Цели:
- Обобщать и проверить природоведческие знания учащихся.
- Воспитывать уважение, любовь к природе и стремление бережно относится к ней.
- Углублять знания детей в области окружающего мира.
- Развивать речь учащихся, познавательную активность.
Оборудование:
- ИКТ. Маршрут путешествия.
- Плакаты с высказываниями о природе.
- “Ромашка” на доске, на лепестках загадки.
- Карточки с вопросами.
- Жетоны для болельщиков.
- Плакат с кроссвордом. “Загадка-плетёнка”.
- Иллюстрации и книги о природе (выставка).
Ход занятия
Организационный момент:
Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок в нашем классе стало уютнее и светлее (СЛАЙД 1)
Постановка цели урока:
- Сегодня у нас необычный классный час, который называется “Путешествие по экологической тропе” (СЛАЙД 2).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (Ответы учащихся)
Итак, наша цель:
Расширить и углубить знания о природе, о значении природы в жизни человека;
Оказавшись в роли лесных Робинзонов, проверить себя на стойкость и подготовленность.
И самое главное “сдать экзамен” на степень знания природы.
- У нас две команды “Букет” и “Венок”. А также болельщики команд.
- Нам предстоит путешествие по станциям. Посмотрите на карту нашего путешествия (СЛАЙД 3). Оно начинается от школы и заканчивается школой. (Перечисление станций). Остановки оцениваются по балльной системе от 1 балла до 10.
- Вы, ребята, болельщики, будете помогать своим командам, и приносить им дополнительные баллы. За правильный ответ будет даваться жетоны. В конце урока подсчитаем их и выявим лучших знатоков природы.
Наше жюри .... (Представление).
- Обратите внимание на оформление доски (иллюстрации). Какая представлена здесь природа? (Ответы детей).
- Для начала, ребята, давайте выясним, что такое природа.
(Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы, микробы – всё это природа).
- На какие две группы можно разделить природу?
(Живая и неживая природа).
- Молодцы! Итак, мы выяснили, что такое природа и можем отправляться в путь.
Конкурсы:
1 станция “Цветочная поляна” (гиперссылка):
- Первая наша остановка на цветочной поляне (СЛАЙД 4).
На доске ромашка. На лепестках ромашки написаны загадки. Команды по очереди отрывают лепесток, читают загадку и отгадывают её (приложение 1). Правильный ответ – 1 балл (возврат домой).
2 станция “Берёзовый сундучок” (гиперссылка):
- Вам, ребята, надо определить по описанию, ветка какого растения в сундучке (СЛАЙД 5). За правильный ответ команда получает 3 балла.
Для 1 команды:
Это ветка многолетнего дикорастущего древесного растения. Из древесины получают лыжи, мебель, фанеру, из листьев – краску, из веток – веники и мётлы, из почек – лекарство. (Берёза).
(Если вдруг затрудняются ответить, загадка:
Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не голова).
Для 2 команды:
Это ветка многолетнего дикорастущего растения. Возраст молодого дерева определить легко, а взрослого – трудно. Древесина идёт на изготовление телеграфных столбов, мачт кораблей. Богата смолой, листья – витаминами С. (Сосна).
(Если не могут ответить, загадка:
Этой бабке 100 лет,
Горба у неё нет,
Высоконько торчит,
Далёконько глядит,
Придёт смерть за старушкой,
Станет избушкой.)
По щелчку из сундучка появляется изображение листика березы и ветки сосны (возврат домой).
3 станция “Бурелом” (гиперссылка):
- Путешествуя по лесу, мы забрались в самую чащу (СЛАЙД 6). Выбраться сможет та команда, которая правильно и подробно объяснит свой ответ на вопрос.
(За правильный ответ – 4 балла, за правильный ответ и подробное объяснение – 5 баллов).
Вопросы для 1 команды:
Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц?
(Потому что запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет).
Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?
(На молодых деревьях ещё недостаточно семян для восстановления новых растений).
Вопросы для 2 команды:
Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?
(Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугать-ся шума и уйти).
Почему дятла называют “помощником” других птиц?
(Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи) (приложение 2)
Пока команды думают над заданиями, конкурс для болельщиков. (приложение 3.)
- Справились с трудной задачей, нашли выход из лесной чащи (возврат домой). Стоим на тропинке, по которой предстоит пройти.
4 станция “Лесная тропинка” (шифровальная) (гиперссылка):
- Кто правильно пройдёт по “тропинке” (СЛАЙД 7), узнает, какое предложение зашифровано (приложение 7). В каждом “островке”: вопрос и два предполагаемых ответа. Выберите нужный ответ, обратите внимание на выделенную в нём букву, и стрелочка с этой буквой поведёт тебе в нужном направлении. За правильный ответ 10 баллов.
(Зашифрованное предложение: “Берегите лес от пожара”).
- Пока команды пытаются расшифровать предложение. Игра с болельщиками.
Два болельщика от каждой команды выходят и стараются как можно быстрее собрать картинки (изображение животного или растений).
Другие два болельщика отвечают на вопросы. Должно получится слово “ДРУГ” (приложение 4).
– Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие. (приложение 5).
(Воробей, скворец, кукушка, снегирь, глухарь, соловей, пеликан).
- А какие птицы есть у нас в округе? (Ответы детей).
– Составьте слова (приложение 6).
- Ну вот, наконец, команды справились с заданием. Получилось предложение “Берегите лес от пожара”.
Человек должен беречь лес от огня, от загрязнения, от бездумного уничтожения зверей, птиц, растений. Если не позаботиться о защите природы, то погибнет наша планета. Поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов “Красной книги”, куда были занесены эти растения и животные.
Существует целая наука, ЭКОЛОГИЯ (в переводе с греческого “учение о доме”), занимающаяся проблемами сохранения природы (возврат домой).
5 станция: “Конкурс капитанов” (гиперссылка):
- Вот мы и добрались до последней станции (СЛАЙД 8).
(Капитаны выбирают себе задания).
1 задание: Используя условные знаки, расскажите о влиянии человека на природу (приложение 8).
2 задание: Используя условные знаки, составьте цепь питания (приложение 9).
- Пока команды готовятся, болельщики помогают своим командам. Вам было задано домашнее задание подготовить материал о животных, занесённых в Красную книгу. Выслушаем сообщения болельщиков команд.
Выходят капитаны и отвечают на задания.
За подробный полный ответ – 10 баллов.
- Молодцы, ребята! (СЛАЙД 9) – возврат домой.
Подведение итогов:
- Ну вот подошло к концу наше путешествие (СЛАЙД 2 – карта путешествия).
- Поднимите руки, кому понравилось, наше путешествие.
- Что наиболее вам показалось интересным?
- Что нового вы узнали?
- Вы показали себя настоящими знатоками природы, показали свои знания. Поднимите руки, у кого жетончики. (Подсчёт баллов).
- Наконец, жюри подвело итоги. Победила команда “...”. Ну а мы с вами возвращаемся в нашу школу (гиперссылка - школа).
Награждение команд и болельщиков грамотами, призами.
Использованная литература.
- Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры)/ Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Лёвина С.А. Начальная школа. Математика, чтение, природоведение. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) / Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Юдина И.Г. Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы. – Волгоград, 2002.