва, 2007.
- Е.С. Гостимская. Открытые уроки в начальной школе. Москва, 2007.
- Т.В. Титкова, Э.З. Горбачёва, Л.В.Цыганок. «Открытые уроки». Москва, «ВАКО», 2008.