Тип урока: комбинированный.
Программа: УМК “Перспективная начальная школа”.
Цели:
- уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных;
- выявить признаки сходства млекопитающих животных – зверей;
- формировать у детей умения вести диалог, работать в парах.
Оборудование:
- Учебник “Наш мир”
- Тетради на печатной основе
- Хрестоматия к учебнику “Наш мир”.
- 12 картинок (лиса, волк, заяц, ёж, кот, медведь, кабан, собака, лось, белка, стрекоза, воробей.)
Слова-опоры: линька, изменение окраски, делают запасы, впадают в спячку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: Создание психологического комфорта и хорошего настроения .
1. Мотивация детей к деятельности.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
2. Психологический настрой на урок “моё настроение”
- Здравствуйте, ребята.
Давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть вас на уроке.
С каким настроением вы начинаете урок, готовы активно работать? Покажите мне своё настроение.
- Спасибо. У меня тоже хорошее настроение. Я думаю, что урок у нас получится интересным и увлекательным.
II. Сообщение темы и цели урока.
1. -Чтобы определить тему урока отгадайте загадки:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка).
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Итак, тема урока “Жизнь лесных зверей зимой”.
- Как вы считаете, о чём мы должны узнать на уроке? (О том как зимуют звери зимой.)
- Как вы думаете, изменилась ли жизнь зверей?
- Какая главная причина изменения их жизни? (Стало очень холодно.)
III. Изучение нового материала.
1. Игра “Зоркий глаз”.
Цель: развитие внимания, памяти, мотивация к следующему этапу работы по теме.
(учащиеся проходят около учительского стола, на котором 12 картинок: 10 из них - с изображением животных (млекопитающих) зверей и 2 лишние)
лиса, волк, заяц, ёж, кот, медведь, кабан, собака, лось, белка, стрекоза, воробей.
- Назовите животных, которых вы запомнили? (называют)
(картинки вывешиваются на доску).
- А какие картинки здесь лишние?
Ответ: воробей, стрекоза.
- Почему?
Ответ:
(учащиеся могут назвать кота и собаку)
- Согласны?
Ответ: Это домашние звери.
- Чем похожи оставшиеся звери изображённые на картинках?
Ответ: тело покрыто шерстью,
у всех по 4 ноги (пара передних и пара задних),
есть зубы.
Вывод: Правильно!
2. Актуализация знаний учащихся о том, как звери готовятся к зиме.
- Вспомните, как звери готовятся к зиме?
Ответ: изменяется окраска, густота шерсти, готовят зимние убежища и впадают в спячку ,запасают пищу.
- У каких животных меняется густота шерсти?
Ответ: У всех, т.к. все животные готовятся к зиме.
Вывод: Все животные готовятся к зиме, меняя свою шёрстку на более густую, тёплую. Иначе сказать у них происходит линька.
(Слово “ЛИНЬКА” поместить на доску.)
- Кто к зиме переодевается? Докажите.
Ответ:
(На доске, напротив зайца, лисы и белки появляются слова “ИЗМЕНЯЮТ ОКРАСКУ”).
Вывод: Лиса, заяц и белка изменили окраску шерсти.
Заяц – стал белым, лиса – светло-рыжая, белка - серая.
- Выполните задания 25-26 в тетради для самостоятельных работ. Учащиеся выполняют задания, а затем отвечают на вопросы:
- Делают ли звери запасы к зиме? Приведите примеры.
Ответ: мышь-полёвка в норке запасает зерно, белочка в кладовых откладывает орешки, сушит на ветках грибочки.
Вывод: Мышь-полёвка и белка делают запасы на зиму.
(На доске, напротив них поместить опору: ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ).
- Как готовятся к зиме летучие мыши, ежи и медведи?
Ответ: они не делают запасов на зиму т. к. проводят это время в глубоком сне.
Вывод: Правильно, эти звери не делают запасов на зиму, они хорошо наедаются за осенние месяцы и становятся “жирными”, а жир это тот же запас пищи.
(На доске – ВПАДАЮТ В СПЯЧКУ.)
3. Физминутка.
Музыканты
Я на скрипочке играю, тили-ли, тили-ли.
Скачут зайки на лужайке, тили-ли, тили-ли.
А теперь на барабане, бум-бум-бум, трам-трам-трам.
В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам.
4. Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр.36 – 37.
Мы с вами на борту вертолёта. Давайте посмотрим, как же живётся лесным зверям зимой.
