Задачи урока:
- знакомство с притяжательными именами прилагательными;
- наблюдение за значением и словообразовательными особенностями.
Оборудование:
- карточки со словами - добрая, яблочного, светлым, дедушкин, организм, узкому, пришкольный, лисья, медовый, папин, качественные, относительные, притяжательные
- магниты
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие гостям.
2. Проверка домашнего задания (Рабочая тетрадь №2 страница 44 упр.3, 4) выполняется фронтально.
Упражнение 3
- На какое правило слова в этом упражнении? (Все слова словарные)
- Хлопните в ладоши столько раз, сколько раз вы вставили букву “о” (8 раз)
- Покажите пальчиками, сколько раз вы написали букву “а” (6 раз)
- В каком слове вы написали сразу же две буквы? (счастье)
Упражнение 4
- Из чисел, представленных на доске: 5 8 3 2 выберите то число, которое соответствует количеству запятых, поставленных вами в этом тексте(3).
- В каких случаях вы их поставили? (Перед союзами а, но)
3. Работа в тетради. Чистописание.
- На доске вы видите слова, одно слово “лишнее”. Назовите это слово и объясните, почему вы так считаете (“лишнее” слово – организм, т.к. это имя существительное, а остальные слова имена прилагательные)
добрая ,яблочного, светлым, дедушкин, организм, узкому, пришкольный, лисья,
медовый, папин
- запишите в тетрадь новое словарное слово – организм
4. Повторение знаний об имени прилагательном.
- Что вы знаете об имени прилагательном?
- Какие группы имен прилагательных вы уже знаете? (качественные и относительные)
- Как вы их различаете? ( краткая форма, антонимы, степени сравнения)
- Распределите имена прилагательные в известные вам группы.
- Все ли слова оказались распределенными? (нет)
- Почему слова - папин, дедушкин, лисья вы никуда не отнесли? ( не подходят по тем признакам о которых мы знаем)
5. Учебная проблемная ситуация. Формулировка темы и целей урока.
- Как же нам быть? Мы не можем отнести эти имена прилагательные ни к относительным, ни к качественным. Может быть, это новая группа и у нее свои признаки?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой, чей....)
- А какие вопросы подходят для наших прилагательных? ( чей, чья)
- На что указывают такие вопросы? (кому принадлежит предмет)
- Может кто-то знает как называются такие имена прилагательные?
- Они называются притяжательными
- Как вы понимаете смысл этого слова? Объясните его значение.
- Может быть вы сами сформулируйте тему урока?
Тема урока: “Притяжательные имена прилагательные”.
- Давайте сравним свои выводы с выводом в учебнике (Урок 133 стр.123).Чтение текста в учебнике в рубрике “Давай подумаем”
- А с какой целью дается этот материал в учебнике? Зачем нам нужно знать еще одну группу имен прилагательных? Может быть вы сами назовете цели нашего занятия?(Дети могут сами сформулировать цели, а учитель подведет итог сказанному)
1. Познакомиться с притяжательными прилагательными.
2. Научиться отличать их от других прилагательных. Узнать отличительные признаки.
3. Узнать, как образуются эти прилагательные.
4. Правописание притяжательных прилагательных.
6. Закрепление полученных знаний. Работа с учебником стр.123 упр.1
- А сейчас посмотрим, как вы на практике сможете различить группы имен прилагательных. Вам нужно подчеркнуть в тексте качественные и относительные имена прилагательные. Работать будем в паре (Дети выполняют задание в упражнении)
- Все ли прилагательные вы подчеркнули?
- Какое прилагательное осталось неподчеркнутым? Бабушкин – оно притяжательное.
- Давайте вспомним, как изменяются имена прилагательные.
- А может ли изменяться притяжательное прилагательное?
- Просклоняйте прилагательное – бабушкин (платок)
- Вывод - да может изменяться.
- Сравним свой вывод с выводом в учебнике на стр.124
- Мы уже познакомились с притяжательными прилагательными, узнали их отличительные признаки. Сейчас нам предстоит узнать, как они образуются.
- Вспомним, как образуются уже известные нам группы прилагательных (приставочно-суффиксальным и суффиксальным способом)
- Может быть, притяжательные имена прилагательные так же образуются?
- Сравним свой вывод с выводом в учебнике на стр.124
- Прочитайте рубрику “Обрати внимание”.Какая особенность есть у притяжательных имен прилагательных? (наличие суффиксов –ин-, -ов-, -ий-)
- А сейчас потренируемся в образовании притяжательных прилагательных стр.125 упр.3 Работать будем в группах с проверкой у доски (Каждая группа работает на планшетах, после чего выставляет свою работу у доски)
7. Домашнее задание. Урок 133 упр.4 или 5 по выбору.
- Что нового узнали на уроке?
- Что было для вас наиболее интересным?
- Что вызвало затруднение?
- Сегодня мы познакомились с новой группой имен прилагательных, узнали ее отличительные признаки, учились находить притяжательные прилагательные в тексте, посмотрели, как они образуются. Нам еще многое предстоит узнать об этой группе прилагательных, но это темы уже следующих уроков.
- Наш урок закончен. Спасибо за урок.