Логопедическая тема: "Дифференциация звуков и букв -з- и –с- в словах и предложениях, средствами здоровьесбережения"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Логопедическая тема: Дифференциация звуков и букв -з- и -с- в словах и предложениях, средствами здоровьесбережения.

Лексическая тема: Здоровье и спорт.

Цели:

создать условия для:

  • развития компенсаторных возможностей учащихся с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей;
  • закрепления знаний о написании парных согласных;
  • совершенствования общей и мелкой моторики;
  • актуализации знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты:

  • Сокращение специфических ошибок при письме;
  • снижение физического и эмоционального напряжения;
  • ознакомление с навыками самомассажа;
  • улучшение работы внутренних органов;
  • повышение работоспособности;
  • оздоровление организма.

Оборудование:

  • “Необычные решетки” (мыльницы разной формы с покалывающей поверхностью); массажные шарики с пружинками внутри; коврики с шероховатой поверхностью; полотенце-жгут.
  • индивидуальные зеркала;
  • аудиозаписи: Т.С. Овчинниковой “Логопедические распевки”;
  • текст стихотворения; карточки с изображением видов спорта ;
  • разноцветные “мячики– настроения” у каждого на парте.

 

Этапы занятия Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся Примечания
1. Организационный момент.

Использование информационно-обучающих элементов здоровьесбережения.

Здравствуйте, ребята!

Начинаем наше занятие.

У вас на партах лежат мячики разного цвета, выберите, пожалуйста, цвет, который соответствует вашему настроению!

Отлично! У всех прекрасное настроение!

Чтоб расти и закаляться
Надо спортом заниматься.
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья!

Здравствуйте!

Обучающиеся выбирают мячик.

Логопед наблюдает за выбором детей.

Обучающиеся слушают стихотворение

2. Объявление темы занятия. Ребята, вы согласны с этими словами?

Как вы думаете какими вырастут дети, если они будут следовать правилам, о которых вы услышали в стихотворении?

Верно! Сегодня мы поговорим о здоровье и будем учится не путать звуки и буквы -з- и -с-.

В каких словах вы услышали эти звуки, когда я читала вам стихотворение?

Согласны!

Здоровыми, сильными, красивыми, счастливыми!

В словах: расти, закаляться, спортом, солнце, воздух, друзья.

3. Звуко-буквенный анализ слов.

Работа с цифровым рядом.

4. Характеристика звуков.

Определим место звуков в словах.

Дадим характеристику звуку -с-; Звуку -з-.

Обучающиеся проговаривают слова и определяют место звуков -з- и -с- в данных словах.

Звук -с-: согл., парн., глух.,тв.

Звук -з– : согл., парн., зв., тв.

На доске, по окончании выполнения задания, вывешивается текст стихотворения.
5. Артикуляционная гимнастика. Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно!

Мы здоровью помогаем и гимнастику для языка начинаем!
Язычок знаком вам дети мы его улыбкой встретим!
Распластай язык пошире, кончик– к нижним зубкам ближе.
По середине языка струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвести,
Сссс, ссс, ссс– произнеси!
Язычок широкий -ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Ззз… произнесем!

Обучающиеся берут в руки зеркала.

Дети начинают выполнять упражнения.

6. Логопедическая распевка. Зеркала не убираем распеваться начинаем!

Как вы считаете правильное дыхание важно для здоровья?

Верно, поэтому надо ежедневно делать дыхательную гимнастику!

Обучающиеся с логопедом выполняют распевку.

Да, очень!

Звучит аудиозапись.

7. Развитие мелкой моторики с элементами обучения самомассажу. (Текст упражнения авторский.) Прежде чем писать надо ручки нам размять!
Решетки необычные в руки мы берем.
Ладошками, ладошками сильно мы
потрем!
Ручки разминаются – здоровье
укрепляется!

Ребята, зачем делать гимнастику для пальчиков?

Дети берут “решетки” и выполняют упражнения.

Для улучшения общего самочувствия!

8. Работа в тетрадях.

Работа на уровне слога.

 

Проверили осанку.

Произнесите , пожалуйста, слоги, а затем их запишем: сА-со-су-сы-сэ;
За-зо-зу-зы-зэ;
СА-за; со-зо; су-зу; сы-зы; сэ-зэ.

Обучающиеся поочередно произносят слоги, затем записывают в тетрадь. После написания слогов детьми появляется запись слогов на доске.

Идет проверка записи.

9. Работа на уровне слова.

