Тип урока: комбинированный.
Педагогическая цель:
- способствовать формированию у учащихся представления о внешнем виде человека, представлении себя людям (имидж), психологическом влиянии внешнего вида на окружающих;
- развивать умение анализировать учебный текст;
- создать условия для ознакомления с сочетаемостью одежды по цвету, с гигиеническими требованиями.
Планируемые результаты.
Предметные:
- умение различать одежду по назначению;
- умение находить информацию, необходимую для ответа на поставленные вопросы.
Личностные:
- умение выражать интерес к процессу познания,
- умение оценивать свои и чужие поступки.
- умение соотносить поступки свои, предложенных героев, одноклассников с моральными нормами.
Метапредметные УУД.
Познавательные:
- умение анализировать внешний вид различных групп людей;
- умение следить за своим внешним видом, ухаживать за своей одеждой;
- умение сочетать одежду по цвету, стилю, подбирать одежду соответственно случаю;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом, общением и настроением окружающих людей.
Регулятивные:
- умение выполнять учебные действия в устной форме,
- умение сравнивать свою позицию с позицией одноклассников,
- умение анализировать эмоциональное состояние, полученное от работы на уроке, оценивать его влияние на настроение человека.
Коммуникативные:
- умение составлять устные высказывания,
- умение приводит доказательства,
- умение выслушивать другую точку зрения,
- умение сотрудничать с одноклассниками и учителем,
- умение участвовать в диалоге, вырабатывать общую позицию по теме.
Формы и методы обучения: фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: презентация, цветные карточки, книга А.Дорохова “Это стоит запомнить”, энциклопедии, щетки обувная, для одежды, бумажная кукла, бумажная одежда на куклу.
Содержание презентации: военная форма, одежда выходная, повседневная, форменная, спортивная, домашняя, сезонная; пословица “По одежде встречают, по уму провожают”; цветовой круг, сочетаемость по цвету – классические сочетания, “хорошие” и “плохие” сочетания.
Ход урока
1. Организация начала урока.
- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас. Потрите свои ладошки. Что вы почувствовали? Передайте свое тепло соседям. Пусть на уроке нам будет тепло и уютно.
2. Постановка цели урока.
- Послушайте рассказ Э.Киселевой. (Название “Две неряхи” не сообщается)
“Идет Лена по улице, а на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги – тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены.
У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.
- Девочка, - проговорил он, - почему ты такая грязная?
Лена оглядела себя.
- Я… это… потому… - Это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.
- Где же ты была? – спросил старичок.
- У Веры…
- И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?
- Нет, - щеки у Лены запылали, - мы с ней в прятки играли. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.
- Гм, - кашлянул старичок.
А Лена скорее приводить себя в порядок стала, стыдно ей глядеть в глаза старичку.
А кому еще стыдно должно быть?
Кому?
Да Вере же, той самой, у которой Лена в гостях была, в прятки играла.”
(Последнюю фразу рассказа можно не дочитывать.)
- Какое впечатление произвела Лена на людей? Почему?
- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? (Об одежде, а точнее, о внешнем виде)
3. Изучение нового материала с использованием презентации.
- Какой должна быть одежда? (На выбор: новая, модная, дорогая, недорогая, чистая, аккуратная, яркая, темная)
- Неряшливый человек внушает отвращение к себе. Отталкивает тем, что своим видом показывает неуважение к другому, а следовательно он также неаккуратен и в работе. Внешний вид очень многое говорит о человеке. С детьми, постоянно грязными, никто не хочет играть и даже рядом сидеть.
- Для чего человеку одежда? (Чтобы защищать от холода, жары, осадков)
- Какую одежду человек для себя создал? (Рассматриваются виды одежды в презентации)
- Выбирая одежду, необходимо учитывать время, место, людей, ситуацию. (Рассмотреть ситуации выбора одежды в разное время года: прием гостей дома, в гости на детский праздник, в гости к бабушке, в театр, в музей, на прогулку)
- Существуют такие правила: а) новые вещи надо поносить дома, привыкнуть к ним; б) одежда должна быть чистой, выглаженной, не мешать работать или играть; соответствовать возрасту, фигуре; в) если принимаешь гостей: хозяева должны быть одеты скромнее, чем гости; г) если к тебе домой приходит неожиданный гость – надо переодеться.
- За чистотой одежды надо следить самому: почистить одежду щеткой (рассмотреть щетки для одежды и обувную), вымыть обувь, пришить пуговицы, постирать носки, трусы.
- А какие предметы всегда должны быть с собой? Причем, эти предметы нельзя просить у других людей и кому-то давать.
