Интегрированное занятие по социальной действительности (предметный мир) и физической культуре "Космическое путешествие"
Предварительная работа:
1. Рассматривание карты «солнечной системы» с целью ознакомления детей с галактикой.
2. Наблюдение за звездным небо вечером.
– вызвать интерес к рассматриванию звездного неба;
– закрепить понятие «звездное небо»;
– обратить внимание на большое количество звезд на вечернем небе;
– развивать внимательность и сосредоточенность.
3. Чтение А.Митяев «Первый полет».
Программное содержание:
– дать элементарные представления о космосе;
– закрепить знания детей о количестве планет во вселенной, о первом
космонавте, и первом полете.
Оборудование: карта солнечной системы, иллюстрации первого космонавта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I часть
Воспитатель: На карте мы видим солнце, вокруг
которого располагаются все планеты системы. Солнце – это звезда.
Оно постоянно вращается вокруг себя, а вокруг солнца двигаются все
планеты. Они огромные, но маленькие по сравнению с солнцем.
Если мы с вами внимательно посмотрим на карту солнечной системы, то
увидим расположение планет к солнцу. Ближе всего к солнцу Меркурий,
затем Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и
Плутон.
Каждая планета вращается по своей орбите. Запоминайте, ребята
орбита – это путь планеты вокруг солнца. Мы с вами живем на планете
Земля, у которой есть спутник – планета Луна, которая вращается
вокруг Земли.
– Ребята, хотите стать космонавтами? (Да)
Космонавтом, чтобы стать
Нужное многое узнать,
Нужно быть проворным и умелым.
Очень ловким, очень смелым!
– А теперь отгадайте загадку:
«Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
– Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
«Это кто вокруг планеты
В корабле своем летит?
Всем народам шлет приветы,
С целым миром говорит?» (Космонавт)
– Правильно, молодцы.
II часть
Воспитатель: Космонавт – это человек,
который совершает полет в космическое пространство. Чтобы стать
космонавтом нужно долго учиться, и тренироваться. Готовят
космонавтов в Звездном городке.
Перед тем как отправиться в полет, нам необходимо выполнить
несколько не сложных упражнений, чтобы мы были готовы к полету. Нам
понадобятся батуты и обручи.
Дети выполняют:
– прыжки на батуте;
– вращение обруча;
– подтягивание на руках на шведской стенке, и спуск с
нее.
Воспитатель: Вот, теперь вы готовы к
полету. На какую планету полетим? (Ответы детей.)
– Ракета нас с вами уносит далеко от Земли к чему-то не
изведанному, и интересному. Только в космосе мы с вами можем
ощутить, что такое невесомость.
– Невесомость – это такое состояние, когда космонавт и все его вещи
ничего не весят, и как будто «плавают» в космическом корабле, как
рыбы в аквариуме.
– Ребята, а кто первый полетел в космос?
(Ю.А.Гагарин)
– Когда Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос? (12 апреля
1961 г.)
– Вспомните, как назывались корабли, которые побывали в космосе?
(Восток, Союз)
– Какие планеты мы с вами знаем? (Меркурий, Венера, Земля,
Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон).
– Теперь отдохнем, и поиграем.
Игра «Солнце и планеты»
– В начале разделимся на две команды. В одной команде будут
астрономы, а в другой – планеты и солнце.
Астрономы говорят: – Чтобы совершить полет вокруг планет.
Сядем в лучший звездолет.
Все проверим, все устроим,
И отправимся в полет!
На полу сделана разметка солнечной системы. Воспитатель предлагает детям, которые изображают планеты встать каждый на свою орбиту, все планеты вращаются вокруг солнца.
Воспитатель: На счет «1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть!».
После этих слов начинается движение солнечной системы. Дети, изображающие астрономов наблюдают за движением планет и солнца, рассматривая в игрушечные бинокли. Через 2-3 минуты вращения солнечной системы дети меняются ролями: планеты становятся астрономами, и наоборот.
III часть
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.
Воспитатель: Интересно, почему на Земле происходит смена дня и ночи?
Воспитатель берет глобус и лампу.
– Лампа будет – солнцем.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть освещенный глобус, и сказать, где сейчас на глобусе день, а где ночь? (Ответы детей)
Воспитатель: Обратите внимание, там, где светит лампа – наше солнце, там день, а где не хватит ее освещения темно, значит, там ночь.
Воспитатель прикрепляет на одну сторону глобуса, сделанную из картона девочку, а на другую мальчика. Светит на глобус лампой и одновременно начинает вращать глобус, показывая детям как происходит, смена дня и ночи.
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. Вы можете встать задвинуть свои стульчики.