Игры на песке как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Наверное, нет на Земле человека, который хотя бы раз не играл в песок, не строил что-то из песка. Взаимодействуя с песком, человек творит, и это помогает достичь ему состояние равновесия и покоя. Сегодня игры с песком становятся все более популярными в психологической и педагогической практике. С помощью игр с песком решаются самые сложные коррекционно-развивающие и образовательные задачи в работе с детьми с нарушением зрения. Ведь песок служит хорошим материалом для развития тактильной чувствительности, что является одной из главных задач для развития детей с нарушением зрения, а также для тотально незрячих детей. Также повышается мотивация к занятиям, более интенсивно, интересно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Игра на песке – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач в песочницу дает уникальный эффект. Кроме этого, по мнению многих психологов, песок поглощает негативную энергию и стабилизирует эмоциональное состояние. Использование мини песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Использование игр с песком с раннего возраста способствует:

  • развитию тактильной чувствительности;
  • развитию мелкой моторики рук;
  • развивает координацию движений;
  • развивает зрительно-моторную координацию;
  • развивает умение концентрировать внимание;
  • способствует развитию мышления, внимания, речи, памяти;
  • стабилизирует эмоциональное состояние ребенка.

В своей работе я использую песочный комплект фирмы «Дусимо». В комплект входит ящик из бука с дном из стекла, кварцевый песок, 2 скребка для рисования на песке, инструмент для выравнивания песка, тактильные доски, песочный карандаш, резиновый, шипованный мяч, зеркальная перегородка (рисунок 1).

Рисунок 1

Когда дети начинают играть в песок, они чувствуют его притягательное воздействие. Они сгребают песок, делают узоры, оставляют отпечатки (рисунок 2). Лоток с песком располагается на столе, напротив ребенка, во время работы он может подойти с любой стороны. Можно в работе использовать дополнительные материалы, это мотивирует детей к экспериментированию и развивает воображение. Прозрачное дно дает возможность подкладывать цветной фон, использовать контуры, обводки, что очень важно при работе с детьми с нарушением зрения.

Рисунок 2

В работе с детьми раннего возраста я использую следующие приемы:

  • прятанье предметов и игрушек;
  • пересыпание песка в разные емкости и разнообразными предметами;
  • отпечатки (рисунок 3);
  • построение горок, ямок и др.

Рисунок 3

Такие игры способствуют развитию тактильной чувствительности, скоординированности движения рук, развитию мелкой моторики, что очень необходимо детям с нарушением зрения.

Ход занятия

Приветствие.

  1. Приветствие.
  2. Уточнение и закрепление правил поведения и использования песка.
  3. Знакомство и высказывание своих ощущений.

Основная часть.

  1. Использование тактильных досок, входящих в комплект (перенос изображения на песок).
  2. Рисование песочным карандашом по контуру или по желанию ребенка (рисунок 4).
  3. Игры с использованием зеркала, входящего в комплект (дорисуй вторую половину).

Рисунок 4

Прощание.

  1. Эмоциональное отношение к работе.
  2. Подведение итогов.
  3. Мытье рук.