Логопедическое занятие по теме "Дифференциация шипящих звуков в словах и слогах"

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’];
  • учить соотносить звук с соответствующей буквой;
  • учить дифференцировать звуки и буквы изолированно, в слогах, словах и фразах;
  • расширение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие навыков фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза и логического мышления;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, интонационной стороны речи;
  • вырабатывать навык правильного произношения звуков в словах, слогах и фразах.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать интерес к занятиям, чувства товарищества, доброжелательность.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки;
  • зеркала;
  • домик с куклами;
  • домик звуков;
  • профили;
  • карточки с буквами, с индивидуальными заданиями;
  • картинки в конвертах для каждого ученика.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед. Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться!

Звучит музыка «В гостях у сказки». «Приходит» Бабушка-Загадушка.

Логопед.

Бабушка-Загадушка в гости к нам пришла,
Интересную историю она нам принесла.

Бабушка-Загадушка.

Есть домик звуков в нашей стране,
Звуки тайну расскажут и мне, и тебе.
В этом домике звуков есть два этажа –
Это как зубки наши, в два ряда.
На втором, на этаже,
Веселая семейка собралась уже.
Выставляются поочередно:

Логопед.

Папа в Шляпе,
Его Жена,
Их доЧка
И маленький Щеночек.

– Сегодня всё занятие эта веселая семейка и Бабушка-Загадушка будут помогать вам узнавать много нового о звуках. Эти звуки особые.

– А кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем работать?

II. Постановка темы и цели урока

Дети. Мы будем работать со звуками [ж], [ш], [ч’],[ щ’].

Логопед. Правильно. А как думаете, чему будем учиться?

Если дети затрудняются ответить…

Бабушка-Загадушка. А давайте поиграем в игру «Сломанный телефон».

В домике звуков сломался телефон,
Ответить на мой вопрос поможет он.

Логопед. Я прошепчу слово первому игроку, а он, то, что услышит, шепнет следующему, и так услышанное передается до последнего игрока.

– Чётки-щетки.
– жили-шили.

Логопед. Почему не все дети услышали правильно слово?

Дети. Эти слова похожи, их можно спутать.

Логопед. Правильно. В этих словах есть похожие по произношению звуки, так чему сегодня на занятии вы будете учиться?

Дети. Слушать внимательно и не путать похожие звуки, правильно их произносить.

Логопед. Правильно, сегодня на занятии мы будем работать со звуками [ж], [ш], [ч’], [щ’], учиться четко, правильно их произносить, обозначать их буквами, слышать их в слогах, в словах, во фразах и различать их на слух и на письме.

III. Характеристика звуков. Уточнение артикуляции звуков

Логопед. Ребята, расскажите, что вы знаете об этой веселой семейке? Дайте характеристику каждому звуку.

Бабушка-Загадушка.

В руки зеркало возьми,
На свой ротик посмотри.

Логопед. Возьмите зеркала и посмотрите, как расположены органы артикуляции.

Дети отвечают.

– Правильно (показ профилей).

Распластанный язык пошире,
К верхним зубкам ближе,
Посередине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и прошепчи: ж, ш, ч, щ произнеси.

– Повторите, почему все эти звуки поселились в домике на втором этаже?

– Почему все эти звуки поселились в одном домике? К какой группе согласных они относятся?

Дети отвечают.

Логопед. Правильно, в этом домике живет шипящая семейка, потому что они все умеют что делать?

Дети. Шипеть.

Логопед. А какими буквами обозначаются эти звуки? Поселим эти буквы в домик, на каком этаже? (Показать «домик звуков».)

IV. Развитие фонематического слуха. Интонационно-слоговая зарядка

Логопед. Ребята, послушайте разговор шипящей семейки и повторите его.

Вот пришел папа в Шляпе и спрашивает у Жены:

– ???ша-шо-жа-жо???
– А она ему отвечает:
– !!!шу-ши-жу-жи!!!
– Тут прибежала их доЧка и прокричала:
– чу-че!!-чу-че!!
– Услыхал их Щенок и напомнил о себе:
– ще-щи-щи-ще.
– Погладила щенка дочка и говорит ему:
– ач-оч– ащ-ощ.

Логопед. Чему учились, выполняя это упражнение?

Дети отвечают.

V. Профилактика оптической дисграфии и дислексии

– Ребята, папа в шляпе очень любит играть с дочкой в шпионов. Он пишет дочке зашифрованные записки, а она их расшифровывает и выполняет тайные задания. Вот и вам он приготовил такие записки. Но сначала давайте потренируемся.

– /// – надо заменить на букву ша,

/–/ – на букву же.

– Откройте тетради, найдите точку, откуда начнете писать. Я напишу зашифрованные слоги, а вы запишите расшифрованные.

