Действия с обыкновенными дробями. Звездный час дроби. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Программно-методическое обеспечение:

  • Программа – базовый уровень
  • Учебник – Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. Математика-6, М.: Мнемозина.

Тип урока: закрепление изученного, урок применение знаний и умений по теме.

Цели урока:

Образовательные: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по темам:

  • основное свойство дроби;
  • сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей;
  • нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

Развивающие:

  • развитее познавательного интереса;
  • активизация мыслительной деятельности учащихся посредством участия каждого в игре;
  • развитие интереса к предмету.

Воспитательные:

  • воспитание умения работать в команде, ответственности в выборе способов решения заданий;
  • воспитание усидчивости, уверенности в своих силах.

Форма проведения урока деловая игра.

Девиз урока:

“Полет – это математика”.
В. Чкалов

В игре принимают участие три экипажа космических кораблей. Роль руководителя играет учитель. В экипажах роли распределяются следующим образом:

1) командир корабля, штурман, инженер – исследователь, врач – учащиеся, которые учатся на “4” и “5”;
2) дешифровальщики - остальные учащиеся.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Мы отправляемся в космическое путешествие на планету “Дробь”, население которой составляют дроби. План нашего путешествия изображен на доске (учитель представляет экипажи кораблей, сообщает цели урока, цель и условия игры).

Космические корабли стартуют с Земли и должны долететь до планеты Дробь, для этого экипажу надо набрать ______ балла. Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл, а космонавту выдается жетон в виде ракеты. Командир корабля в конце каждого этапа путешествия подсчитывает количество жетонов, набранное членами экипажа, сообщает руководителю полета, и тот передвигает ракету по схеме путешествия на количество делений, соответствующее набранным баллам. Побеждает экипаж корабля, который первым долетел до планеты Дробь. В ходе игры проводится индивидуальное первенство. Член экипажа, набравший наибольшее количество жетонов, считается победителем и поощряется, как и победившая команда.

Приложение.

1-й этап – подготовительный.

На этом этапе проверяется готовность всех членов экипажа к полету. “Космонавты” должны иметь высокую культуру вычислений и знать приемы, которые позволяют найти ошибку. Капитанам корабля предлагаются задания для устного вычисления (отвечают по цепочке).

Руководитель полета выдает каждому командиру планшет с заданиями для экипажа.

Задачи для командира.

1. Ракета, имеющая скорость 8 км/ч, становится искусственным спутником Земли. При увеличении её скорости в 2 раза она навсегда покинет нашу Солнечную систему. Найдите эту скорость. (23 км/ч)

2. Смешали 20 кг молока жирности 5 % и 20 кг жирностью 8%. Какую жирность имеет смесь двух сортов молока? (6,5%)

Задачи для штурмана

Постройте по координатам точек ракету: (0;12), (-2;9), (-3;-5), (-2;-8), (0;-10), (2;-8), (5;-9),(3;-5),(2;9),(0;12)

Задача для врача команды.

Для лечения ран применяют смесь оливкового масла, желтого воска, белого воска, сосновой смолы, свежего сливочного масла в отношении 100:8:5:20:40. Сколько граммов каждого из компонентов нужно взять, чтобы приготовить 346 г. мази? (200 г. оливкового масла, 40 г. смолы, 16 г. желтого воска, 80 г .сливочного масла, 10 г. белого масла).

Задачи для инженера исследователя.

1. Некоторые числа, кратные 3, делятся на 5. Укажите общие свойства этих чисел.

2. Чему равно частное М:3, если М:6 = С?

3. Число А кратно 7. Служит ли число 7 делителем числа: А;2А; 15 А; nА, где n и А любые натуральные числа?

Задание для дешифровальщиков.

На доске зашифровано высказывание.

Каждому из дешифровальщику выдается карточка с двумя заданиями. Решив примеры, они должны расположить буквы из таблицы в соответствии с номерами примеров и прочитать полученное высказывание.

2-й этап. Репортаж из космоса.

Экипажи кораблей готовы к полету и руководитель полета начинает отсчет времени: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, старт!

