Цели:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’];
- учить соотносить звук с соответствующей буквой;
- учить дифференцировать звуки и буквы изолированно, в слогах, словах и фразах;
- расширение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развитие навыков фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза и логического мышления;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, интонационной стороны речи;
- вырабатывать навык правильного произношения звуков в словах, слогах и фразах.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать интерес к занятиям, чувства товарищества, доброжелательность.
Оборудование:
- индивидуальные карточки;
- зеркала;
- домик с куклами;
- домик звуков;
- профили;
- карточки с буквами, с индивидуальными заданиями;
- картинки в конвертах для каждого ученика.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед. Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться!
Звучит музыка «В гостях у сказки». «Приходит» Бабушка-Загадушка.
Логопед.
Бабушка-Загадушка в гости к нам пришла,
Интересную историю она нам принесла.
Бабушка-Загадушка.
Есть домик звуков в нашей стране,
Звуки тайну расскажут и мне, и тебе.
В этом домике звуков есть два этажа –
Это как зубки наши, в два ряда.
На втором, на этаже,
Веселая семейка собралась уже.
Выставляются поочередно:
Логопед.
Папа в Шляпе,
Его Жена,
Их доЧка
И маленький Щеночек.
– Сегодня всё занятие эта веселая семейка и Бабушка-Загадушка будут помогать вам узнавать много нового о звуках. Эти звуки особые.
– А кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем работать?
II. Постановка темы и цели урока
Дети. Мы будем работать со звуками [ж], [ш], [ч’],[ щ’].
Логопед. Правильно. А как думаете, чему будем учиться?
Если дети затрудняются ответить…
Бабушка-Загадушка. А давайте поиграем в игру «Сломанный телефон».
В домике звуков сломался телефон,
Ответить на мой вопрос поможет он.
Логопед. Я прошепчу слово первому игроку, а он, то, что услышит, шепнет следующему, и так услышанное передается до последнего игрока.
– Чётки-щетки.
– жили-шили.
Логопед. Почему не все дети услышали правильно слово?
Дети. Эти слова похожи, их можно спутать.
Логопед. Правильно. В этих словах есть похожие по произношению звуки, так чему сегодня на занятии вы будете учиться?
Дети. Слушать внимательно и не путать похожие звуки, правильно их произносить.
Логопед. Правильно, сегодня на занятии мы будем работать со звуками [ж], [ш], [ч’], [щ’], учиться четко, правильно их произносить, обозначать их буквами, слышать их в слогах, в словах, во фразах и различать их на слух и на письме.
III. Характеристика звуков. Уточнение артикуляции звуков
Логопед. Ребята, расскажите, что вы знаете об этой веселой семейке? Дайте характеристику каждому звуку.
Бабушка-Загадушка.
В руки зеркало возьми,
На свой ротик посмотри.
Логопед. Возьмите зеркала и посмотрите, как расположены органы артикуляции.
Дети отвечают.
– Правильно (показ профилей).
Распластанный язык пошире,
К верхним зубкам ближе,
Посередине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и прошепчи: ж, ш, ч, щ произнеси.
– Повторите, почему все эти звуки поселились в домике на втором этаже?
– Почему все эти звуки поселились в одном домике? К какой группе согласных они относятся?
Дети отвечают.
Логопед. Правильно, в этом домике живет шипящая семейка, потому что они все умеют что делать?
Дети. Шипеть.
Логопед. А какими буквами обозначаются эти звуки? Поселим эти буквы в домик, на каком этаже? (Показать «домик звуков».)
IV. Развитие фонематического слуха. Интонационно-слоговая зарядка
Логопед. Ребята, послушайте разговор шипящей семейки и повторите его.
Вот пришел папа в Шляпе и спрашивает у Жены:
– ???ша-шо-жа-жо???
– А она ему отвечает:
– !!!шу-ши-жу-жи!!!
– Тут прибежала их доЧка и прокричала:
– чу-че!!-чу-че!!
– Услыхал их Щенок и напомнил о себе:
– ще-щи-щи-ще.
– Погладила щенка дочка и говорит ему:
– ач-оч– ащ-ощ.
Логопед. Чему учились, выполняя это упражнение?
Дети отвечают.
V. Профилактика оптической дисграфии и дислексии
– Ребята, папа в шляпе очень любит играть с дочкой в шпионов. Он пишет дочке зашифрованные записки, а она их расшифровывает и выполняет тайные задания. Вот и вам он приготовил такие записки. Но сначала давайте потренируемся.
– /// – надо заменить на букву ша,
/–/ – на букву же.
– Откройте тетради, найдите точку, откуда начнете писать. Я напишу зашифрованные слоги, а вы запишите расшифрованные.
///а, ///у, о/-/, ///и/-/,
– А теперь наоборот, я продиктую слоги, а вы зашифруйте их.
