Мой внешний вид. Урок по авторской программе "Этика общения и этикет" для начальной школы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тип урока: комбинированный.

Педагогическая цель:

  • способствовать формированию у учащихся представления о внешнем виде человека, представлении себя людям (имидж), психологическом влиянии внешнего вида на окружающих;
  • развивать умение анализировать учебный текст;
  • создать условия для ознакомления с сочетаемостью одежды по цвету, с гигиеническими требованиями.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • умение различать одежду по назначению;
  • умение находить информацию, необходимую для ответа на поставленные вопросы.

Личностные:

  • умение выражать интерес к процессу познания,
  • умение оценивать свои и чужие поступки.
  • умение соотносить поступки свои, предложенных героев, одноклассников с моральными нормами.

Метапредметные УУД.

Познавательные:

  • умение анализировать внешний вид различных групп людей;
  • умение следить за своим внешним видом, ухаживать за своей одеждой;
  • умение сочетать одежду по цвету, стилю, подбирать одежду соответственно случаю;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между внешним видом, общением и настроением окружающих людей.

Регулятивные:

  • умение выполнять учебные действия в устной форме,
  • умение сравнивать свою позицию с позицией одноклассников,
  • умение анализировать эмоциональное состояние, полученное от работы на уроке, оценивать его влияние на настроение человека.

Коммуникативные:

  • умение составлять устные высказывания,
  • умение приводит доказательства,
  • умение выслушивать другую точку зрения,
  • умение сотрудничать с одноклассниками и учителем,
  • умение участвовать в диалоге, вырабатывать общую позицию по теме.

Формы и методы обучения: фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: презентация, цветные карточки, книга А.Дорохова “Это стоит запомнить”, энциклопедии, щетки обувная, для одежды, бумажная кукла, бумажная одежда на куклу.

Содержание презентации: военная форма, одежда выходная, повседневная, форменная, спортивная, домашняя, сезонная; пословица “По одежде встречают, по уму провожают”; цветовой круг, сочетаемость по цвету – классические сочетания, “хорошие” и “плохие” сочетания.

Ход урока

1. Организация начала урока.

- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас. Потрите свои ладошки. Что вы почувствовали? Передайте свое тепло соседям. Пусть на уроке нам будет тепло и уютно.

2. Постановка цели урока.

- Послушайте рассказ Э.Киселевой. (Название “Две неряхи” не сообщается)

“Идет Лена по улице, а на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги – тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены.

У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.

- Девочка, - проговорил он, - почему ты такая грязная?

Лена оглядела себя.

- Я… это… потому… - Это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.

- Где же ты была? – спросил старичок.

- У Веры…

- И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?

- Нет, - щеки у Лены запылали, - мы с ней в прятки играли. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.

- Гм, - кашлянул старичок.

А Лена скорее приводить себя в порядок стала, стыдно ей глядеть в глаза старичку.

А кому еще стыдно должно быть?

Кому?

Да Вере же, той самой, у которой Лена в гостях была, в прятки играла.”

(Последнюю фразу рассказа можно не дочитывать.)

- Какое впечатление произвела Лена на людей? Почему?

- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? (Об одежде, а точнее, о внешнем виде)

3. Изучение нового материала с использованием презентации.

- Какой должна быть одежда? (На выбор: новая, модная, дорогая, недорогая, чистая, аккуратная, яркая, темная)

- Неряшливый человек внушает отвращение к себе. Отталкивает тем, что своим видом показывает неуважение к другому, а следовательно он также неаккуратен и в работе. Внешний вид очень многое говорит о человеке. С детьми, постоянно грязными, никто не хочет играть и даже рядом сидеть.

- Для чего человеку одежда? (Чтобы защищать от холода, жары, осадков)

- Какую одежду человек для себя создал? (Рассматриваются виды одежды в презентации)

- Выбирая одежду, необходимо учитывать время, место, людей, ситуацию. (Рассмотреть ситуации выбора одежды в разное время года: прием гостей дома, в гости на детский праздник, в гости к бабушке, в театр, в музей, на прогулку)

- Существуют такие правила: а) новые вещи надо поносить дома, привыкнуть к ним; б) одежда должна быть чистой, выглаженной, не мешать работать или играть; соответствовать возрасту, фигуре; в) если принимаешь гостей: хозяева должны быть одеты скромнее, чем гости; г) если к тебе домой приходит неожиданный гость – надо переодеться.

- За чистотой одежды надо следить самому: почистить одежду щеткой (рассмотреть щетки для одежды и обувную), вымыть обувь, пришить пуговицы, постирать носки, трусы.

- А какие предметы всегда должны быть с собой? Причем, эти предметы нельзя просить у других людей и кому-то давать.

