Актуальность
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса.
Д.Б. Эльконин подчеркивал что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития». (Эльконин Д. Б., 1980, с. 60) Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка.
Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования Ивана Петровича Павлова показали, что, чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне. Значению современной коррекционно-развивающей работы уделено много внимания в трудах Льва Семеновича Выготского. Он доказал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро, и что еще более ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно.
Руководствуясь этими убеждениями, считаю, что именно в этот период необходимо работать над развитием восприятия и его свойств у детей младшего дошкольного возраста. В раннем возрасте в процессе действий с предметами ребенок накопил определенный опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный характер, т.е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и другие, не отделяются у ребенка от предмета. Дети видят их слитно с предметом, считают их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии дети видят не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличают предмет от других предметов. Например, трава зеленная, лимон кислый. Действуя с предметами, дети начинают обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает их способность отделять свойства от самого предмета замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. На развивающих занятиях именно этот принцип взаимодействия с предметами и их свойствами учитывается. В связи, с чем к каждому занятию необходимо подбирать и изготавливать наглядный, демонстрационный и раздаточный материал.
Цель и задачи программы
Цель. Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета, узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.
- Продолжить ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия.
- Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
- Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
- Формировать познавательную активность, любознательность и расширять кругозор детей.
Целевая группа – несовершеннолетние дети младшего дошкольного возраста, 3-4 лет, с низким уровнем нервно-психического развития.
Условия реализации программы
Место проведения – ГБУ КО СРЦН «Ровесник»
Сроки реализации – Программа включает в себя 16 занятий, которые проводятся еженедельно в течение 4-5 месяцев, охватывая весь период реабилитации, для лучшего усвоения, наиболее понравившиеся детям занятия, можно повторять.
Время – Длительность занятий 15-30 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.
Оборудование – комната психологической разгрузки, столики, кресла.
Материалы и инструменты – гуашь, карандаши, акварель, кисти, клей ПВА, цв.бумага, бумага белая А-4, магнитофон, диски и аудиокассеты с релаксационной музыкой, детские игрушки.
Количество участников – Состав группы 5-8 детей возраста 3-4 лет.
Содержание программы
Принципы работы:
- Групповая деятельность – социально-психологические занятия.
- Индивидуально-коррекционная работа.
- Консультативная работа.
Методы – психодиагностика, арт-терапия, игро-терапия, дыхательная, язычковая и пальчиковая гимнастики, элементы самомассажа, аутотренинга, релаксации.
Форма – занятия проводятся в игровой форме.
Этапы работы
1. Предварительная работа.
Перед работой по программе предварительно проводится диагностика уровня нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста с использованием «Методики определения уровня нервно-психического развития детей 3-х лет» («Раннее детство» Метод.рекоменд. для педагогов ДОУ. Состав. Матвеева В.С. –Калуга: ИПКРО, 2003).
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий.
Работа по программе.
3. Завершающий этап.
Контрольная диагностика, проводится с целью оценки эффективности программы.
Структура – занятия строятся, по определенной схеме и состоят из трех частей: вводная, основная, заключительная.
– Вводная часть состоит из ритуального приветствия, игровых упражнений на повышения групповой сплоченности, снятие тревожности, настроя на рабочую обстановку и нацеливание на реализацию задач, поставленных перед занятием.
– Основная часть:
- Игры и упражнения на развитие восприятия формы, цвета, величины, развитие мелкой и общей моторики.
- Игры и упражнения, развивающие восприятие пространства, на снятие эмоционального напряжения, либо беседы о временах года, о фруктах и овощах, о праздниках, о домашнем отдыхе, активизирующие речь, память, мышление детей.
– Заключительная часть состоит из выводов, анализа проделанной работы и ритуального прощания.
Тематический план занятий
№ |
Тема |
Цель |
Форма работы |
1 |
Вводное. Красный, желтый, синий, зеленый. |
Создание положительного эмоционального настроя и снятие напряжения, скованности. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Развитие интереса к цвету предметов, разноцветным игрушкам, краскам. Формирование умения различать предметы по цвету, форме, величине и т.д. Развитие тактильной чувствительности, наблюдательности, внимания, мелкой моторики. |
Элементы сказкотерапии с импровизац.; – элементы психодрамы; – игры на развитие навыков общения; – игры на развитие познав. процесс.; – рисование, кляксография; – упражн. на мышечную релакс. (снижают возбуж., напряж.); – дыхат. гимнаст.(успок. нерв. сист.); – мимич. гимнаст. (направлена на снятие общего напряжения, формир. выразит. речи детей); – двигат. упражн., включающие поперемен. или одновремен. выполн. движен. разными руками (способствуют межполушарному взаимодействию); – чтение детских потешек с чередов.движен, темпа и громк. речи (способ. развит. произвол.). |
2 |
Основные цвета – красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. |
||
3 |
Красный цвет. |
||
4 |
Красный цвет. |
||
5 |
Желтый цвет. |
||
6 |
Желтый цвет. |
||
7 |
Зеленый цвет. |
||
8 |
Зеленый цвет. |
||
9 |
Синий цвет. |
||
10 |
Синий цвет. |
||
11 |
Коричневый цвет. |
||
12 |
Коричневый цвет. |
||
13 |
Черный цвет. |
||
14 |
Черный цвет. |
||
15 |
Основные цвета – красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный. |
||
16 |
Заключительное. Основные цвета. |
Подробный план занятий (Приложение 1)
Прогнозируемый результат:
Работая по программе, в процессе действий с предметами, у детей накопится определенный опыт, словарный запас, понимание обращенной к нему речи. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начнет активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения сформируется восприятие. На развивающих занятиях, действуя с предметами, дети начнут обнаруживать их отдельные свойства и разнообразие свойств в предмете, разовьется их способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В связи с чем, у детей младшего дошкольного возраста, повысится уровень развития психических процессов в целом, а также уровень развития восприятия и его свойств.
Литература:
- «Давай познакомимся!» Тренинг. развитие мира соц.взаимоотношений /И.А.Пазухина. – СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010.
- «Давай поиграем!» Тренинг. развитие мира соц.взаимоотношений /И.А.Пазухина. – СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Дошкольное воспитание, февраль 2010, №2.
- «Раннее детство» Метод.рекоменд. для педагогов ДОУ. Состав. Матвеева В.С. – Калуга: ИПКРО, 2003.
- Школьный психолог, сентябрь 2006, №17.