– жаш, аш, ож.
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.
– Молодцы, ну, получайте от папы в Шляпе свои тайные задания.
Дети получают карточки с заданиями.
Ко///ка ли/-/ет лапки.
Пока/-/и как надувают ///арик.
Пока/-/и как ///ьют.
Как /-/у/-//-/ит /-/ук?
Дети выполняют задание.
Логопед. Изобразите действие, покажите друг другу, что сказано в вашем задании. Угадайте это действие.
Логопед. Молодцы. А чему вы учились, выполняя это задание?
VI. Физкультминутка
Логопед. Ребята, знаете, шипящая семейка такая дружная, что всё делают вместе: и работают, и отдыхают. Давайте и мы покажем, как умеем отдыхать!
«Зайчишки»
Мы – веселые зайчишки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
– Какую гримасу, ты нам показал? Что она выражает?
VII. Работа со словом. Игра «Третий лишний»
– Ребята, а с какими звуками мы сегодня работаем? К какой группе согласных они относятся?
– Папа в шляпе и его жена придумали для своей доЧки игру «Третий лишний». Хотите они и с вами поиграют?
– Они назовут вам три слова, а вы подумайте и назовите лишнее, и объясните почему.
Папа в Шляпе: – утка, кошка, щенок.
Его Жена: – перчатки, сапоги, жилет.
Папа в Шляпе: – молчу, ищу, бегу.
Его Жена: – щи, каша, огурцы.
Логопед. Молодцы, справились с заданием.
– Чему учились, выполняя это задание?
VIII. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика с элементами массажа
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. А сейчас мы выполним гимнастику для пальчиков.
– Купил папа в Шляпе доЧке надувной шарик. Покажите.
Упражнение для пальчиков «Шарик».
– Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
Логопед. Щенок поймал пчелу.
Упражнение для пальчиков «Пчела».
– Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Над цветами я кружу.
Логопед. Наш щенок дружит с кошкой.
Упражнение для пальчиков «Кошка».
– Кулачок – ладошка.
Я иду как кошка.
2. Массаж с орешками.
– А теперь выполним массаж с орешками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ручки разминать.
Шесть, семь – передай орешки все.
Восемь, девять, десять,
На ладошке можно взвесить.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Папа в Шляпе и его Жена часто рассказывают своей доЧке сказки. Покажем и расскажем нашей шипящей семейке сказку про Язычок?
– Язычок проснулся, сел и потянулся, выглянул в окошко, посмотрел на небо, на землю, по сторонам. Почистил зубки:
– Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Пошел завтракать, достал чашечку:
– Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Налил чай и стал пить с блинчиками.
– Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Решил Язычок на лошадке покататься:
– Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
VIII. Автоматизация звуков [ж], [ш], [щ’], [ч’] в слогах, словах, фразах
1. Автоматизация звуков изолированно и в словах.
Логопед. Наша веселая семейка приготовила вам задание, назовите, что изображено на картинках, определите какой шипящий звук в слове.
Звук – [ш].
Шайба, шапка, шахматы, шуба, шарик, ромашка, груша, камыш.Звук – [ж].
Жираф, лыжи, мороженое, ножницы, желудь, лужа, ежи, жаба.Звук – [щ’].
Щетка, щука, ящерица, прищепка, ящик, щенок, клещи, плащ.Звук – [ч’].
Часы, четыре, очки, мяч, чтение, чемпион, липучка.
2. Автоматизация звуков в слогах и фразах.
Логопед. Повторим чистоговорки.
ша-ша-ша – уложили малыша
шу-шу-шу – шапку новую ношу
аш-аш-аш – я достану карандаш
ыш-ыш-ыш – на реке шумит камыш
ош-ош-ош – у меня на блузке брошь
жа-жа-жа-жили – были два ежа
жу-жу-жу– я жилет себе вяжу
жи-жи-жи– Маша, куклу покажи
ща-ща-ща– наша Маша без плаща
що-що-що– дать сгущенки вам ещё
щу-щу-щу– щуку я за хвост тащу
3. Проговаривание скороговорок с шипящими звуками.
Логопед. А теперь вспомним скороговорки.
– Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.– Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон –
Как в капюшоне он смешон.
Логопед. Чему учились, выполняя эти упражнения? Дома продолжайте работать каждый день по 15 минут перед зеркалом по записям в тетрадках.
IX. Итог занятия.
Бабушка-Загадушка.
Вот и интересной истории конец,
А кто работал – молодец!
Я открою ларец, подарю вам леденец!
Логопед. Ребята, вспомните, что интересного и нового вам помогали узнать Бабушка-Загадушка и шипящая семейка помогли вам. Что вы запомнили об этих звуках? Спасибо за занятие, все свободны.