Интегрированное занятие по социальной действительности (предметный мир) и физической культуре "Космическое путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предварительная работа:

1. Рассматривание карты «солнечной системы» с целью ознакомления детей с галактикой.

2. Наблюдение за звездным небо вечером.

– вызвать интерес к рассматриванию звездного неба;
– закрепить понятие «звездное небо»;
– обратить внимание на большое количество звезд на вечернем небе;
– развивать внимательность и сосредоточенность.

3. Чтение А.Митяев «Первый полет».

Программное содержание:

– дать элементарные представления о космосе;
– закрепить знания детей о количестве планет во вселенной, о первом космонавте, и первом полете.

Оборудование:  карта солнечной системы, иллюстрации первого космонавта.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I часть

Воспитатель: На карте мы видим солнце, вокруг которого располагаются все планеты системы. Солнце – это звезда. Оно постоянно вращается вокруг себя, а вокруг солнца двигаются все планеты. Они огромные, но маленькие по сравнению с солнцем.
Если мы с вами внимательно посмотрим на карту солнечной системы, то увидим расположение планет к солнцу. Ближе всего к солнцу Меркурий, затем Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Каждая планета вращается по своей орбите. Запоминайте, ребята орбита – это путь планеты вокруг солнца. Мы с вами живем на планете Земля, у которой есть спутник – планета Луна, которая вращается вокруг Земли.

Ребята, хотите стать космонавтами? (Да)

Космонавтом, чтобы стать
Нужное многое узнать,
Нужно быть проворным и умелым.
Очень ловким, очень смелым!

– А теперь отгадайте загадку:

«Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.

– Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

 «Это кто вокруг планеты
В корабле своем летит?
Всем народам шлет приветы,
С целым миром говорит?» (Космонавт)

– Правильно, молодцы.

II часть

Воспитатель:  Космонавт – это человек, который совершает полет в космическое пространство. Чтобы стать космонавтом нужно долго учиться, и тренироваться. Готовят космонавтов в Звездном городке.
Перед тем как отправиться в полет, нам необходимо выполнить несколько не сложных упражнений, чтобы мы были готовы к полету. Нам понадобятся батуты и обручи.

Дети выполняют:

– прыжки на батуте;
–  вращение обруча;
–  подтягивание на руках на шведской стенке, и спуск с нее.

Воспитатель:  Вот, теперь вы готовы к полету. На какую планету полетим? (Ответы детей.)
– Ракета нас с вами уносит далеко от Земли к чему-то не изведанному, и интересному. Только в космосе мы с вами можем ощутить, что такое невесомость.
– Невесомость – это такое состояние, когда космонавт и все его вещи ничего не весят, и как будто «плавают» в космическом корабле, как рыбы в аквариуме.
– Ребята, а кто первый полетел в космос?    (Ю.А.Гагарин)
– Когда Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос? (12 апреля 1961 г.)
– Вспомните, как назывались корабли, которые побывали в космосе? (Восток, Союз)
– Какие планеты мы с вами знаем? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон).
– Теперь отдохнем, и поиграем.

Игра «Солнце и планеты»

– В начале разделимся на две команды. В одной команде будут астрономы, а в другой – планеты и солнце.
Астрономы говорят:  – Чтобы совершить полет вокруг планет.

Сядем в лучший звездолет.
Все проверим, все устроим,
И отправимся в полет!

На полу сделана разметка солнечной системы. Воспитатель предлагает детям, которые изображают планеты встать каждый на свою орбиту, все планеты вращаются вокруг солнца.

Воспитатель: На счет «1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть!».

После этих слов начинается движение солнечной системы. Дети, изображающие астрономов наблюдают за движением планет и солнца, рассматривая в игрушечные бинокли. Через 2-3 минуты вращения солнечной системы дети меняются ролями: планеты становятся астрономами, и наоборот.

III часть

Воспитатель  предлагает детям сесть на стулья.

Воспитатель:  Интересно, почему на Земле происходит смена дня и ночи?

Воспитатель берет глобус и лампу.

Лампа будет – солнцем.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть освещенный глобус, и сказать, где сейчас на глобусе день, а где ночь? (Ответы детей)

Воспитатель:  Обратите внимание, там, где светит лампа – наше солнце, там день, а где не хватит ее освещения темно, значит, там ночь.

Воспитатель прикрепляет на одну сторону глобуса, сделанную из картона девочку, а на другую мальчика. Светит на глобус лампой и одновременно начинает вращать глобус, показывая детям как происходит, смена дня и ночи.

Воспитатель:  На этом наше занятие закончилось. Вы можете встать задвинуть свои стульчики.