Факультативное занятие по теме "Этот неизвестный океан"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Расширить кругозор учащихся о неизвестном океане.
  2. Развивать воображение, эмоциональную сферу учащихся.
  3. Приобщать к детской, научно- художественной, справочной, энциклопедической литературе.
  4. Развивать навыки самостоятельной работы с ней.
  5. Воспитывать бережное отношение к водным пространствам планеты, к флоре и фауне океана.

Оборудование: справочная, энциклопедическая литература, презентация на слайдах.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте.

- Сегодня на занятии нам предстоит совершить увлекательное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку:

  • Кругом вода, а с питьём беда.

Слайд 1

- Конечно же, это водное пространство нашей планеты – океаны. И тема нашего занятия «Этот неизвестный океан».

II. Повторение имеющихся знаний.

- Как называется планета, на которой мы живём? (Земля.)

- Почему нашу планету называют голубой?

Комментарии к слайду 2. Землю называют голубой планетой, т.к. 71% её поверхности занимают океаны, а 29% – это суша: острова и континенты. Испокон веку море играло важную роль в жизни людей: оно позволяло им выжить благодаря своим огромным ресурсам и способствовало развитию многих прибрежных государств за счёт торговли, завоеваний и исследования планеты. Но в наши дни чрезмерное использование ресурсов моря, загрязнение и потепление климата несут угрозу хрупкому равновесию.

- А что такое океан?

Комментарии к слайду 3. Океаны – это большие пространства солёной воды, включающие в себя многочисленные моря. Морская вода состоит на 96% воды и на 4% из соли. Без них люди жили бы на одном едином континенте.

- А сколько в мире насчитывают океанов, и какие?

В мире насчитывают пять океанов:

  1. Тихий.
  2. Атлантический.
  3. Индийский.
  4. Северный Ледовитый.
  5. Южный (официально признан в 2000 году).

III. Основная часть.

Комментарии к слайду 4. Океаны исключительно богаты различными формами жизни. Сотни тысяч различных видов животных и растений живут в морской среде, формируя пищевую цепь, когда одни виды питаются другими. Тесное соседство этих видов и среды их обитания формирует то, что принято называть экосистемой.

- Ребята, обратите внимание, сегодня мы вводим новый, ещё не знакомый вам термин «экосистема». С ним вы будете часто сталкиваться на уроках биологии, географии в старших классах.

Комментарии к слайду 5. Океан можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества:

  1. Сообщество поверхности воды.
  2. Сообщество толщи воды.
  3. Донное сообщество.
  4. Сообщество кораллового рифа.
  5. Глубоководное сообщество.

Комментарии к слайду 4. В море обитает более 20 000 видов рыб и многочисленные морские млекопитающие, которые зачастую находятся под угрозой исчезновения из-за чрезмерного вылова.

- Сегодня мы более подробно остановимся на крупных представителях океанической фауны: акулах, кетах, дельфинах.

Комментарии к слайду 6. Акулы (класс Хрящевые рыбы): это крупные (до 18 метров в длину) и сильные рыбы вытянутой формы, со спинным плавником, двумя грудными плавниками и челюстью в форме дуги. Насчитывают около 450 видов акул, в том числе китовая акула, гигантская акула, рыба-молот, голубая и серая акула.
АКУЛА КИТОВАЯ (Rhincodon typus) единственный вид семейства. Это самая крупная из ныне живущих рыб, достигающая 20 м в длину, весит около 20 000 кг. Она медленно плавает, раскрыв рот, ширина которого доходит до 2 метров и поглощая планктон и мелкую рыбёшку.

Комментарии к слайду 7. Опасность для человека представляют несколько видов акул: белая, тигровая, тупорылая, серая. Обитают акулы в прибрежной или в открытом море в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
АКУЛА ТИГРОВАЯ (Galeocerdo cuvier) один из наиболее широко распространенных и крупных видов – обитает в тропических и субтропических водах всех океанов.
АКУЛА ТУПОРЫЛАЯ (Carcharhinus leucas) – эти акулы, достигающие 3,6 м в длину, населяют прибрежные районы тропической области. Встречаются во всех океанах. Нередко заходят в реки и другие пресные водоёмы.

- А что же из себя представляет белая акула?

Комментарии к слайду 8.
АКУЛА БЕЛАЯ (Carcharodon carcharias) которую правильнее назвать кархародон достигает особенно значительных размеров – самая крупная из современных хищников. Чаще всего именно эта акула нападает на человека и «атакует» даже лодки с людьми. Большую часть времени проводит в одиночестве, в движении. Продолжительность жизни предположительно 30-40 лет. У акулы сильное торпедообразное тело. Поэтому она является самой быстрой рыбой на земле.
Для кархородона характерны очень большие до 5 см и широкие зубы. Они похожи на зубья пилы и помогают ей удерживать добычу. У всех акул износившиеся и потерянные зубы заменяются новыми. Зубы растут рядами, один за другим, используются только зубы первого ряда, в случае замены на их место выдвигаются зубы из заднего ряда.

