Интерактивная экскурсия «В память о героях Отечественной войны 1812 года»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (120 МБ)


Пояснительная записка

Большую часть обучающихся в нашей школе составляют дети, находящиеся в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков (НПЦ ПЗДП) на лечении и реабилитации.

Для этих детей и подростков организовано обучение как на базе школы (это переменный состав: приходящие в школу ученики в классы или группы постоянного состава или обучающиеся в отдельных группах или классах переменного состава), так и на базе отделений для особо “острых” больных детей.

Такие учащиеся, как правило, не покидают отделений больницы до конца курса лечения и реабилитации. Общей особенностью психического состояния их, пожалуй, является отсутствие заинтересованности в обучении, нежелание учиться и, следовательно, отказ от учёбы. К тому же, чаще всего это дети или педагогически запущены, или интеллектуально не сохранны. Следовательно, к ним нужен особый подход, особые формы и методы в обучении, чтобы, в первую очередь, мотивировать подростков на ОП (образовательный процесс).

Одной из таких форм в обучении является проведение интерактивных экскурсий. Данный цикл интерактивных экскурсий запланирован для проведения их в школе и отделениях НПЦ для учащихся, не имеющих возможности по состоянию здоровья покидать территорию центра.

В 2012 году исполняется ровно 200 лет со дня победы русских войск над Наполеоном. В этом году особенно актуальными становятся вопросы о патриотизме, героическом прошлом русских воинов, о великих победах и той цене, которую пришлось за них заплатить. Историческая часть интерактивной экскурсии направлена, прежде всего, на актуализацию уже имеющихся у учащихся знаний о событиях данной войны, а также на углубление знаний о событиях 1812 года.

Теме Отечественной войны 1812 года в школьной программе по литературе уделяется незаслуженно мало времени. С этими событиями учащиеся знакомятся, только изучая творчество определённого писателя, например, роман Л.Н. Толстого “Война и мир”, стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино” или басни И.А. Крылова. Нет такой темы, как “Литература периода Отечественной войны 1812 года” или “Отечественная война 1812 года в творчестве русских писателей”.

Тема проекта “1812 год. Отечественная война. В память о героях Отечественной войны 1812 года”.

Литературная часть проекта включает обзор

- творчества писателей периода Отечественной войны: А.П. Куницына, И.А. Крылова, Ф.Н. Глинки, В.А. Жуковского, Д.В. Давыдова;

- литературных изданий периода Отечественной войны: ж-ла “Сын Отечества”;

- фронтовой и писательской судьбы легендарного поэта Дениса Давыдова;

- творчества потомков об Отечественной войне 1812 года: роман Л.Н. Толстого “Война и мир”, стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино”, лирика А.С. Пушкина.

Цели и задачи учителя Цели и задачи ученика
Показать тесную связь общественной жизни периода Отечественной войны 1812 года с политической, исторической и литературной Знать исторические, политические и литературные события страны в период Отечественной войны 1812 года
Представить образцы периодических изданий 1812 года Знать периодические издания времени Отечественной войны 1812 года
Познакомить учащихся с выдающимися людьми того времени Знать выдающихся людей того времени
Расширить представление учащихся о творчестве и общественной жизни писателей периода Отечественной войны 1812 года Понять патриотический замысел и гражданское назначение периодического издания, созданного в пору народного противостояния
 Подчеркнуть патриотический замысел и гражданское назначение периодического издания, созданного в пору народного противостояния Уметь анализировать художественные произведения, определять проблемы, поднятые автором, делать выводы
Совершенствовать навыки анализа художественного произведения Уметь строить монологическое высказывание по проблеме текста и своей гражданской позиции
Развивать умение делать выводы из увиденного и услышанного, строить монологическое высказывание по проблеме текста и своей гражданской позиции  
Воспитать чувство гражданской ответственности  
Вызвать интерес к истории Отечества и его художественному наследию  
Воспитать нравственные качества: любовь к Отечеству, ответственность за всё происходящее  

Место проведения: Школьный музей “Московский этнографический дом”

Время мероприятия: 1 час 30 минут

Участники: 5-9 классы

Экскурсоводы: Кушанова А.С.- учитель литературы, Иванова Ю.А. – учитель истории

ТСО: экран, ноутбук, видеопроектор

Иванова Ю. А. Вступительное слово. Звучит музыка. Слайд 2.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы снова собрались с вами в школьном музее. Наша встреча будет посвящена празднованию 200-летия победы в Отечественной войне1812 года. Слайд 2

И хотя исторически все события этой войны начались для России только лишь в июне, мы будем знакомиться с ними уже сейчас. Отечественная война 1812 года - это значимое событие в истории России первой половины XIX века. С ним связано много дат, событий, персоналий, героических мест, памятников и музеев.

Сегодня вы услышите рассказ о писателях Ф.Глинке, И.Крылове, В.А. Жуковском, Д. Давыдове и др., для вас прозвучит басня “Волк на псарне”. Мы познакомимся с храбрым партизаном, героем войны Денисом Давыдовым. Мы побываем в храме Христа Спасителя, отправимся с вами в залы Бородинской панорамы..., где как будто застыли в живописном исполнении солдаты, командиры, орудия, дым над полем боя, застыли, чтобы донести до нас с вами всю важность тех событий и показать насколько тяжело досталась победа России над Наполеоном. В конце экскурсии вас ждет викторина, так что прошу быть всех внимательными и запоминать все услышанное и увиденное сегодня....

