Занятие с дошкольниками по программе “Преемственность”
Цель: актуализировать в активном словаре детей слова лексической группы “Звери”, вычленить звуки [з], [з,], познакомить детей с буквами З, з.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в группе.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
1. Актуализация словаря и создание мотивации к изучению темы занятия.
Учитель загадывает детям загадку: В сосне дупло, в дупле тепло. А кто живёт в дупле, в тепле? Дети отгадывают: “белка”. В случае затруднения учитель предлагает детям “подсказку”: показывает иллюстрацию.
- Рассматривание картинки “Звери” в пособии “От слова к букве” (1 часть, стр. 64, автор Н. А. Федосова, М., Просвещение, 2012)
2. Дети “помогают” художнику дорисовать рисунок.
Учитель предлагает ответить на вопросы:
- Каких зверей видим на рисунке? (Предполагаемые ответы: медведь, зайцы, лиса, белка, ёж).
В случае затруднения учитель сам называет и показывает животных.
- Где живут эти звери? (Предполагаемые ответы: в лесу.)
- Расскажи, чем питаются эти звери. (Предполагаемые ответы: медведь ест малину, белка – орехи, зайцы – капусту, ёж - грибы)
- Кого из зверей можно назвать хищником? (Предполагаемые ответы: лису)
- Чем похожи все звери? (Предполагаемые ответы:у них есть шерсть, 4 ноги, своих детенышей кормят молоком)
- Учитель предлагает детям игру “Поймай и скажи” (Учитель бросает кому-то из детей мяч и называет зверей, а дети ловят мяч и называют детенышей, например: лиса – лисенок)
- Разучивание скороговорки:
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
А кто из них зверь? (предполагаемые ответы: ёж. Уж – не зверь, у него нет шерсти, нет ног, не кормит детенышей молоком)
Назовите, кого из обитателей леса художник не нарисовад?
(Предполагаемые ответы: птиц, насекомых, других зверей: лося, оленя, волка и т. д.).
Учитель предлагает детям повторить за ним стишок со стр. 64 1 части пособия, дети разучивают стихотворение с движениями по кругу.
3. Чистоговорки.
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
Дети повторяют слоги и слова вслед за учителем. Затем учитель спрашивает: почему художник не нарисовал козу на рисунке на стр. 64? (Предполагаемые ответы: коза не живёт в лесу.) Учитель уточняет понятия “дикие и домашние животные)
4. Отгадывание загадок.
5. Учитель раскладывает на ковре карточки лото с изображениями животных. Дети садятся вокруг. Учитель читает загадки со стр. 65 1 части пособия и просит детей отгадать загадку и найти карточку с изображением животного. Дети произносят название вслух, делят на слоги и показывают на пальчиках количество слогов (с закрытыми глазами). Дети расссамтривают рисунок на стр. 65, выделяют “лишнее” животное – лягушку (предполагаемые ответы: лягушка не относится к группе зверей, у нее нет шерсти, не кормит детенышей молоком)
6. Выделение звуков [з], [з,], их характеристика.
Учитель предлагает детям произнести по порядку звуки в словах “волк”, “лиса”.
- Назовите этих животных одним словом (Предполагаемые ответы: “звери”)
- Выделите первый звук в этом слове [з].
- Посмотрите на картинки на стр. 36 2 части пособия “От слова к букве”. Назовите, что изображено на картинках в верхней части страницы (Предполагаемые ответы: зонт, Зина, зебра).
- Назовите первые звуки в каждом слове.
- В каком из слов первый звук такой же, как в слове “звери”?
(Предполагаемые ответы: “зонт”) Учитель просит детей повторить звуки, определяет с ними гласные, согласные, твердые, мягкие. Дети раскрашивают схематические изображения звуков.
7. Работа по рисунку на стр. 36.
Учитель спрашивает детей: кого на рисунке в нижней части страницы тоже можно назвать зверями? (Предполагаемые ответы: зебру, зайца)
Учитель предлагает детям навать животных, изображённых на рисунке и определить первые звуки, рассказать о них. (слова: зонт, зебра, заяц, змея, забор, замок, звёзды, запятые)
Учитель спрашивает: какое животное лишнее на рисунке? (Предполагаемые ответы: змея – не зверь)
Учитель просит детей понаблюдать над произношением слова “замок” с разными вариантами ударения. Далее дети и учитель обсуждают значение получившихся слов.
8. Знакомство с буквой З.
Учитель показывает крупное изображение буквы П на карточке, предлагает детям найти такую же букву на стр. 37.
Дети обводят карандашом все найденные буквы.
Учитель предлагает детям назвать гласные звуки, произнести слоги с буквой П (задание на стр. 37 2 части пособия).
- Моделирование образа буквы з из куска мягкой проволоки (учитель следит за правильно ориентированной в пространстве моделью)
- “Печатание” буквы на больших листах бумаги цветными карандашами
- Затем дети “строят” букву из элементов на стр. 37, обводят цветными карандашами её образ на рисунках.
9. Разучивание скороговорки со стр. 37, определение букв З, з по заданию пособия.
После занятия учитель может предложить родителям прочитать детям дома сказку о животных, обсудить её содержание (“Волк и Лиса”, “Заюшкина избушка”, “Лиса и Журавль” и т. д.)
Список литературы.
- Н.А. Федосова “От слова к букве” Москва, Просвещение, 2012.