Цели:
- Расширить кругозор учащихся о неизвестном океане.
- Развивать воображение, эмоциональную сферу учащихся.
- Приобщать к детской, научно- художественной, справочной, энциклопедической литературе.
- Развивать навыки самостоятельной работы с ней.
- Воспитывать бережное отношение к водным пространствам планеты, к флоре и фауне океана.
Оборудование: справочная, энциклопедическая литература, презентация на слайдах.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте.
- Сегодня на занятии нам предстоит совершить увлекательное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку:
- Кругом вода, а с питьём беда.
- Конечно же, это водное пространство нашей планеты – океаны. И тема нашего занятия «Этот неизвестный океан».
II. Повторение имеющихся знаний.
- Как называется планета, на которой мы живём? (Земля.)
- Почему нашу планету называют голубой?
Комментарии к слайду 2. Землю называют голубой планетой, т.к. 71% её поверхности занимают океаны, а 29% – это суша: острова и континенты. Испокон веку море играло важную роль в жизни людей: оно позволяло им выжить благодаря своим огромным ресурсам и способствовало развитию многих прибрежных государств за счёт торговли, завоеваний и исследования планеты. Но в наши дни чрезмерное использование ресурсов моря, загрязнение и потепление климата несут угрозу хрупкому равновесию.
- А что такое океан?
Комментарии к слайду 3. Океаны – это большие пространства солёной воды, включающие в себя многочисленные моря. Морская вода состоит на 96% воды и на 4% из соли. Без них люди жили бы на одном едином континенте.
- А сколько в мире насчитывают океанов, и какие?
В мире насчитывают пять океанов:
- Тихий.
- Атлантический.
- Индийский.
- Северный Ледовитый.
- Южный (официально признан в 2000 году).
III. Основная часть.
Комментарии к слайду 4. Океаны исключительно богаты различными формами жизни. Сотни тысяч различных видов животных и растений живут в морской среде, формируя пищевую цепь, когда одни виды питаются другими. Тесное соседство этих видов и среды их обитания формирует то, что принято называть экосистемой.
- Ребята, обратите внимание, сегодня мы вводим новый, ещё не знакомый вам термин «экосистема». С ним вы будете часто сталкиваться на уроках биологии, географии в старших классах.
Комментарии к слайду 5. Океан можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества:
- Сообщество поверхности воды.
- Сообщество толщи воды.
- Донное сообщество.
- Сообщество кораллового рифа.
- Глубоководное сообщество.
Комментарии к слайду 4. В море обитает более 20 000 видов рыб и многочисленные морские млекопитающие, которые зачастую находятся под угрозой исчезновения из-за чрезмерного вылова.
- Сегодня мы более подробно остановимся на крупных представителях океанической фауны: акулах, кетах, дельфинах.
Комментарии к слайду 6. Акулы (класс Хрящевые рыбы): это крупные (до
18 метров в длину) и сильные рыбы вытянутой формы, со спинным плавником, двумя
грудными плавниками и челюстью в форме дуги. Насчитывают около 450 видов акул, в
том числе китовая акула, гигантская акула, рыба-молот, голубая и серая акула.
АКУЛА КИТОВАЯ (Rhincodon typus) единственный вид семейства. Это самая крупная из
ныне живущих рыб, достигающая 20 м в длину, весит около 20 000 кг. Она медленно
плавает, раскрыв рот, ширина которого доходит до 2 метров и поглощая планктон и
мелкую рыбёшку.
Комментарии к слайду 7. Опасность для человека представляют несколько
видов акул: белая, тигровая, тупорылая, серая. Обитают акулы в прибрежной или в
открытом море в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
АКУЛА ТИГРОВАЯ (Galeocerdo cuvier) один из наиболее широко распространенных и
крупных видов – обитает в тропических и субтропических водах всех океанов.
АКУЛА ТУПОРЫЛАЯ (Carcharhinus leucas) – эти акулы, достигающие 3,6 м в длину,
населяют прибрежные районы тропической области. Встречаются во всех океанах.
Нередко заходят в реки и другие пресные водоёмы.
- А что же из себя представляет белая акула?
Комментарии к слайду 8.
АКУЛА БЕЛАЯ (Carcharodon carcharias) которую правильнее назвать кархародон
достигает особенно значительных размеров – самая крупная из современных
хищников. Чаще всего именно эта акула нападает на человека и «атакует» даже
лодки с людьми. Большую часть времени проводит в одиночестве, в движении.
Продолжительность жизни предположительно 30-40 лет. У акулы сильное
торпедообразное тело. Поэтому она является самой быстрой рыбой на земле.
Для кархородона характерны очень большие до 5 см и широкие зубы. Они похожи на
зубья пилы и помогают ей удерживать добычу. У всех акул износившиеся и
потерянные зубы заменяются новыми. Зубы растут рядами, один за другим,
используются только зубы первого ряда, в случае замены на их место выдвигаются
зубы из заднего ряда.