Начинает нашу экскурсию учитель литературы Кушанова А.С., и я передаю ей слово....

Кушанова А.С. Слайды с 3 по 16

“С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти — миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811-го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”.

- Так напишет о начале войны 1812 года Лев Николаевич Толстой в своём романе

“Война и мир”. Но это будет значительно позже, спустя 50 лет.

Журнал “Сын Отечества” (1812-1852)

- В 1812 году откликом на “противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие” стало издание журнала “Сын Отечества”, выходившего в Санкт-Петербурге по 1852 год (то есть 40 лет) и принадлежавшего к числу изданий-долгожителей.

Основателем и редактором журнала был Николай Иванович Греч.

- В нашем школьном музее хранятся 2 номера газеты “Сын Отечества” за 1897 и 1898 года (115 — 116 лет назад вышли в свет). На титульном листе “Сына Отечества” значилось: “Журнал исторический, политический и литературный” (последнее слово появилось в 1814 году). Название журнала подчеркивало патриотический замысел и гражданское назначение периодического издания, созданного в пору народного противостояния наполеоновскому нашествию. Содержание, жанры, иллюстрации “Сына Отечества” служили главной цели — пробуждению в сердцах читателей патриотических чувств. Война трактовалась как освободительная борьба народа за национальную независимость.

- На страницах журнала печатал свои статьи А.П. Куницын — учёный и педагог Царскосельского лицея, о котором А.С.Пушкин сказал: “Он создал нас, он воспитал наш пламень”. Статьи отличались оптимизмом, уверенностью в победе народа, который защищает свою землю от захватчиков. Мысль о непобедимости борющегося за свободу народа получила развитие в оригинальных и переводных публикациях “Сына Отечества”.

Иван Андреевич Крылов

- Ход военной кампании оперативно освещался в жанрах зарисовки и репортажа, героями которых являлись солдаты, идущие на смерть за Отчизну; крестьяне-партизаны, с вилами в руках наводившие страх на врага. Рядом с этими материалами, иллюстрировавшими народный характер войны, печатались басни И.А. Крылова. Верой в нравственную силу народа проникнуты его басни, связанные с тематикой Отечественной войны 1812 (“Обоз”, "Волк на псарне", "Ворона и Курица" ).

В басне “Обоз” Крылов защищал кутузовские методы ведения войны против французов и осмеивал тех, кто осуждал Кутузова за медлительность и осторожность и предлагал другие способы боевых действий под стенами Москвы и после сдачи её Наполеону. Тем самым под образом "коня доброго" Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия.

Басня “Волк на псарне” была послана Крыловым Кутузову, и тот после сражения под Красным, сидя на барабане, прочитал ее своему штабу и собравшейся вокруг него группе офицеров, причем, когда дошла речь до слов “а я, приятель, сед”, великий полководец снял фуражку и показал свою седую голову, этим объясняя, что басня относится к нему и он это понимает и принимает. Басня выражала стремление народа не идти ни на какие переговоры с неприятелем - такие попытки намечались в среде, окружавшей Александра I, - а изгнать врага до последнего солдата за пределы Родины.

Басня “Ворона и Курица” впервые напечатана в “Сыне Отечества” (1812 г., ноябрь, № 8) под названием “Ворона”. Написана в ноябре 1812 г., так как главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов назван в басне Смоленским князем,— титул, который он получил после сражения под Красным, закончившегося 6 ноября 1812 г. К этому же выпуску “Сына Отечества” была приложена и карикатура И. Теребенева “Французский вороний суп”, изображавшая четырех оборванных французских гренадеров, жадно разрывающих ворону на части.

Фёдор Николаевич Глинка (1786-1880)

— русский поэт, публицист, прозаик, офицер, участник декабристских обществ, издал продолжение “Писем русского офицера” - записки об Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. (Москва, 1815—1816). Именно эти военные записки принесли Фёдору Глинке литературную известность.

В патриотическом стихотворении “Военная песня, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии” (июль 1812 года) — изображение ужасов войны, осуждение зверских действий захватчиков; - призыв “сомкнуться в ратном строе”; - и, если надо, умереть за Отечество: “Иль все падём в родных полях!”

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)

Эпиграф:

“Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль...” (А.С. Пушкин)

Основоположник литературного направления: русского романтизма, самый образованный человек своего времени. Его патриотические и элегические стихотворения были популярны среди молодёжи. В войну 1812 года был в народном ополчении. В октябре 1812 года написал стихотворение “Певец во стане русских воинов” - патриотический гимн, написан в форме взволнованной речи, изображены не военные события, а настроения автора, участника сражения. Прославляется Отечество, поётся слава русским полководцам, военачальникам, их былым подвигам и подвигам нынешних героев: Святославу, Дмитрию Донскому, Петру I, Суворову А.В., Кутузову, Денису Давыдову и др.