Игра “Запомни, повтори, слово с нужной буквой запиши!”
Ребята, вы догадались с какими буквами слово вам надо записать?
– полотенце, расческа, щетка, мыло, губка.
Как называются эти предметы?
Поднимите, пожалуйста руки, кто не пользуется ими!
Молодцы! Все пользуются! А может можно обойтись и без них?
Совершенно правильно!

Раз,два,три,четыре,пять
Предлагаю поиграть!
Дружно встали, ручки-подняли.
Полотенцем растираемся
И друг другу улыбаемся!

Продолжаем занятие.
Какое слово запишем?

Слова с буквами -с- или -з-.

Учащиеся повторяют ряд слов.

Гигиенические принадлежности.

Нет! Эти вещи делают человека опрятным, чистым, аккуратным!

 

 

10. Физкультминутка с использованием “полотенца-жгута”.

Продолжение работы на уровне слова.

 

 

 

 

– Обруч, скакалка, гантели, мяч, кегли.

Верно ! Какое слово мы запишем?

Как вы считаете спортивные принадлежности необходимы человеку или оно нужны только спортсменам?

Верно! Определим названия картинок.

Какое обобщающее слово подходит к ним?

Назовите “лишнее слово”, объяснив свой выбор.

Правильно! Запишите названия видов спорта, где встречаются буквы –с– и –з-. Подчеркните эти буквы. Определите часть речи и род.

Расческа. Так как в этом слове есть буква -с-.

Эти слова обозначают спортивные принадлежности.

Слово скакалка!

Спортивные принадлежности нужны всем! Упражнения с ними укрепляют и оздоравливают организм!

Гимнастика ,баскетбол, туризм, бокс, футбол.

Виды спорта!

“Лишнее слово” – футбол, так как в нем нет звуков -с- и -з-.

Дети записывают и выполняют задание.

На доске – изображения видов спорта.

 

11. Работа на уровне, предложения. Спишите текст стихотворения, который вы видите на доске. Подпишите имена сущ., и глаголы. Подчеркните буквы – с– и з-. Выполняют задание.

По окончании его выполнения – проверка.

На доске текст стихотворения: Чтоб расти и закаляться

Надо спортом заниматься.

Солнце, воздух и вода –

Наши лучшие друзья!

12. Речь с движением:

Упражнение “Перчаточки”. (текст упражнения авторский.)

 

Речь с движением начинаем и здоровью помогаем.

“Мы перчаточки снимаем.
И на точки нажимаем.
Развиваем память, слух, логику, мышление.
Чтоб у нас , у всех, всегда было настроение!

Обучающиеся выполняют имитацию снятия перчатки с каждого пальца.

У доски два ребенка выполняют задание.
Упражнение “Ежик” (использование элементов су-джока, текст упражнения авторский). Возьмем в руки “ежиков”.
Катился ежик по дорожке.
По левой ладошке, по правой ладошке.
Покололи пальчики девочки и мальчики”.

Дети берут шарики с покалывающей поверхностью, разного цвета.

Дети одевают на каждый палец пружинку, которая находилась внутри шарика.

 
Упражнение “Колечки” (текст упражнения авторский).

Молодцы!

Откройте, пожалуйста, наш шарик и возьмите “колечки”.
Колечко одеваем, пальчик украшаем!
1,2,3,4,5 – весело играть здоровью помогать!

 

 
13. Упражнение “Коврик”. (Текст авторский.) Мы по коврику шагаем
Носки, пятки, разминаем.
Сейчас похож на медвежонка,
А теперь на зайчонка.
Мы по коврику идем и здоровье бережем!
Дети выполняют движения на ковриках соответственно тексту.

 
14. Итог.

В конце занятия вспомнилась такая пословица: Береги платье – снову, а здоровье смолоду.

Как вы понимаете ее значение?

Что для этого мы с вами сегодня делали?

Одежду надо беречь , как только тебе ее купили, а здоровье надо – с детства!

Разные гимнастики : артикуляционную, дыхательную.

Упражнения с пальчиками, с полотенцем и для ног.

Вспомнили о гигиене, спорте , о хорошем настроении.

Учитель-логопед наблюдает.

15. Рефлексия.

Выберите, пожалуйста, цвет мячика, который соответствует вашему настроению!

Очень хорошо, что у вас такое отличное настроение и в конце занятия!

Какой вывод можно сделать?

Дети выбирают цвет– настроение.

Надо стремиться к Здоровому образу жизни!

 

Чем еще мы занимались на занятии?

Какие звуки и буквы учились различать?

О чем говорили? Какие упражнения выполняли?

Какое задание или упражнение понравилось больше всего?

Спасибо! До свидания!

Дети отвечают на вопросы.

До свидания!