Комментарии к слайду 9. Нападающая акула поднимает пасть таким образом, что её зубы выдвигаются вперёд и вонзаются в беззащитную жертву. После этого акула вырывает большой кусок мяса из тела жертвы. Взрослая акула, напавшая на крупную добычу, может вырвать кусок массой 60-70 кг.

Комментарии к слайду 10. Серая акула довольно ленива и медленно плавающая рыба. Ёе длина: от 1,5 м до 4 м. Активна и днём и ночью. Практически всеядна. Питается рыбой, ракообразными и головоногими моллюсками. Некоторые виды серых акул очень опасны для человека, но их можно приручить и научить брать пищу с рук, при этом они даже не пытаются укусить человека. У акулы рождается около 14 детёнышей, которые после рождения напоминают миниатюрные копии взрослых особей.

- Следующий представитель фауны океана – это КИТЫ.

Комментарии к слайду 11.
КИТЫ (отряд Китообразные) – крупные морские млекопитающие, оснащённые плавниками. Их насчитывают 79 видов, в том числе белый кит (белуха), синий кит, серый кит, гладкий кит, полосатик, кашалот, косатка, нарвал (единорог), дельфин и морская свинья.
Одним из предков китообразных были базилозавры, обитавшие в древних морях 40млн. лет назад. Они вели исключительно водный образ жизни и никогда не выходили на сушу. В ходе исследований, проведённых в 80-х гг. ХХв. Обнаружен удивительный факт: оказывается, у базилозавров были ноги, длиной около полуметра. Едва ли они помогали древним китам плавать и тем более передвигаться по суше. Учёные высказали предложение, что базилозавры могли использовать их для объятий во время брачных игр.

Слайд 12. Отряд китообразных очень разнообразен. Самое крупное животное – Синий кит.

Комментарии к слайду 13.
СИНИЙ КИТ – это крупнейшее животное из когда-либо существовавших на Земле. Длина: 25-30 м. Масса: 80 000 – 130 000 кг. Привычки: держатся стадами. Пища: планктоноед. Продолжительность жизни: 80 лет. Киты всплывают на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Присутствие кита выдаёт характерный фонтан.

Комментарии к слайду 14.
КОСАТКА. Вес: от 2 000 до 9 000 кг. Длина: 7 м. Охотятся стадами, объединяются 2 или 3 рода (до 20 особей). Особи одного рода связаны между собой на всю жизнь. Косатки переговариваются резкими вскриками, которые внушают ужас другим млекопитающим. Является хищником. Её меню отличается большим разнообразием. Входят в него и кальмары, и рыбы, и птицы, и морские черепахи, и тюлени, и дельфины. Иногда нападают на таких крупных животных как Синий кит. Косатки никогда не нападают на человека, а стычки внутри стаи случаются крайне редко. Продолжительность жизни: 25-35 лет .

- А сейчас, ребята, немного отдохнём.

Физкультурная минутка.

Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке-землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся всё выше –
Выше дома, выше крыши.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
Погуляли хорошо
Завтра повторим ещё.

- Следующим представителем животного мира океанов, которого мы рассмотрим – это ДЕЛЬФИНЫ.

Комментарии к слайду 15.
ДЕЛЬФИНЫ (семейство Дельфиновые): у этих китообразных вытянутое рыло в форме клюва, тело обтекаемой формы и очень гладкая кожа, что позволяет им быстро перемещаться (до 45 км/ч). Это общественные, игривые и умные животные, которые способны общаться с другими членами своей группы при помощи ультразвука. Дельфинов едят акулы и косатки. Спят дельфины недалеко от водной поверхности и в момент, когда им необходим воздух, поднимаются наверх. Учёные выдвинули гипотезу, что это животное, с очень хорошо развитым мозгом, одно из самых умных после человека.

Комментарии к слайду 16.
АФАЛИНА – быстро плавающее животное. Длина: 2,3-3 м. Вес: 150-275 кг. Общаются на своеобразном языке, состоящем из разных свистов и писков. Держатся стаями. Продолжительность жизни: 25 - 30 лет. В пасти афалины есть от 18 до 28 пар маленьких зубов вверху и на 1-3 пары меньше внизу. Дельфин может выпрыгнуть из воды для того, чтобы посмотреть, где охотятся птицы, ведь там, вероятнее всего, есть рыбы, которыми он питается. Дельфинов этого вида часто содержат в дельфинариях.

- Следующий вид дельфинов СТЕНЕЛЛЫ.

Комментарии к слайду 17.
СТЕНЕЛЛЫ или продельфины, в зависимости от возраста и места обитания, их тела могут покрывать светлые пятна или полосы, плавники у них без отметин. Длина тела: 210-270 см. Масса: 100-140 кг. Привычки: держатся группами, состоящими их 3-4 особей. Пища: рыба, каракатицы. Продолжительность жизни: 15-25 лет.
Стенеллы, обитающие в прибрежных водах имеют более пятнистую окраску. Не являются исчезающим родом, однако, ежегодно множество гибнет в сетях для ловли тунца и от рыбацких гарпунов.