Комментарии к слайду 9. Нападающая акула поднимает пасть таким образом, что её зубы выдвигаются вперёд и вонзаются в беззащитную жертву. После этого акула вырывает большой кусок мяса из тела жертвы. Взрослая акула, напавшая на крупную добычу, может вырвать кусок массой 60-70 кг.
Комментарии к слайду 10. Серая акула довольно ленива и медленно плавающая рыба. Ёе длина: от 1,5 м до 4 м. Активна и днём и ночью. Практически всеядна. Питается рыбой, ракообразными и головоногими моллюсками. Некоторые виды серых акул очень опасны для человека, но их можно приручить и научить брать пищу с рук, при этом они даже не пытаются укусить человека. У акулы рождается около 14 детёнышей, которые после рождения напоминают миниатюрные копии взрослых особей.
- Следующий представитель фауны океана – это КИТЫ.
Комментарии к слайду 11.
КИТЫ (отряд Китообразные) – крупные морские млекопитающие, оснащённые
плавниками. Их насчитывают 79 видов, в том числе белый кит (белуха), синий кит,
серый кит, гладкий кит, полосатик, кашалот, косатка, нарвал (единорог), дельфин
и морская свинья.
Одним из предков китообразных были базилозавры, обитавшие в древних морях 40млн.
лет назад. Они вели исключительно водный образ жизни и никогда не выходили на
сушу. В ходе исследований, проведённых в 80-х гг. ХХв. Обнаружен удивительный
факт: оказывается, у базилозавров были ноги, длиной около полуметра. Едва ли они
помогали древним китам плавать и тем более передвигаться по суше. Учёные
высказали предложение, что базилозавры могли использовать их для объятий во
время брачных игр.
Слайд 12. Отряд китообразных очень разнообразен. Самое крупное животное – Синий кит.
Комментарии к слайду 13.
СИНИЙ КИТ – это крупнейшее животное из когда-либо существовавших на Земле.
Длина: 25-30 м. Масса: 80 000 – 130 000 кг. Привычки: держатся стадами. Пища:
планктоноед. Продолжительность жизни: 80 лет. Киты всплывают на поверхность,
чтобы вдохнуть воздух. Присутствие кита выдаёт характерный фонтан.
Комментарии к слайду 14.
КОСАТКА. Вес: от 2 000 до 9 000 кг. Длина: 7 м. Охотятся стадами, объединяются 2
или 3 рода (до 20 особей). Особи одного рода связаны между собой на всю жизнь.
Косатки переговариваются резкими вскриками, которые внушают ужас другим
млекопитающим. Является хищником. Её меню отличается большим разнообразием.
Входят в него и кальмары, и рыбы, и птицы, и морские черепахи, и тюлени, и
дельфины. Иногда нападают на таких крупных животных как Синий кит. Косатки
никогда не нападают на человека, а стычки внутри стаи случаются крайне редко.
Продолжительность жизни: 25-35 лет .
- А сейчас, ребята, немного отдохнём.
Физкультурная минутка.
Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
Нашей матушке-землице
В пояс надо поклониться.
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся всё выше –
Выше дома, выше крыши.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
Погуляли хорошо
Завтра повторим ещё.
- Следующим представителем животного мира океанов, которого мы рассмотрим – это ДЕЛЬФИНЫ.
Комментарии к слайду 15.
ДЕЛЬФИНЫ (семейство Дельфиновые): у этих китообразных вытянутое рыло в форме
клюва, тело обтекаемой формы и очень гладкая кожа, что позволяет им быстро
перемещаться (до 45 км/ч). Это общественные, игривые и умные животные, которые
способны общаться с другими членами своей группы при помощи ультразвука.
Дельфинов едят акулы и косатки. Спят дельфины недалеко от водной поверхности и в
момент, когда им необходим воздух, поднимаются наверх. Учёные выдвинули
гипотезу, что это животное, с очень хорошо развитым мозгом, одно из самых умных
после человека.
Комментарии к слайду 16.
АФАЛИНА – быстро плавающее животное. Длина: 2,3-3 м. Вес: 150-275 кг.
Общаются на своеобразном языке, состоящем из разных свистов и писков. Держатся
стаями. Продолжительность жизни: 25 - 30 лет. В пасти афалины есть от 18 до 28
пар маленьких зубов вверху и на 1-3 пары меньше внизу. Дельфин может выпрыгнуть
из воды для того, чтобы посмотреть, где охотятся птицы, ведь там, вероятнее
всего, есть рыбы, которыми он питается. Дельфинов этого вида часто содержат в
дельфинариях.
- Следующий вид дельфинов СТЕНЕЛЛЫ.
Комментарии к слайду 17.
СТЕНЕЛЛЫ или продельфины, в зависимости от возраста и места обитания, их тела
могут покрывать светлые пятна или полосы, плавники у них без отметин. Длина
тела: 210-270 см. Масса: 100-140 кг. Привычки: держатся группами, состоящими их
3-4 особей. Пища: рыба, каракатицы. Продолжительность жизни: 15-25 лет.