- Первый предмет узнаете, вычеркнув повторяющиеся буквы:

П С А Н И
Р Л Г Т Р
Н И С В О
Ч В Ч К Г (платок)

- Второй предмет надо прочитать, начиная с первой буквы, идя по горизонтали и вертикали:

Р А Л О Х
К С О Т И
О Ч Ё С Н
М Ы О К А (расческа)

- Носовой платок и расческа – индивидуальные предметы, у каждого должны быть свои.

- Почему же надо заботиться о чистоте, т.е. гигиене своего тела и одежды? (чтение рассказа “Как погиб “золотой мальчик” из книги А.Дорохова “Это стоит запомнить”)

- Итак, к встрече с людьми надо готовиться: вовремя вымыться, почистить ногти, проверить одежду, привести в порядок прическу.

4. Физминутка.

5. Продолжение изучения нового материала.

Практическая работа № 1.

- Посмотрите на карточки: какие цвета вместе хорошо смотрятся, какие нет? Поставьте плюс или минус. (Вывешиваются двойные карточки. Например: серый и белый, красный и черный, красный и желтый, белый и зеленый, синий и темно-зеленый).

- Почему эти сочетания понравились? Почему эти не понравились?

Знакомство с цветовым кругом, сочетаниями цветов классическими, “хорошими” и “плохими”. (Используются энциклопедии и презентация)

Практическая работа № 2.

- Оденьте куклу, подобрав ей одежду по цвету. (Оценивается работа нескольких учащихся)

6. Обобщение знаний учащихся.

- Какими правилами будете руководствоваться, собираясь выходить из дома?

Блиц-турнир “да – нет”.

  • Для домашней одежды подойдут вещи старые, вышедшие из моды. (нет)
  • Голубой свитер и черные брюки – это красиво. (да)
  • Отсутствие пуговицы – это пустяк. (нет)
  • Провожают по уму, а встречают по словам. (нет)
  • Если Саша забыл свою расческу, ты поможешь, дашь свою расческу. (нет)
  • Главная заповедь этикета: нравиться окружающим людям. (да)
  • К костюму в клеточку подойдет рубашка без рисунка. (да)

7. Итог урока. Рефлексия.

- Чему вы научились на уроке?

- Что нового узнали?

- Что особенно запомнилось?

Справочный материал для учителя.

1) “Девочки туфельки наденут лакированные, а чулок на пятке заштопать забудут. Из-под дорогого кружевного воротничка у них видна немытая шея; покрытые розовым лаком ногти обведены черной каймой грязи; из-под пестрого платочка свисают сальные, нечесаные кудельки.

Бедняги думают, что встречные ими любуются, а на самом деле на них жалко смотреть.

Быть чистым ты обязан не только для себя. Это вовсе не твое личное дело. Неопрятный человек проявляет неуважение к окружающим.

Ведь ты живешь на свете не один. Ты все время общаешься с другими людьми. А кому захочется стоять рядом с человеком, чьи плечи обсыпаны перхотью? Кому приятно касаться своим чистым платьем грязного, засаленного костюма, пожимать немытую руку, с грязью под ногтями?” (А.Дорохов. Это стоит запомнить. М., Дет.лит., 1969. Стр.50)

2) Классические сочетания цветов:

  • черный + красный,
  • черный + белый + яркий,
  • белый + синий + красный,
  • белый + серый + яркий.

3) “Хорошие” сочетания:

  • соседние по спектру,
  • оттенки одного цвета, различные по густоте,
  • коричневый + бежевый + кремовый,
  • коричневый + золотистый + оливковый,
  • серый + белый, + красный, + розовый, + голубой,
  • горчичный + черный,
  • красный + нежно-голубой,
  • по принципу неожиданности: темно-синий + ярко-зеленый,
  • голубой + гранатовый.

4) “Плохие” сочетания:

  • синий + зеленый,
  • красный + фиолетовый,
  • голубой + зеленый,
  • оранжевый + лиловый, + синий, + алый,
  • желтый + синий, + зеленый, + красный, + бордовый, + голубой, + фиолетовый.

5) Не соединять:

  • синий + коричневый,
  • голубой + сиреневый,
  • красный + зеленый,
  • розовый + сиреневый, + желтый, + ярко-зеленый, + фиолетовый.

Литература.

  1. Богданова О., Петрова В. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов.
  2. Дорохов А. Это стоит запомнить.
  3. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.
  4. Лихачева Л. Рабочая тетрадь по этикету.
  5. Насонкина С.А. Уроки этикета (рабочая тетрадь).
  6. Энциклопедия для маленьких джентльменов.
  7. Энциклопедия для маленьких принцесс.