Наверное, нет на Земле человека, который хотя бы раз не играл в песок, не строил что-то из песка. Взаимодействуя с песком, человек творит, и это помогает достичь ему состояние равновесия и покоя. Сегодня игры с песком становятся все более популярными в психологической и педагогической практике. С помощью игр с песком решаются самые сложные коррекционно-развивающие и образовательные задачи в работе с детьми с нарушением зрения. Ведь песок служит хорошим материалом для развития тактильной чувствительности, что является одной из главных задач для развития детей с нарушением зрения, а также для тотально незрячих детей. Также повышается мотивация к занятиям, более интенсивно, интересно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Игра на песке – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач в песочницу дает уникальный эффект. Кроме этого, по мнению многих психологов, песок поглощает негативную энергию и стабилизирует эмоциональное состояние. Использование мини песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Использование игр с песком с раннего возраста способствует:
- развитию тактильной чувствительности;
- развитию мелкой моторики рук;
- развивает координацию движений;
- развивает зрительно-моторную координацию;
- развивает умение концентрировать внимание;
- способствует развитию мышления, внимания, речи, памяти;
- стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.
В своей работе я использую песочный комплект фирмы «Дусимо». В комплект входит ящик из бука с дном из стекла, кварцевый песок, 2 скребка для рисования на песке, инструмент для выравнивания песка, тактильные доски, песочный карандаш, резиновый, шипованный мяч, зеркальная перегородка (рисунок 1).
Рисунок 1
Когда дети начинают играть в песок, они чувствуют его притягательное воздействие. Они сгребают песок, делают узоры, оставляют отпечатки (рисунок 2). Лоток с песком располагается на столе, напротив ребенка, во время работы он может подойти с любой стороны. Можно в работе использовать дополнительные материалы, это мотивирует детей к экспериментированию и развивает воображение. Прозрачное дно дает возможность подкладывать цветной фон, использовать контуры, обводки, что очень важно при работе с детьми с нарушением зрения.
Рисунок 2
В работе с детьми раннего возраста я использую следующие приемы:
- прятанье предметов и игрушек;
- пересыпание песка в разные емкости и разнообразными предметами;
- отпечатки (рисунок 3);
- построение горок, ямок и др.
Рисунок 3
Такие игры способствуют развитию тактильной чувствительности, скоординированности движения рук, развитию мелкой моторики, что очень необходимо детям с нарушением зрения.
Ход занятия
Приветствие.
- Приветствие.
- Уточнение и закрепление правил поведения и использования песка.
- Знакомство и высказывание своих ощущений.
Основная часть.
- Использование тактильных досок, входящих в комплект (перенос изображения на песок).
- Рисование песочным карандашом по контуру или по желанию ребенка (рисунок 4).
- Игры с использованием зеркала, входящего в комплект (дорисуй вторую половину).
Рисунок 4
Прощание.
- Эмоциональное отношение к работе.
- Подведение итогов.
- Мытье рук.