Логопедическая тема: Дифференциация звуков и букв -з- и -с- в словах и предложениях, средствами здоровьесбережения.
Лексическая тема: Здоровье и спорт.
Цели:
создать условия для:
- развития компенсаторных возможностей учащихся с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей;
- закрепления знаний о написании парных согласных;
- совершенствования общей и мелкой моторики;
- актуализации знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты:
- Сокращение специфических ошибок при письме;
- снижение физического и эмоционального напряжения;
- ознакомление с навыками самомассажа;
- улучшение работы внутренних органов;
- повышение работоспособности;
- оздоровление организма.
Оборудование:
- “Необычные решетки” (мыльницы разной формы с покалывающей поверхностью); массажные шарики с пружинками внутри; коврики с шероховатой поверхностью; полотенце-жгут.
- индивидуальные зеркала;
- аудиозаписи: Т.С. Овчинниковой “Логопедические распевки”;
- текст стихотворения; карточки с изображением видов спорта ;
- разноцветные “мячики– настроения” у каждого на парте.
Этапы занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Примечания |
1. Организационный момент. Использование информационно-обучающих элементов здоровьесбережения. |
Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие. У вас на партах лежат мячики разного цвета, выберите, пожалуйста, цвет, который соответствует вашему настроению! Отлично! У всех прекрасное настроение!
|
Здравствуйте! Обучающиеся выбирают мячик. |
Логопед наблюдает за выбором детей. Обучающиеся слушают стихотворение |
2. Объявление темы занятия. | Ребята, вы согласны с этими словами? Как вы думаете какими вырастут дети, если они будут следовать правилам, о которых вы услышали в стихотворении? Верно! Сегодня мы поговорим о здоровье и будем учится не путать звуки и буквы -з- и -с-. В каких словах вы услышали эти звуки, когда я читала вам стихотворение? |
Согласны! Здоровыми, сильными, красивыми, счастливыми! В словах: расти, закаляться, спортом, солнце, воздух, друзья. |
|
3. Звуко-буквенный анализ слов. Работа с цифровым рядом. 4. Характеристика звуков. |
Определим место звуков в словах. Дадим характеристику звуку -с-; Звуку -з-. |
Обучающиеся проговаривают слова и определяют место
звуков -з- и -с- в данных словах. Звук -с-: согл., парн., глух.,тв. Звук -з– : согл., парн., зв., тв. |
На доске, по окончании выполнения задания, вывешивается текст стихотворения. |
5. Артикуляционная гимнастика. | Всем известно, всем понятно, что здоровым быть
приятно! Мы здоровью помогаем и гимнастику для языка начинаем! |
Обучающиеся берут в руки зеркала. Дети начинают выполнять упражнения. |
|
6. Логопедическая распевка. | Зеркала не убираем распеваться начинаем! Как вы считаете правильное дыхание важно для здоровья? Верно, поэтому надо ежедневно делать дыхательную гимнастику! |
Обучающиеся с логопедом выполняют распевку. Да, очень! |
Звучит аудиозапись.
|
7. Развитие мелкой моторики с элементами обучения самомассажу. (Текст упражнения авторский.) | Прежде чем писать надо ручки нам размять! Решетки необычные в руки мы берем. Ладошками, ладошками сильно мы потрем! Ручки разминаются – здоровье укрепляется! Ребята, зачем делать гимнастику для пальчиков? |
Дети берут “решетки” и выполняют упражнения.
Для улучшения общего самочувствия! |
|
8. Работа в тетрадях. Работа на уровне слога.
|
Проверили осанку.