Стенеллы, обитающие в прибрежных водах имеют более пятнистую окраску. Не
являются исчезающим родом, однако, ежегодно множество гибнет в сетях для ловли
тунца и от рыбацких гарпунов.
- Человек очень рано стал пытаться приручить море. Сначала люди начали рыбачить вдоль берегов на хрупких лодках, затем – строить порты и отправляться в дальние плавания, чтобы открывать новые земли и расширять территорию.
Комментарии к слайду 18. Во все времена человек использовал морские
ресурсы, будь то огромные количества рыбы, раков или морских моллюсков, или в
наше время ценнейшие запасы нефти и газа. Но резкий рост объёмов промышленного
рыболовства и растущая эксплуатация месторождений нефти и газа со второй
половины ХХ века серьёзно угрожают ресурсам, считавшимся как-то неистощимыми.
С 1950 по 2000 год вылов рыбы увеличился более чем в 8 раз. По мнению учёных,
если вылов некоторых видов, находящихся под угрозой исчезновения, не будет
значительно снижен в ближайшие годы, он может повлечь их окончательное
исчезновение.
С 1930 по 1931 год у берегов Антарктиды китобои убили 30 тыс. синих китов. В
настоящее время их насчитывается только 2000.
В марте 2005 года ООН объявила тревогу о вылове рыбы свыше нормы.
В настоящее время постоянно растёт разведение рыбы в искусственных условиях.
Комментарии к слайду 19. В поисках чёрного золота в наши дни, большая часть бурения нефтяных или газовых скважин в море осуществляется с платформ, зафиксированных на дне огромными сваями. По дну морей и океанов проложены нефте- и газо- проводы, по которым на побережье поступает нефть. Крупные порты всегда способствовали торговле и связям между странами в течение многих веков.
Комментарии к слайду 20. Начиная с 60-х годов ХХ века значительно
возросло количество нефтяных танкеров и грузовых судов, что привело к небывалому
загрязнению морей и океанов, ставя под угрозу выживание многих видов морской
флоры и фауны. Действующие законы, нацелены на защиту морских ресурсов
смехотворны в сравнении с опасностью, которую несут многочисленные суда с
отходами, ходящими во всех морях планеты.
Список судов, потерпевших крушение или сбросивших груз в море, причиняя
многомиллионные убытки, можно продолжать очень долго.
Регионы, страдающие от регулярных крушений, загрязнивших побережье, нанёсших
сильный урон местной экономике (рыбная ловля, туризм, разведение устриц),
погубивших тысячи птиц, увязших нефти и уничтоживших часть богатой морской
растительности.
Разрушает морские экосистемы промышленное загрязнение, сброс отработанных вод и
канализации в океаны.
Но одной из самых больших опасностей нависших над флорой и фауной океана
является захоронение на дне океанов радиоактивных отходов (в Японском море),
слив радиоактивных жидкостей с атомных станций.
Комментарии к слайду 21. Многие страны начали реагировать на
разрушение морских экосистем, принимая законы, направленные на защиту видов,
находящихся в опасности. Увы, эти законы редко соблюдаются.
В 2005 году вступило в силу соглашение, ратифицированное 141 страной. Его целью
является ограничение выброса в атмосферу вредных газов. Потепление климата,
вызванное этими газами, выделяемыми заводами и автомобилями, угрожает морской
среде и прибрежному населению. Отказ США подписать протокол, несмотря на его
скромные цели (сократить выбросы к 2012 г.) не вызывает особого оптимизма. Т.К.
четверть объёма газа, вызывающего парниковый эффект, происходит от данной
страны. В России выбросы то же немалы.
IV. Обобщение.
Слайд 22
- На занятии вы получили большой объём информации. Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины. У вас на столах лежат таблички с номерами ответов. Я читаю вопрос, а вы поднимаете табличку с номером правильного ответа.
Викторина.
1) Почему море синее? Слайд 23
- Потому что в нём отражается небо.
- Потому что вода синего цвета.
- Потому что дно синего цвета.
2) Какая рыба самая быстрая на земле? Слайд 24
- Кит.
- Щука.
- Акула.
3) Правда ли что на глубине в океанах отсутствует жизнь? Слайд 25
- Да.
- Нет.
4) Что используется для удаления нефтяного загрязнения на поверхности океана? Слайд 26
- Моющие средства.
- Солома.
- Опилки.
5) Как называется неправительственная организация, которая борется с перевозкой по океану опасных грузов? Слайд 27
- Гримпис.
- Гринвотер.
- Фривотер.
V. Итог.
Слайд 28
- Наше занятие подходит к завершению. Сегодня мы совершили путешествие в подводный мир океанов, открытии неизвестные тайны животного мира, использование океанов в хозяйственной деятельности человека и как он на него влияет.
- Понравилось ли вам занятие? Если да, то чем оно вам понравилось?
- Что вы уже знали и что узнали нового?
- А что для вас было самым интересным на занятии?
- А что бы вы хотели узнать на следующем занятии?