- Дмитрий Донской - Куликовская битва, 1380 год

- Пётр I - Полтавская битва, 1709 год

- Суворов А.В. - русско-турецкая война, переход Суворова через Альпы

- Кутузов М.И. - Отечественная война 1812 года

- Давыдов Д.В. - партизанская война 1812 года

Бородинское сражение было переломным в судьбе В.А. Жуковского. Он выступил навстречу врагу вместе с тремя тысячами московских ополченцев, будучи поэтом мало кому известным вне литературной среды, а вернулся после Бородино знаменитым автором поэмы "Певец во стане русских воинов".

Денис Васильевич Давыдов

В 1812 году он подполковник Ахтырского гусарского полка до Бородино. Первый подал мысль о выгоде партизанского движения: со 130-ю всадниками 10 суток действует в тылу врага, потом с ещё 600-стами казаками сражается под стенами Вязьмы, потом под Ляховым, под Копысом и так до берегов Немана, до города Дрездена, до берегов Рейна. За отличие в сражении в Париже произведён в генерал-майоры. Воевал в Пруссии, В Турции, в России, в Германии, во Франции, в Грузии и в Польше.

Действительный член Общества любителей российской словесности при Московском университете. “Опыт партизанского действия”, “Стихотворения” - его сочинения. Стихи Д. Давыдова были популярны, многие из них становились песнями и романсами.

Иванова Ю.А. 200 лет прошло с тех пор, как отгремели залпы боевых орудий, отпылали пожары, но память о тех героических событиях жива и по сей день. Она бережно хранится в памятниках и музеях, посвященных этой войне. Сейчас мы отправляемся с вами к храму Христа Спасителя. Слайд с 17 по 28. А какое же он имеет отношение к военным событиям 1812 года? Оказывается, кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: “в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели”. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Идея построения храмов-памятников восходит к древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы и другие.

13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: “Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади”. Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. Современники признавали большую красоту архитектуры громадного храма, москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Но уже в конце ХХ века было принято решение о восстановлении Храма на прежнем месте. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы. И вот уже 19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавших на Архиерейском Соборе Русской Церкви.

А теперь нас ждут залы Бородинской панорамы..., (слайд с 29 по 54) где как будто застыли в живописном исполнении солдаты командиры, орудия, дым над полем боя, застыли, чтобы донести до нас с вами всю важность тех событий и показать, насколько тяжело досталась победа России над Наполеоном.

История Музея-панорамы “Бородинская битва” началась в те дни, когда в России шли приготовления к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. К этой знаменательной дате в Москве планировалось открыть Музей 1812 года. Этот музей задумывался для демонстрации единственного экспоната – панорамы "Бородино" - живописное полотно, размеры которого по окружности составляют 115 метров, а высота - 15 метров. Торжественное открытие панорамы “Бородино” состоялось 29 августа 1912 года. Современный музей "Бородинская панорама" является составной частью мемориального комплекса в честь событий 1812 года. Главное место- это сама панорама. Здесь есть два зала.

В первом зале собрана военная техника и образцы формы русских солдат, полотна с портретами полководцев, с описанием боев, личные вещи офицеров, предметы, которые побывали в том бою.

Во втором - сама панорама. Автор панорамы - Франц Алексеевич Рубо. Он был художником, академиком и руководителем батальной мастерской Академии художеств. Работа над Бородино шла при участии И. Г. Мясоедова и консультанта Б. М. Колюбакина. Первоначально панорама была открыта в 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 году панорама была демонтирована и, после длительной реставрации, вновь открыта к 150-летию битвы в 1962 году в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.

Также в мемориальный комплекс входит Кутузовская изба. Надо сказать, что место для музея выбрали неслучайно. Именно здесь располагалась деревня Фили, в которой М.И. Кутузов держал военный совет. Рядом с Музеем-панорамой сохраняется дом Военного совета в Филях ("Кутузовская изба").

Перед входом в панораму в 1973 г. поставлен памятник героям Отечественной войны 1812 года скульптора Н. В. Томского. На постаменте расположена надпись: "Михаилу Илларионовичу Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 г". А по сторонам памятника стоят скульптуры офицеров, солдат и ополченцев, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Указана фамилия каждого героя. Здесь и Багратион, и Барклай-де-Толли, и Раевский - это офицеры; Алексеев, Павлов, Матвеев - а это простые солдаты. Памятник М.И. Кутузову и располагающаяся недалеко Триумфальная арка полностью завершают ансамбль.

Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка) — сооружены в 18291834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года - ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро — “Парк Победы”.

Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове. Ворота украшают русские витязиаллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна.

Демонтаж и воссоздание

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Арка была разобрана, часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала[3], но сделано этого не было. В 19661968 годах Триумфальная арка была воссоздана на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой “Бородинская битва”. Эти триумфальные ворота стали логическим завершением в создании целого комплекса, посвященного героическому подвигу русских людей в Отечественной войне 1812 года.

Кушанова А.С.: Итак, мы переходим к викторине. (Слайд с 55 по 66).

На этом наша экскурсия подошла к концу. Спасибо всем за внимание!