Отечественная война 1812 г.

Разделы: Начальная школа


Цели урока: сформировать уважение к истории и традициям своего народа, воспитывать чувства патриотизма.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с событиями Отечественной войны 1812 года; обосновать значение для России Бородинского сражения; способствовать формированию чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России.
  • Развивать умение и формулировать свои выводы, подтверждать своё мнение, используя исторические факты.
  • Способствовать развитию памяти, внимания, связно излагать свои мысли.

Оборудование: ПК, медиапроектор, электронная презентация в формате MS PowerPoint, учебники.

Ход урока

1. Проверка полученных знаний. Краткие сведения о Суворове, Ушакове.

Кто знает, чей это портрет? Почему имя А. В. Суворова вошло в историю? (Он был великим полководцем и не проиграл ни одного сражения) А это портрет адмирала Ф. Ф Ушакова. Когда Суворов побеждал на суше, то Ушаков не проиграл ни одного сражения на море.

[Слайды 1 – 2]

2. Знакомство с новым материалом.

Сегодня на уроке у нас новые имена и новые исторические личности.

1812 год. Кто знает, какое событие произошло в этот год?

(ученики высказываются)

[Слайд 3]

В 1812 году началась Отечественная война русского народа. Изучение этого события будет главной задачей урока.

Как вы понимаете выражение “наполеоновские планы”? (Грандиозные планы, часто невыполнимые)

Кто такой Наполеон? (ученики высказываются) [Слайд 4]

Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Выдающиеся способности, целеустремлённость выделяли его среди ровесников. Когда ему было 16 лет, он закончил Военную академию в Париже.

В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а затем в 1804 году Наполеона провозгласили императором. [Слайд 5]

В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. Он становится властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. Цитирую: “Через 3 года я буду господином всего мира... Остаётся Россия, но я раздавлю её”, - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Перед походом в Россию в 1812 году войско Бонапарта насчитывало более 600 тысяч человек из разных стран Европы.

Посмотрите на карту с.106. Какие страны были завоёваны?

(Ответы детей)

Самостоятельное чтение с. 106, второй абзац.

Когда началась Отечественная война? Как складывались события в начале войны? Кто принял командование войском?

(Ответы на вопросы сопровождаются выборочным чтением)

Сообщения учащихся.

[Слайд 6] Михаил Илларионович Кутузов (1745 – 1813), светлейший князь Смоленский (1812), русский полководец, генерал – фельдмаршал (1812). Происходил из старинного дворянского рода. Его отец И. М. Голенищев – Кутузов дослужился до чина генерал поручика и звания сенатора. Получив прекрасное домашнее воспитание, 12-летний Михаил после сдачи экзамена в 1759 году был зачислен капралом в Соединённую Артиллерийскую и Инженерскую дворянскую школу; в 1761 году получил первый офицерский чин, а в 1762 году в чине капитана был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, во главе которого стоял полковник А. В. Суворов.

Кутузова хорошо знали и уважали в армии и надеялись под его руководством справиться с врагом. [Слайд 7]

Кутузов стремился не допустить французов к Москве, и 26 августа произошло решающее сражение войны – Бородинское.

Силы противников, встретившихся на Бородинском поле (в 110 километрах от Москвы), были примерно равны по количеству людей и пушек, но боевая выучка французов была лучше. Ведь французы прошли через всю Европу, получили боевой опыт, а в русской армии было много ополченцев – людей, которые впервые взяли в руки оружие. [Слайды 8-11]

Какое знакомое вам произведение было написано в честь Бородинского сражения?  (М. Ю. Лермонтов “Бородино”)

На предыдущем уроке литературного чтения мы познакомились с произведением, определили жанр. Напомните. (Историко-героическая баллада)

Почему Лермонтов назвал своё произведение “Бородино”?

(ученики высказываются)

Ребята, зачитайте те моменты, где автор наиболее ярко даёт описание действиям Бородинского сражения.

(выборочное чтение)

Представляем ли мы себе живых участников этого сражения?

(ученики подтверждают свои ответы выборочным чтением)

Почему автор ведёт рассказ от лица старого солдата? (высказывания детей)

(Вероятно, он был участником Бородинского сражения.) Подтвердите чтением.

Рассказчик пользуется прямой речью, чтобы передать настроения солдат. Не менее поразительны и слуховые впечатления рассказчика: “Звучал булат, картечь визжала”, “земля тряслась”, “залпы тысячи орудий слились в протяжный вой”, “трещали барабаны”.

Какие чувства испытывает рассказчик во время своего рассказа?(ученики высказываются)

Вспоминая, рассказчик снова погружается в атмосферу сражения и невольно заново переживает всё то, что уже однажды переживал: досаду и нетерпение от того, что приходилось отступать, и день сражения откладывался; чувство уважения к своему полковнику, чувство восхищения его подвигом и скорби в связи с его гибелью; чувство ужаса и упоения, одновременно от страшной рукопашной схватки с врагом, кроме этих чувств, которые погружают рассказчика в прошлое, он испытывает ещё и другие чувства: это чувство восхищения своим поколением и чувство разочарования и досады, которое у него вызывает поколение нынешнее.

Какое значение для России имело Бородинское сражение?

(ученики высказываются) (Ослабить французскую армию, не допустить врага к Москве)

Кто выиграл это сражение? (Сравнительный анализ)

Работа в тетрадях:

Франция Россия
Наполеон Кутузов
французская армия + наёмники русская армия + ополченцы
чужая земля (захватчики) родная земля(патриоты-защитники)
боевая выучка боевой дух

[Слайд 12]

Ни один из противников не решил поставленных перед собой задач и не добился существенного преимущества. Наполеон не сумел разгромить русскую армию, а Кутузов — защитить Москву.

В Бородинской битве обе стороны понесли огромные потери, и сил на то, чтобы гнать французов назад, к границе, у русской армии не оказалось. Нужно было время, чтобы восполнить потери. Нужно было, во что бы то ни стало сохранить боеспособную армию.

Трудное решение принял Кутузов на совете в Филях – отступить, оставив Москву врагу. [Слайд 13]

Кутузов говорил: “С потерей Москвы не потеряна Россия”....

Я даю вам время, чтобы вы смогли поработать с книгой с.107 – 108, а затем мы с вами ответим на ряд вопросов:

1. Почему Кутузов решил оставить Москву? (Чтобы сохранить армию)

2. Какое событие произошло после того, как Наполеон занял Москву? (Пожар) [Слайд 14]

3. Какое значение имело народное ополчение и партизанское движение?

(выборочное чтение)

4. По какой дороге отступала армия Наполеона? (по Смоленской)

5. Какое значение имела победа русского народа в Отечественной войне? (Вызвало подъём освободительного движения в Европе)

3. Итог урока.

Я думаю, что теперь вы сможете ответить на вопрос: “Почему война 1812 года вошла в историю как Отечественная”?

(высказывания учащихся)

Имя Кутузова вошло в историю. Этот человек был спасителем России. Потомки всегда будут помнить о нём. В канун наполеоновского нашествия вырос на Невском проспекте в Петербурге Казанский собор, построенный по проекту зодчего А. Воронихина, собор стал памятником Отечественной войны 1812 года. Здесь же в 1813 году был погребён прах Кутузова. [Слайд 15]

  • Чем для вас был интересен сегодняшний урок?
  • Какие чувства возникли у вас? (Чувство гордости за то, что в России жили такие героические люди.)