Развитие связной речи у детей средней группы с ЗПР

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Занятие 1

Описание и сравнение кукол.

Задачи.

Связная речь: учить детей описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения.

Словарь: активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии “мебель”.

Звуковая культура речи: развивать выразительность речи.

Материал. Две куклы - большая и маленькая (у одной куклы волосы темного цвета, у другой светлые, у одной длинные, у другой короткие), 2 комплекта цветных карандашей и бумаги.

Ход занятия

Обращаюсь к детям:

- Вы любите играть с игрушками? Какие игрушки есть у вас дома? (Выслушиваю ответы двух-трех детей). Расскажите о своих любимых игрушках. Как вы с ними играете?

Сажаю на стол кукол: - Нравятся вам эти куклы? С куклой можно будет поиграть, если сначала рассказать о ней: какая кукла, во что одета, как с нею можно играть.

- Давайте рассмотрим куклу Олю. Что на ней надето? (Платье, носки, туфли...) Какое платье? (Синее, нарядное...)

- Что есть на платье? (Карманы, воротник, пуговицы...) Какие у куклы волосы? Глаза?

- К Оле пришла подруга Ира. Что на ней надето? (Пальто, шапочка...) Какое пальто? А что это? (Воротничок) Какой воротничок? (Мягкий, пушистый, меховой...) Какого цвета шапочка? Посмотрите, какое платье у Иры. Сравните Олю и Иру. Что у них одинаковое? (Туфли, носки...) Что у этих кукол разное? (глаза, волосы...)

Могу подсказать: У Оли волосы темные и длинные. А у Иры?

- Подойдите сюда, Денис и Настя, договоритесь, о какой кукле вы будете рассказывать. Настя закончила рассказывать. Денис, о чем еще хочешь рассказать ты?

- Дети, вы угадали, про которую из кукол рассказали Денис и Настя? Она большая или маленькая?

- Давайте нарисуем для вашей куклы комнату. Кукла Оля большая. Как вы думаете, ребята, мебель для куклы надо рисовать высокую или низкую? А кровать будет узкая или?.. (Широкая) Шкаф будет маленький или?.. (Большой).

Предлагаю Насте и Денису взять куклу, сесть за заранее приготовленный стол и нарисовать для нее комнату. Напоминаю, что мебель должна быть большая, высокая, широкая, кому нравится кукла Оля? Кто хочет о ней рассказать? - Приглашаю к столу следующую пару. Один ребенок начинает рассказывать, другой продолжает описание.

- Кукла Ира маленькая. Для этой куклы тоже надо нарисовать комнату. Какую мебель надо нарисовать для этой куклы - низкую или высокую? Кровать будет широкая или?.. (узкая.) Шкаф будет большой или? (Маленький).

Предлагаю этой паре детей также сесть за стол и нарисовать комнату. Напоминаю, что мебель должна быть маленькая, низкая, узкая.

Физкультминутка. Проводится игра “Заводные куклы”, “завожу” детей, они прыгают, приседают, машут руками. - Давайте посмотрим, какие комнаты мы нарисовали, какую мебель вы здесь видите? Заметно, что в одной комнате живет большая кукла, а в другой маленькая? Какая мебель в этой комнате? А в этой?

- О которой из кукол это стихотворение: “Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят -волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся”.

- Ксюша, как ты догадалась, что стихотворение об этой кукле? (У нее коса.) У куклы Оли волосы длинные, заплетены в косы, а у куклы Иры волосы... короткие.

Давайте все вместе прочитаем стихотворение. Говорить будем ласково, чтобы кукле понравилось (стихотворение повторяется два раза). Кто хочет один прочитать кукле стихотворение?

Занятие 2

Пересказ сказки “Пузырь, соломинка и лапоть”.

Задачи.

Связная речь: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.

Грамматика: учить детей пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных.

Материал. Игрушки.

Ход занятия

Рассказываю детям сказку “Пузырь, соломинка и лапоть”.

Задаю вопросы:

- Про кого эта сказка?

- Что предложил лапоть пузырю?

- Что ответил пузырь?

- Как же они переправились на другой берег, что придумали?

- А что случилось с пузырем? Затем еще раз рассказываю сказку и предлагаю детям пересказать ее. Оценивая пересказ, обращаю внимание детей на логику изложения событий, интонационную выразительность речи, особенно при передаче диалогов.

Физкультминутка. Прошу детей показать, какой был пузырь. Дети встают и образуют большой крут. “Как пузырь хохотал? - спрашиваю детей. - А как он лопнул?” Дети бегут к центру круга и произносят звук с протяжно.

Игра по желанию детей повторяется несколько раз.