- Каких зверей мы с вами можем увидеть с вертолёта?
Ответ: лося, лису, зайца.
- Согласны? Почему? Идет диалог.
Ответ: Лось, лиса и заяц зимой бегают по лесу.
Возражение: белого зайца с вертолета тоже не видно на фоне белого снега.
- А какие звери водятся в лесах нашего края? Кто из вас видел зверей в зимнем лесу?
(Рассказы детей на основе собственного опыта).
Знаете ли вы, как они зимуют?
Ответ: Они бегают по лесу в поисках пищи. Заяц убегает от лисы.
Проблемный вопрос:
- Какой зверь по снегу на лыжах бегает? Почему?
Ответ: ответы могут быть самыми разными то есть это может быть лиса, заяц и т.д. Учащиеся высказывают свои предположения, пытаются их обосновать, опираясь на свой жизненный опыт.
- Послушайте, какой же зверь по лесу на лыжах бегает.
(Чтение рассказа из учебника-хрестоматии на стр.26. - читает ученик-первоклассник.
Ответ: Это заяц, потому что у него задние ноги длиннее, чем передние, и он как будто на лыжах катится.
Дети рассматривают рисунки к тексту рассказа, определяют, где следы передних, а где – задних лап беляка и русака и отвечают на вопрос: отличаются ли следы беляка от следов русака?)
Вывод: От зимнего мороза диких зверей спасает их тёплая меховая шуба и пища. Трудно зверям отыскать корм в короткий зимний день.
- Ребята, а каких зверей нам не видно с вертолёта? Почему?
Ответ: Белку – она в дупле спряталась, а медведь спит в берлоге.
Вывод: (на доске) Белка делает запасы, а медведь спит в берлоге.
- Почему нельзя забирать орехи из дупла дерева?
Ответ: Белке зимой нечего будет есть, и она может умереть.
- Посмотрите на левую часть разворота учебника и скажите, каким животным зимой нужна помощь человека?
Ответ: Это лоси.
- Как человек может помочь этим животным?
Ответ: Заготовить сено в стогах, ветки деревьев, разложить соль.
Вывод: В зимнюю пору дикие животные нуждаются в подкормке. Есть люди, которые заботятся зимой о лесных жителях, развешивают заготовленные пучки лиственных растений, раскладывают сено, овощи, разбрасывают большие куски соли.
5. Чтение учителем рассказа В. Бианки “На дне снежного моря”.
- Что нового узнали из рассказа В. Бианки?
6. Физминутка.
Игра “Да и Нет”
Да – делают хлопок в ладоши над головой.
А вот и нет! – разводят руки в стороны.
1). Верно ли, что белка спит в берлоге? А вот и нет.
2). Барсук зимой впадает в спячку? Да.
3). Верно ли, что медведь ходит по лесу в поисках пищи? А вот и нет.
4). Собака – это зверь? Да.
5). Можем ли мы помочь лесным животным? Да.
6). Знаешь ли ты следы лесных животных? ?
(Кто-то скажет да, а другие - нет).
7. Игра “Экскурсоводы”. Распознавание следов лесных животных. (Работа в парах)
- Посмотрите на правую сторону разворота учебника.
Сравните следы на снегу разных животных.
Работаем в парах. Составьте рассказ на одну из тем:
- Пары 1 ряда на тему: “Как отличить на снегу следы лося от следов кабана?”
- Пары 2 ряда на тему: “Как отличить на снегу следы зайца от следов лисы?”
- Пары 3 ряда на тему: “Как отличить на снегу след передней лапы медведя от следа задней?”
Выполняя задания, учащиеся зарисовывают следы на снегу того или иного животного на большом листе бумаги, а затем от каждого ряда выходят по одной паре, один ученик держит учебник, а второй рассказывает:
- След лося крупный, а кабана – мелкий.
- У следа лисы есть пяточка, а у зайца – нет
- У медведя задняя лапа отпечатывается полностью, а у передней лапы только пальцы.
8. Итог урока - Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?
IV. Рефлексия.
Цель: Способствовать осознанию собственной деятельности. Выявить трудности и прирост знаний и умений.
- Продолжите фразу.
Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...
- За что я могу себя похвалить?
- Что приобрёл?
- Для меня было открытием то, что ...
- Покажите с каким настроением вы заканчиваете урок. Покажите мне своё настроение.
- Я рада, что у вас хорошее настроение, что урок у нас получился интересным и увлекательным.
- До свидания.