///а, ///у, о/-/, ///и/-/,

– А теперь наоборот, я продиктую слоги, а вы зашифруйте их.

– жаш, аш, ож.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.

– Молодцы, ну, получайте от папы в Шляпе свои тайные задания.

Дети получают карточки с заданиями.

Ко///ка ли/-/ет лапки.
Пока/-/и как надувают ///арик.
Пока/-/и как ///ьют.
Как /-/у/-//-/ит /-/ук?

Дети выполняют задание.

Логопед. Изобразите действие, покажите друг другу, что сказано в вашем задании. Угадайте это действие.

Логопед. Молодцы. А чему вы учились, выполняя это задание?

VI. Физкультминутка

Логопед. Ребята, знаете, шипящая семейка такая дружная, что всё делают вместе: и работают, и отдыхают. Давайте и мы покажем, как умеем отдыхать!

«Зайчишки»

Мы – веселые зайчишки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

– Какую гримасу, ты нам показал? Что она выражает?

VII. Работа со словом. Игра «Третий лишний»

– Ребята, а с какими звуками мы сегодня работаем? К какой группе согласных они относятся?

– Папа в шляпе и его жена придумали для своей доЧки игру «Третий лишний». Хотите они и с вами поиграют?

– Они назовут вам три слова, а вы подумайте и назовите лишнее, и объясните почему.

Папа в Шляпе: – утка, кошка, щенок.
Его Жена: – перчатки, сапоги, жилет.
Папа в Шляпе: – молчу, ищу, бегу.
Его Жена: – щи, каша, огурцы.

Логопед. Молодцы, справились с заданием.

– Чему учились, выполняя это задание?

VIII. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика с элементами массажа

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. А сейчас мы выполним гимнастику для пальчиков.

– Купил папа в Шляпе доЧке надувной шарик. Покажите.

Упражнение для пальчиков «Шарик».

– Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.

Логопед. Щенок поймал пчелу.

Упражнение для пальчиков «Пчела».

– Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Над цветами я кружу.

Логопед. Наш щенок дружит с кошкой.

Упражнение для пальчиков «Кошка».

– Кулачок – ладошка.
Я иду как кошка.

2. Массаж с орешками.

– А теперь выполним массаж с орешками.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ручки разминать.
Шесть, семь – передай орешки все.
Восемь, девять, десять,
На ладошке можно взвесить.

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Папа в Шляпе и его Жена часто рассказывают своей доЧке сказки. Покажем и расскажем нашей шипящей семейке сказку про Язычок?

– Язычок проснулся, сел и потянулся, выглянул в окошко, посмотрел на небо, на землю, по сторонам. Почистил зубки:

– Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Пошел завтракать, достал чашечку:
– Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Налил чай и стал пить с блинчиками.
– Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Решил Язычок на лошадке покататься:
– Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.

VIII. Автоматизация звуков [ж], [ш], [щ’], [ч’] в слогах, словах, фразах

1. Автоматизация звуков изолированно и в словах.

Логопед. Наша веселая семейка приготовила вам задание, назовите, что изображено на картинках, определите какой шипящий звук в слове.

Звук – [ш].
Шайба, шапка, шахматы, шуба, шарик, ромашка, груша, камыш.

Звук – [ж].
Жираф, лыжи, мороженое, ножницы, желудь, лужа, ежи, жаба.

Звук – [щ’].
Щетка, щука, ящерица, прищепка, ящик, щенок, клещи, плащ.

Звук – [ч’].
Часы, четыре, очки, мяч, чтение, чемпион, липучка.

2. Автоматизация звуков в слогах и фразах.

Логопед. Повторим чистоговорки.

ша-ша-ша – уложили малыша
шу-шу-шу – шапку новую ношу
аш-аш-аш – я достану карандаш
ыш-ыш-ыш – на реке шумит камыш
ош-ош-ош – у меня на блузке брошь
жа-жа-жа-жили – были два ежа
жу-жу-жу– я жилет себе вяжу
жи-жи-жи– Маша, куклу покажи
ща-ща-ща– наша Маша без плаща
що-що-що– дать сгущенки вам ещё
щу-щу-щу– щуку я за хвост тащу

3. Проговаривание скороговорок с шипящими звуками.

Логопед. А теперь вспомним скороговорки.

– Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

– Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон –
Как в капюшоне он смешон.

Логопед. Чему учились, выполняя эти упражнения? Дома продолжайте работать каждый день по 15 минут перед зеркалом по записям в тетрадках.

IX. Итог занятия.

Бабушка-Загадушка.

Вот и интересной истории конец,
А кто работал – молодец!
Я открою ларец, подарю вам леденец!

Логопед. Ребята, вспомните, что интересного и нового вам помогали узнать Бабушка-Загадушка и шипящая семейка помогли вам. Что вы запомнили об этих звуках? Спасибо за занятие, все свободны.