Затем говорю: “Сегодня к нам пришли... (достаю игрушки, выставляю их, дети называют) собака, зайчиха, крокодил и бегемот. Они пришли не одни, а со своими малышами. Собака - со своими... щенками, зайчиха ...с зайчатами. Крокодил и бегемот тоже привели с собой малышей. У их малышей нет специальных названий. Это детеныш крокодила. Еще можно так сказать: крокодильчик. Это детеныш бегемота, или бегемотик. Их называют и так: крошка- крокодил и крошка – бегемот”. По мере называния игрушек выставляю игрушки парами, каждая пара отдельно: справа внизу - зайчиха с зайчатами, левее - собака со щенками, еще левее крокодил с крокодильчиками. И наверху слева бегемот со своими малышами. Сообщаю детям, что звери не простые, а сказочные. Могут выполнять разные поручения, если попросить вежливо и правильно. Например: зайчонок, поскачи, пожалуйста, или крошка- бегемот, беги, щенок, пожалуйста, спой.

Дети обращаются к гостям с разными просьбами. Слежу, чтобы они употребляли слова спасибо, пожалуйста, подсказываю робким детям поручения: “Попросим вместе: щенок, пожалуйста, полай! крошка крокодил, иди ко мне, пожалуйста”.

- Когда большая часть игрушек будет в руках ребят, подсказываю, что можно вежливо попросить игрушки друг у друга (Настя, дай, пожалуйста, щенка”).

- Далее занятие переходит в игру.

Занятие 3

Описание картинок.

Задачи.

Задачи. Связная речь: учить детей составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки.

Словарь: упражнять детей в подборе глаголов к существительному.

Звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звуки.

Материал. Картинки с изображениями разных зайчат, три щетки - зубная, обувная, одежная.

Ход занятия

Говорю, что зайчиха пришла к детям с “фотографиями” (картинки) своих детенышей. Зайчата потерялись, и она просит помочь найти их. Выходит ребенок, и вместе со мной делает объявление “по радио”: “Внимание! Потерялся ... зайчонок. Он ... в красной рубашке, синих штанишках. В лапах у него ... морковка. Кто его найдет, пусть приведет к маме”.

Другой ребенок, у которого такая же картинка, приносит ее и рассказывает: “Я нашел зайчонка в красной рубашке, синих штанишках, с морковкой в лапах”. Далее такая же работа проводится с детьми по остальным “фотографиям” - картинкам.

Дети рассказывают о внешнем виде зайчат, о том, что они делают.

Показываю картинку, изображающую, как два медведя пилят бревно: “когда пилят бревно, слышится щ-щ-щ (показываю, как произносится этот звук). Давайте скажем щ все вместе”.

Мы тоже с вами, как эти медведи, будем пилить бревно,- говорю детям.

Беру за руки ребенка и имитирую с ним движения. Одновременно произносим щ-щ-щ.

Физкультминутка. Дети берут друг друга за руки и “пилят” бревна, произнося звук щ длительно.

- Мы чистим зубы зубной щеткой, обувь... обувной щеткой, одежду... одежной щеткой. Заяц показывает детям разные щетки: “Этой щеткой чищу... зубы, этой щеткой башмаки. Этой щеткой чищу брюки. Все три щетки мне нужны. Повторите, дети, что я сказал”. Дети повторяют текст несколько раз с разной громкостью.

Занятие 4

Рассказывание по картине “Кошка с котятами”.

Задачи.

Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине вместе со мной и самостоятельно, учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины”.

Грамматика и словарь: учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия (глаголы).

Материал: картина “кошка с котятами”, игрушки, картинка.

Ход занятия

Дети рассматривают картину, отвечают на вопросы. Кто нарисован на картине? (Кошка и котята.) Что делают котята (Играют около мамы). А что делает рыжий котенок? (Играет с клубочком.) Какого еще котенка вы видите? (Серого пушистого). Что можно про него сказать? ( Он лакает молоко). Что делает третий котенок? (Спит). Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят (кошка большая, пушистая, лапы у нее белые, она белолапая). Кошка ласково смотрит на своих котят.

Предлагаю детям вместе рассказать про кошку и котят. - Эта картина называется ... кошка с котятами. Кошка... большая, пушистая, белолапая смотрит... на своих котят. У кошки-мамы три котенка - один рыжий, другой серый, а третий черный. Рыженький котенок... весело играет с клубком ниток. Вот так (раскатываю клубок ниток). Серый котенок... лакает молоко из блюдца, А третий котенок... свернулся клубочком и спит около мамы. Всем - кошке и котятам... хорошо, радостно. Далее приглашаю к столу трех детей: первый рассказывает про кошку - маму, второй про котят, третий придумывает концовку рассказа. Так же составляют еще 2-3 рассказа. Спрашиваю детей: “У кого из вас дома есть кошка или котята? Какие они? Как их зовут? Расскажите про них”.

Физкультминутка. Обращаюсь к детям:

- Сейчас вы все будете котятами, а я буду давать вам разные команды. Поднимите вверх лапки...потянитесь.. .потанцуйте... помяукайте...Теперь команды будет давать Настя (Ваня, Олег).

Занятие продолжается. Рассказываю, сопровождая свою речь демонстрацией игрушек (картинок):

- У девочки Вари были кошка с ... котятами, собака со... щенятами, утка с ... утятами, курица с цыплятами.