- Первый предмет узнаете, вычеркнув повторяющиеся буквы:
П | С | А | Н | И | |
Р | Л | Г | Т | Р | |
Н | И | С | В | О | |
Ч | В | Ч | К | Г | (платок) |
- Второй предмет надо прочитать, начиная с первой буквы, идя по горизонтали и вертикали:
Р | А | Л | О | Х | |
К | С | О | Т | И | |
О | Ч | Ё | С | Н | |
М | Ы | О | К | А | (расческа) |
- Носовой платок и расческа – индивидуальные предметы, у каждого должны быть свои.
- Почему же надо заботиться о чистоте, т.е. гигиене своего тела и одежды? (чтение рассказа “Как погиб “золотой мальчик” из книги А.Дорохова “Это стоит запомнить”)
- Итак, к встрече с людьми надо готовиться: вовремя вымыться, почистить ногти, проверить одежду, привести в порядок прическу.
4. Физминутка.
5. Продолжение изучения нового материала.
Практическая работа № 1.
- Посмотрите на карточки: какие цвета вместе хорошо смотрятся, какие нет? Поставьте плюс или минус. (Вывешиваются двойные карточки. Например: серый и белый, красный и черный, красный и желтый, белый и зеленый, синий и темно-зеленый).
- Почему эти сочетания понравились? Почему эти не понравились?
Знакомство с цветовым кругом, сочетаниями цветов классическими, “хорошими” и “плохими”. (Используются энциклопедии и презентация)
Практическая работа № 2.
- Оденьте куклу, подобрав ей одежду по цвету. (Оценивается работа нескольких учащихся)
6. Обобщение знаний учащихся.
- Какими правилами будете руководствоваться, собираясь выходить из дома?
Блиц-турнир “да – нет”.
- Для домашней одежды подойдут вещи старые, вышедшие из моды. (нет)
- Голубой свитер и черные брюки – это красиво. (да)
- Отсутствие пуговицы – это пустяк. (нет)
- Провожают по уму, а встречают по словам. (нет)
- Если Саша забыл свою расческу, ты поможешь, дашь свою расческу. (нет)
- Главная заповедь этикета: нравиться окружающим людям. (да)
- К костюму в клеточку подойдет рубашка без рисунка. (да)
7. Итог урока. Рефлексия.
- Чему вы научились на уроке?
- Что нового узнали?
- Что особенно запомнилось?
Справочный материал для учителя.
1) “Девочки туфельки наденут лакированные, а чулок на пятке заштопать забудут. Из-под дорогого кружевного воротничка у них видна немытая шея; покрытые розовым лаком ногти обведены черной каймой грязи; из-под пестрого платочка свисают сальные, нечесаные кудельки.
Бедняги думают, что встречные ими любуются, а на самом деле на них жалко смотреть.
Быть чистым ты обязан не только для себя. Это вовсе не твое личное дело. Неопрятный человек проявляет неуважение к окружающим.
Ведь ты живешь на свете не один. Ты все время общаешься с другими людьми. А кому захочется стоять рядом с человеком, чьи плечи обсыпаны перхотью? Кому приятно касаться своим чистым платьем грязного, засаленного костюма, пожимать немытую руку, с грязью под ногтями?” (А.Дорохов. Это стоит запомнить. М., Дет.лит., 1969. Стр.50)
2) Классические сочетания цветов:
- черный + красный,
- черный + белый + яркий,
- белый + синий + красный,
- белый + серый + яркий.
3) “Хорошие” сочетания:
- соседние по спектру,
- оттенки одного цвета, различные по густоте,
- коричневый + бежевый + кремовый,
- коричневый + золотистый + оливковый,
- серый + белый, + красный, + розовый, + голубой,
- горчичный + черный,
- красный + нежно-голубой,
- по принципу неожиданности: темно-синий + ярко-зеленый,
- голубой + гранатовый.
4) “Плохие” сочетания:
- синий + зеленый,
- красный + фиолетовый,
- голубой + зеленый,
- оранжевый + лиловый, + синий, + алый,
- желтый + синий, + зеленый, + красный, + бордовый, + голубой, + фиолетовый.
5) Не соединять:
- синий + коричневый,
- голубой + сиреневый,
- красный + зеленый,
- розовый + сиреневый, + желтый, + ярко-зеленый, + фиолетовый.
Литература.
- Богданова О., Петрова В. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов.
- Дорохов А. Это стоит запомнить.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.
- Лихачева Л. Рабочая тетрадь по этикету.
- Насонкина С.А. Уроки этикета (рабочая тетрадь).
- Энциклопедия для маленьких джентльменов.
- Энциклопедия для маленьких принцесс.