Произнесите , пожалуйста, слоги, а затем их запишем: сА-со-су-сы-сэ; |
Обучающиеся поочередно произносят слоги, затем записывают в тетрадь. | После написания слогов детьми появляется запись слогов
на доске. Идет проверка записи. |
9. Работа на уровне слова. |
Игра “Запомни, повтори, слово с нужной буквой запиши!” Раз,два,три,четыре,пять Продолжаем занятие. |
Слова с буквами -с- или -з-. Учащиеся повторяют ряд слов. Гигиенические принадлежности. Нет! Эти вещи делают человека опрятным, чистым, аккуратным!
|
|
10. Физкультминутка с использованием “полотенца-жгута”. Продолжение работы на уровне слова.
|
– Обруч, скакалка, гантели, мяч, кегли. Верно ! Какое слово мы запишем? Как вы считаете спортивные принадлежности необходимы человеку или оно нужны только спортсменам? Верно! Определим названия картинок. Какое обобщающее слово подходит к ним? Назовите “лишнее слово”, объяснив свой выбор. Правильно! Запишите названия видов спорта, где встречаются буквы –с– и –з-. Подчеркните эти буквы. Определите часть речи и род. |
Расческа. Так как в этом слове есть буква -с-. Эти слова обозначают спортивные принадлежности. Слово скакалка! Спортивные принадлежности нужны всем! Упражнения с ними укрепляют и оздоравливают организм! Гимнастика ,баскетбол, туризм, бокс, футбол. Виды спорта! “Лишнее слово” – футбол, так как в нем нет звуков -с- и -з-. Дети записывают и выполняют задание. |
На доске – изображения видов спорта.
|
11. Работа на уровне, предложения. | Спишите текст стихотворения, который вы видите на доске. Подпишите имена сущ., и глаголы. Подчеркните буквы – с– и з-. | Выполняют задание. |
По окончании его выполнения – проверка. На доске текст стихотворения: Чтоб расти и закаляться Надо спортом заниматься. Солнце, воздух и вода – Наши лучшие друзья! |
12. Речь с движением: Упражнение “Перчаточки”. (текст упражнения авторский.)
|
Речь с движением начинаем и здоровью помогаем.
“Мы перчаточки снимаем. |
Обучающиеся выполняют имитацию снятия перчатки с
каждого пальца.
|
У доски два ребенка выполняют задание. |
Упражнение “Ежик” (использование элементов су-джока, текст упражнения авторский). | Возьмем в руки “ежиков”. “Катился ежик по дорожке. По левой ладошке, по правой ладошке. Покололи пальчики девочки и мальчики”. |
Дети берут шарики с покалывающей поверхностью, разного цвета. Дети одевают на каждый палец пружинку, которая находилась внутри шарика. |
|
Упражнение “Колечки” (текст упражнения авторский). |
Молодцы! Откройте, пожалуйста, наш шарик и возьмите “колечки”. |
|
|
13. Упражнение “Коврик”. (Текст авторский.) | Мы по коврику шагаем Носки, пятки, разминаем. Сейчас похож на медвежонка, А теперь на зайчонка. Мы по коврику идем и здоровье бережем! |
Дети выполняют движения на ковриках соответственно тексту. | |
14. Итог. |
В конце занятия вспомнилась такая пословица: Береги платье – снову, а здоровье смолоду. Как вы понимаете ее значение? Что для этого мы с вами сегодня делали? |
Одежду надо беречь , как только тебе ее купили, а здоровье надо – с детства! Разные гимнастики : артикуляционную, дыхательную. Упражнения с пальчиками, с полотенцем и для ног. Вспомнили о гигиене, спорте , о хорошем настроении. |
Учитель-логопед наблюдает. |
15. Рефлексия. |
Выберите, пожалуйста, цвет мячика, который соответствует вашему настроению! Очень хорошо, что у вас такое отличное настроение и в конце занятия! Какой вывод можно сделать? |
Дети выбирают цвет– настроение. Надо стремиться к Здоровому образу жизни! |
|
Чем еще мы занимались на занятии? Какие звуки и буквы учились различать? О чем говорили? Какие упражнения выполняли? Какое задание или упражнение понравилось больше всего? Спасибо! До свидания! |
Дети отвечают на вопросы. До свидания! |