Тема. «Числа от 1 до 10».
Цель: закрепление счета сложения, вычитания в пределах 10
Задачи:
Образовательные.
- закрепить знания числового ряда от 1 до 10;
- совершенствовать навыки счёта сложения и вычитания в пределах 10;
- формировать умения решать задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Развивающие.
- корригировать мыслительную деятельность детей путём выполнения упражнений;
- корригировать и развивать зрительное восприятие учащихся.
Воспитательные.
- воспитывать познавательный интерес к уроку математики у учащихся;
Тип урока: урок-игра.
Оборудование: фигурка гномика, домик, цветочная поляна в виде цифры 8, болотце, озеро, лес, камни нарисованные на бумаге, карточки с заданиями, тексты задач, математическая картинка на составление задачи, учебник, тетради, карточки с цифрами.
Ход урока
1. Организационная часть.
Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу.
– Прозвенел звонок. Начинается урок.У нас на уроке есть гости. Дети, поздороваемся с гостями и начнём урок с хорошим настроением.
2. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке математики нас ждёт путешествие с Гномиком к его дому. Одному ему сложно дойти, т. к. на пути много препятствий. Путешествуя вместе с ним, вы покажете, как знаете числовой ряд до 10, как вы усвоили сложение и вычитание в пределах 10, как умеете решать задачи и примеры. Поэтому, ребята, будьте внимательны и активно помогайте Гномику дойти до дома.
Мне в руки попала секретная карта, её необходимо запомнить, тогда вы будете на верном пути. Что мы видим? (геометрические фигуры) Какая фигура в верхнем правом углу? (круг). В верхнем левом углу, как называются эти фигуры? (квадраты). Сколько их? (2) Назовите фигуры в правом нижнем углу (прямоугольники). Сколько вы видите прямоугольников? (2). А в левом нижнем углу, что находится? (треугольник). Как называется фигура в центре карты? (овал) Какого цвета овал? (синего). Сосчитайте, сколько всего фигур? (7). Внимательно посмотрите на карту и по памяти изобразите эти фигуры.
3. Практическая работа 1.
Воспроизведение карты с геометрическими фигурами по памяти индивидуально. (оценка учащихся)
– Впереди «Цветочная поляна».
Задание.
Найдите на поляне цветок с 6 лепестками.
Есть ли на поляне 2 одинаковых цветка. Сколько всего лепестков у этих цветов? (5+5)
Какая цифра спряталась на полянке? (Цифра 8)
Справились с заданием. Гномик идёт дальше. Какое следующее препятствие ждёт его?
«Болотце». Кто был на болоте? Что там растет? (клюква).
А у нас на математическом болотце цифры разбежались по кочкам. Дети, подойдите к доске и найдите цифру 3, 5, 7 и др. Нашли все цифры.
Задание. Разложите карточки с числами от 1 до 10 и расположите их по порядку. Перед вами числовой ряд.
– Назовите, число, которое стоит после 5. (6). Это число называется следующее. Оно следует за данным числом.
– Покажите число 8. Назовите число, которое стоит перед числом 8. (7) Это число называется предыдущее. Предыдущее число стоит перед данным числом, т. е. впереди. Угадайте число. Оно больше 4, но меньше 6 (5). Это число меньше 10, но больше 8 (9). Справились с заданием.
Гномик отправляется в путь. (Один из учеников передвигает Гномика к следующему пункту).
А перед ним «Озеро». Как же Гномику перебраться через него? Вы, поможете, если выполните задание.
4. Практическая работа 2.
– У вас на листочках ряд чисел от 1 до 9. Соедините пары чисел волшебными мостиками, т. е. 2 числа так, чтобы получилось в сумме число 10. (Проверка).
Вотвы построили мостики через озеро и переправили Гномика, повторив состав числа 10.
Динамическая пауза
– Гномик очень доволен. Скоро он будет дома. Что же мы видим впереди?Посмотрите в бинокль. – Дети руками имитируют бинокль.-Лес.(покачивают руками влево вправо) Ребята, кто живёт в лесу? (Детиназывают птиц и животных). Гномик сможет пройтилес, решив с вами задачи про животных. (Дети передвигают Гномика к пункту «Лес»).
Задание. Решить весёлые задачки.
- У белки в дупле 5 орешков в мешке. Ещё 2 орешка на полке. Посчитайте-ка их, сколько? (7)
- 6 совят в гнезде сидят. Прилетела мать – сова. Сколько птиц стало? (7)
- 5 весёлых медвежат за малиной в лес спешат. Испугался вдруг один, убежал – и след простыл. Сколько смелых медвежат за малиной в лес спешат? (4)
Составление задачи по картинке.
– Кого мы видим? (Ёжиков). Где они находятся? (На лесной полянке). Составьте задачу.
На лесной полянке было 4 ёжика, к ним прибежало ещё 3 ёжика. Сколько ёжиков стало? Больше или меньше стало? (Больше). Назовите решение. 4 ёж. + 3 ёж. = 7 ёж.
Прошёл Гномик лес. Совсем близко дом. Впереди еще одно препятствие,дорога завалена камнями. Чтобы убрать камни, нужно сосчитать примеры, (примерына сложение и вычитание в пределах 10 находятся на обратной стороне « камней»),
Вы помогли Гномику дойти до дома.а домик на замке. Мы ему поможем открыть дом, выполнив задание.
Выдаются карточки с цифрами.
Задание. Соедините между собой цифры по порядку. А самую последнюю цифру 10 соедините с 1. Что у вас получилось? (Ключ). Этим ключом откроем дверь. Ура!
Физкультминутка.
- Потянулись, наклоны: влево, вправо.
- Руками сделаем домик и выглянем из «окна домика» вправо, прямо, влево. Вытянем шею.
- А теперь улыбнулись друг другу. Порадуемся за Гномика, что он с вашей помощью попал домой.
5. Работа с учебником. №45 стр. 95. Проверка задания.
6. Итог урока. Мы сегодня повторили числа от 1 до 10 и выполнили различные задания. Вы очень дружно помогли Гномику добраться до жилища. Я надеюсь, что и в жизни вы сможете оказать помощь людям.
Как мы сегодня поработали? Кто прочитает слово? «Отлично!»