Как-то раз утята побежали к реке. Ныряют, плавают, а котята и цыплята смотрят на них. Вдруг слышат: “Тра-та-та-тах!” Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к кошке, щенята к собаке, утята к утке, цыплята к курице. Успокоили мамы своих детенышей, и снова прибежали к воде утята. От кошки бегут... котята. От собаки побежали... щенята, от курицы... цыплята. И вдруг снова: “Тра-та-та-тах!” Опять побежали малыши к своим мамам: утята к утке, щенята к собаке, цыплята к курице. И спрашивают: “Кто так страшно трещит?” Смотрят, метнулась к лесу птица какая-то: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: “Тра-та-та-тах!” да и скрылась. Кто же напугал малышей...? (картинка “подсказка” демонстрируется после первых ответов детей.) Как вы думаете, нужно ли бояться сороку?

Для формирования связной речи можно использовать следующие игры и упражнения.

- “Что изменилось?”.

На наборном полотне - большая картинка с изображением елки. Рядом с елкой изображения елочных игрушек. Предлагаю детям украсить елку, прокомментировав свои действия. Далее прошу детей закрыть глаза и убираю одну из игрушек или меняю игрушки местами. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. Подобное упражнение можно проводить с любым набором сюжетных и предметных картинок.

- “Составь предложение”.

Детям предлагаются слова и они составляют простые предложения (с опорой на сюжетные картинки).

- “Разноцветные круги”.

Делю детей на команды, Каждая команда выбирает себе одно из времен года, Капитану команды надевают на шею круг с наклеенной на него картинкой выбранного времени года. Каждый круг разукрашен в зависимости от времени года. Зима - белый, весна - светло-зеленый, лето - красный, осень - желтый. На ковре рассыпаются картинки с признаками всех времен года. Объясняю детям, что победительницей станет та команда, которая раньше других найдет признаки своего времени года, Когда команды выберут признаки своих времен года, дети составляют предложения по картинкам.

-“Кто (что) лишний/нее”.

На наборное полотно помещаются картинки с изображениями домашних животных и одной птицы или наоборот и прошу детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на ее место подходящую картинку. Упражнение проводится с любым набором картинок.

-“Волшебный мешочек”.

В мешочек уложены муляжи разных овощей. Вызываю ребенка, который, опустив руку в мешок, находит один из овощей, ощупывает его и составляет о нем рассказ по предложенному образцу: - Это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он зеленый, овальный, пупырчатый, хрустящий, ароматный, очень вкусный. Я люблю есть его с солью.

- “Уложим куклу спать”.

Предлагаю детям уложить куклу спать, для этого надо ее раздеть, приглашаю детей по одному раздевать куклу и комментировать свои действия.

-Обучение отгадыванию и толкованию загадок.

“Подумай и отгадай”. - Заучивание загадок, двустиший.

Упражнение для координации речи с движением.

Наши уточки с утра - кря -кря-кря! (идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда - га-га-га ! (идут по кругу , вытянув шеи вперед и отставив руки “крылья” назад)

Наши курочки в окно - ко-ко-ко! (останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя-петушок рано-рано поутру нам споет: ку-ка-ре-ку! (встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки).

Огромное значение для формирования устной и в будущем письменной речи имеет развитие руки. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Давно установлено, что уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. На каждом занятии отводится место для пальчиковой гимнастики и массажа пальцев рук. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение - двумя руками вместе. Например:

- “Осенние листья”

Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать. Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберем, маме осенний букет отнесем. (Загибают пальчики, начиная с большого, сжимают и разжимают кулачки, “шагают” по столу средним и указательными пальчиками.)

- “Компот”

Будем мы варить компот, фруктов нужно много. Вот: будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ (левую ладошку держат “ковшиком”, указательным пальцем правой руки “мешают”, загибают пальчики по одному, начиная с большого, опять “варят” и “мешают”).

- “Кулак-ребро-ладонь”.

- “Краб”.

Краб ползет по дну, выставив клешню. (Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз, большие пальцы к себе. Передвигать на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.)

- “Налим”.

Жил да был один налим, два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки по четыре раза в сутки и учили их считать: раз, два, три, четыре, пять. (Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников. Ладони раздвинуты, движения ладоней порознь. Руки сложены накрест, взмахи ладонями. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого).

Для успешного обучения и развития ребенка с ЗПР необходимо полноценное развитие мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарные связи - пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность работы головного мозга.) Для этой цели разработаны специальные упражнения - двигательные, дыхательные, растяжки и другие. К сожалению, на сегодняшний день, в своей работе, я использую только кинезиологические упражнения развивающие межполушарное взаимодействие.

-“Уши”.

Расправить и растянуть внешний край уха одноименной рукой в направлении вверх - наружу. Помассировать ушную раковину.

- “Колечко”.

Пальцы рук соединять в кольцо с большим пальцем последовательно. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, Затем - двумя одновременно.

- “Лягушка”.

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

- “Замок”.

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко.

- “Ухо-нос”.

Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить рук, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук “с точностью до наоборот”.