Слова лексической группы "Посуда", звуки [п], [п'], буквы "П, п"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: актуализировать в активном словаре детей слова лексической группы “Посуда”, вычленить звуки [п], [п,], познакомить детей с буквами П, п

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в группе.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

1. Актуализация словаря и создание мотивации к изучению темы занятия

Учитель загадывает детям загадку: Сама не ем, а людей кормлю. Дети отгадывают: “посуда”. В случае затруднения учитель предлагает детям “подсказку”: назовите одним словом предметы, изображённые на стр. 68 1 части пособия “От слова к букве”

Рассматривание картинки “Посуда” в пособии “От слова к букве” (1 часть, стр. 68, автор Н. А. Федосова, М., Просвещение, 2012)

2. Дети “помогают” художнику дорисовать рисунок.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

  1. Какую посуду видим на рисунке? (Предполагаемые ответы: кастрюли, чайник, кофейник, ковш, тарелки).
    В случае затруднения учитель сам называет и показывает предметы.
  2. Для чего служит посуда? (Предполагаемые ответы: для того, чтобы готовить пищу и кушать)
  3. Чем занята семья, изображённая на рисунке? (Предполагаемые ответы: обедает, готовится к обеду)
  4. Как мы догадались об этом? (Предполагаемые ответы: бабушка разливает суп, дедушка режет хлеб, мама раскладывает салат, дети сидят за накрытым столом)

Подходит ли к этой ситуации стихотворение:

“Очень вкусно пахнет щами.
Кто обедать будет с нами?”

(Предполагаемые ответы: да, на рисунке как раз изображена эта ситуация, так сказать могут дети или взрослые, изображённые на этом рисунке).

Учитель предлагает детям повторить стишок наизусть, объясняет, как произнести эти слова выразительно, “показывает” голосом вопросительную интонацию.

3. Чистоговорки:

По-по-по – песню пой.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Пу-пу-пу – летит пух.
Уп-уп-уп – готовлю суп.

Дети повторяют слоги и слова вслед за учителем. Затем учитель спрашивает: какую посуду возьмем, чтобы готовить суп? А чтобы есть? (Предполагаемые ответы: кастрюля, тарелки, половник, ложки) Учитель уточняет понятие “столовые приборы”: это ложки, половник.

4. Ролевая игра по теме занятия.

Дети делятся на группы 5-6 человек. Учитель предлагает распределить роли в каждой группе, кто будет мамой, бабушкой, папой, дедушкой, детьми. В случае затруднения пользуемся считалкой. Затем учитель организует игру “Обед”. Дети “готовят” обед: называют посуду, которой пользуются (из игрушечного набора или картинки), продукты (картинки), столовые приборы, накрывают стол, садятся обедать. Учитель спрашивает:

Знаете ли, что надо сделать после обеда? (Предполагаемые ответы: поблагодарить, помыть посуду).

5. Разучивание скороговорки

Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.

Дети повторяют слова за учителем, показывают движения, которыми моют посуду, вытирают.

6. Выделение звуков [п], [п,], их характеристика.

Учитель предлагает детям отгадать загадки со стр. 69 (читает учитель) и выделить первый звук в каждой отгадке.

Затем учитель называеть предметы посуды и предлагает детям выделять голосом первый звук в каждом слове. Слова: тарелка, сито, миска, кофейник, кастрюля, чайник, блюдце, сахарница, чашка, солонка, сковорода.

  • Назовите одним словом эти предметы (Предполагаемые ответы: “посуда”)
  • Выделите первый звук в этом слове [п].
    Посмотрите на картинки на стр. 46 2 части пособия “От слова к букве”. Назовите, что изображено на картинках в верхней части страницы (Предполагаемые ответы: пони, Петя).
  • Назовите первые звуки в каждом слове.
  • В каком из слов первый звук такой же, как в слове “посуда”?

(Предполагаемые ответы: “пони”) Учитель просит детей повторить звуки, определяет с ними гласные, согласные, твердые, мягкие. Дети раскрашивают схематические изображения звуков.

7. Подвижная игра “Летает – не летает”.

Учитель называет слова и предлагает детям “махать крыльями” в том случае, если называемый предмет обозначает летающее насекомое или птицу. Учитель называет животных со стр. 46.

8. Работа по рисунку на стр. 46.

Учитель спрашивает детей: кого на рисунке в нижней части страницы тоже можно назвать Петей? (Предполагаемые ответы: петушка)

Учитель предлагает детям навать животных, изображённых на рисунке и определить первые звуки, рассказать о них. (слова: поросёнок, паук, пеликан, пчёлы, рыба, попугай, подсолнух, помидор)

Учитель спрашивает: что лишнее на рисунке? (Предполагаемые ответы: рыба – нет звуков [п], [п,], помидор – не раскрашен) Дети раскрашивают помидор.

9. Знакомство с буквой П.

Учитель показывает крупное изображение буквы П на карточке, предлагает детям найти такую же букву на стр. 47.

Дети обводят карандашом все найденные буквы.

  • На что она похожа? (Буква П – дверной проём, не пройти туда вдвоём! На хокке, на футболе буква П – ворота в поле.)
  • Учитель предлагает детям назвать гласные звуки, произнести слоги с буквой П (задание на стр. 47 2 части пособия).
  • Моделирование образа буквы П из куска мягкой проволоки, счётных палочек, кубиков LEGO
  • “Печатание” буквы П на больших листах бумаги цветными карандашами
  • Затем дети “строят” букву из элементов на стр. 47, обводят цветными карандашами её образ на рисунках.

Разучивание скороговорки со стр. 47, определение букв П, п по заданию пособия.

После занятия учитель может предложить родителям прочитать детям дома сказку К. Чуковского “Федорино горе”, обсудить её содержание, назвать посуду, которая действует в этой сказке.

Список литературы.

  1. Н.А. Федосова “От слова к букве” Москва, Просвещение, 2012