- Человек очень рано стал пытаться приручить море. Сначала люди начали рыбачить вдоль берегов на хрупких лодках, затем – строить порты и отправляться в дальние плавания, чтобы открывать новые земли и расширять территорию.

Комментарии к слайду 18. Во все времена человек использовал морские ресурсы, будь то огромные количества рыбы, раков или морских моллюсков, или в наше время ценнейшие запасы нефти и газа. Но резкий рост объёмов промышленного рыболовства и растущая эксплуатация месторождений нефти и газа со второй половины ХХ века серьёзно угрожают ресурсам, считавшимся как-то неистощимыми.
С 1950 по 2000 год вылов рыбы увеличился более чем в 8 раз. По мнению учёных, если вылов некоторых видов, находящихся под угрозой исчезновения, не будет значительно снижен в ближайшие годы, он может повлечь их окончательное исчезновение.
С 1930 по 1931 год у берегов Антарктиды китобои убили 30 тыс. синих китов. В настоящее время их насчитывается только 2000.
В марте 2005 года ООН объявила тревогу о вылове рыбы свыше нормы.
В настоящее время постоянно растёт разведение рыбы в искусственных условиях.

Комментарии к слайду 19. В поисках чёрного золота в наши дни, большая часть бурения нефтяных или газовых скважин в море осуществляется с платформ, зафиксированных на дне огромными сваями. По дну морей и океанов проложены нефте- и газо- проводы, по которым на побережье поступает нефть. Крупные порты всегда способствовали торговле и связям между странами в течение многих веков.

Комментарии к слайду 20. Начиная с 60-х годов ХХ века значительно возросло количество нефтяных танкеров и грузовых судов, что привело к небывалому загрязнению морей и океанов, ставя под угрозу выживание многих видов морской флоры и фауны. Действующие законы, нацелены на защиту морских ресурсов смехотворны в сравнении с опасностью, которую несут многочисленные суда с отходами, ходящими во всех морях планеты.
Список судов, потерпевших крушение или сбросивших груз в море, причиняя многомиллионные убытки, можно продолжать очень долго.
Регионы, страдающие от регулярных крушений, загрязнивших побережье, нанёсших сильный урон местной экономике (рыбная ловля, туризм, разведение устриц), погубивших тысячи птиц, увязших нефти и уничтоживших часть богатой морской растительности.
Разрушает морские экосистемы промышленное загрязнение, сброс отработанных вод и канализации в океаны.
Но одной из самых больших опасностей нависших над флорой и фауной океана является захоронение на дне океанов радиоактивных отходов (в Японском море), слив радиоактивных жидкостей с атомных станций.

Комментарии к слайду 21. Многие страны начали реагировать на разрушение морских экосистем, принимая законы, направленные на защиту видов, находящихся в опасности. Увы, эти законы редко соблюдаются.
В 2005 году вступило в силу соглашение, ратифицированное 141 страной. Его целью является ограничение выброса в атмосферу вредных газов. Потепление климата, вызванное этими газами, выделяемыми заводами и автомобилями, угрожает морской среде и прибрежному населению. Отказ США подписать протокол, несмотря на его скромные цели (сократить выбросы к 2012 г.) не вызывает особого оптимизма. Т.К. четверть объёма газа, вызывающего парниковый эффект, происходит от данной страны. В России выбросы то же немалы.

IV. Обобщение.

Слайд 22

- На занятии вы получили большой объём информации. Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины. У вас на столах лежат таблички с номерами ответов. Я читаю вопрос, а вы поднимаете табличку с номером правильного ответа.

Викторина.

1) Почему море синее? Слайд 23

  1. Потому что в нём отражается небо.
  2. Потому что вода синего цвета.
  3. Потому что дно синего цвета.

2) Какая рыба самая быстрая на земле? Слайд 24

  1. Кит.
  2. Щука.
  3. Акула.

3) Правда ли что на глубине в океанах отсутствует жизнь? Слайд 25

  1. Да.
  2. Нет.

4) Что используется для удаления нефтяного загрязнения на поверхности океана? Слайд 26

  1. Моющие средства.
  2. Солома.
  3. Опилки.

5) Как называется неправительственная организация, которая борется с перевозкой по океану опасных грузов? Слайд 27

  1. Гримпис.
  2. Гринвотер.
  3. Фривотер.

V. Итог.

Слайд 28

- Наше занятие подходит к завершению. Сегодня мы совершили путешествие в подводный мир океанов, открытии неизвестные тайны животного мира, использование океанов в хозяйственной деятельности человека и как он на него влияет.

- Понравилось ли вам занятие? Если да, то чем оно вам понравилось?

- Что вы уже знали и что узнали нового?

- А что для вас было самым интересным на занятии?

- А что бы вы хотели узнать на следующем занятии?