(Звучит песня ВИА “Земляне”)

Один из участников читает стихотворение:

Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула уж из под облачных ковров…
И укрощенный мирный атом
Послушен разуму людей.
Над Падуном, платиной сжатым,
Свет электрических огней.
Все это плод людских исканий,
Все это создано не вдруг –
Могучей силой прочных знаний
И мастерством рабочих рук!
И прежде чем, заметьте, кстати,
Ракете той был дан прицел,
Её маршрутом математик
На крыльях формул полетел.
Сухие строки уравнений –
В них сила разума влилась,
В них объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь…
Репортажи экипажей кораблей из космоса.

1-й экипаж. Дорогие ребята! Мы пролетаем над Европой. Вот небольшая страна – Нидерланды. Здесь в 14 веке жил математик инженер Стевин, который заново “открыл” для Европы десятичные дроби. Ведь в Азии они были уже известны во 2 веке до н.э. А вот прекрасная страна Франция! В 17 веке здесь жил математик Рене Декарт. Он создал метод координат, с помощью которого мы можем определить положение любой точки на плоскости.

2-й экипаж. Сейчас мы пролетаем над Китаем. Китайские математики в 2 веке до н.э. положительные числа истолковывали как имущество, а отрицательные – как долг, недостача.

Под нами сейчас находится Греция. Здесь в глубокой древности математики умели решать пропорции. В 3 в до н.э. древнегреческий ученый Евклид создал строгую теорию пропорций.

3-й экипаж. Две тысячи лет назад в Древнем Египте и Вавилоне умели решать такие уравнения, какие мы решаем в 6 классе. Теорию уравнений создал ученый Мухаммед ал - Хорезми в 9 веке. Он жил на территории, принадлежащей сейчас Узбекистану и Туркменистану.

3-й этап. Теоретический.

Дешифровальщики разгадывают кроссворд, а остальные члены экипажей выходят к доске и по очереди, отрывая лепестки ромашки, читают задание и рассказывают правила.

4-й этап. Работа в космосе.

Тестовые задания.

Вариант 1.

1. Найдите значение выражения:

Варианты ответа: А.1,13 В. – 1,13 В. 2,13

2. Сравните числа:

Варианты ответа: А. 45 км. Б. 20 км. В. 60 км.

4. Кофе при жарении теряет 12 % своей массы. Сколько жареного кофе получится из свежего кофе?

Варианты ответа: А. 1,18 кг. Б. 1,32 кг. В. 1,42 кг.

5. Решите уравнение:

5(х-1) = 10 – 2(х+2)

3. Длина всего пути 75 км. Туристы прошли за день пути. Сколько километров им осталось пройти.

Варианты ответа: А. 50 км. Б. 255 км. В. 25 км.

4. Сколько кофе надо взять. Чтобы получить 5 кг жареного, если при жарении кофе теряет 12 % своей массы?

Варианты ответа: А. 5,62 кг. Б. 6 кг. В. 50 кг.

5. Решите уравнение: 3(х-2) = 12 – 2(х-1).

Варианты ответа. А. 1,6. Б. 4. В. 2,4

5-й этап. Авария на корабле.

Учитель. Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение. У кораблей одновременно отказали все компьютеры. Экипаж перейти на ручное управление.

Задание. Чтобы принять правильное решение и выйти из этой ситуации, необходимо решить устную контрольную работу.

13. Какую часть часа составляет 5 минут?

14. Человек должен спать суток. Сколько часов должен длиться сон человека?

15. 6 га составляют всего поля. Какова площадь поля?

16. В магазин привезли 200 кг овощей; 15% из них свекла. Сколько кг свеклы привезли в магазин?

17. Туристы проплыли на плотах 60 км, что составляет 10% всего пути. Какова длина пути?

18. площадь круга возросла от 5 см кв. до 10 см кв. На сколько процентов возросла его площадь?

6-й этап. Групповая исследовательская работа.

В каждом экипаже создаются две исследовательские группы.

Первая группа: командир, врач, инженер - исследователь, штурман.

Вторая группа: дешифровальщики.

Задания для первой группы.

1. Товар стоил 50 р. Через некоторое время его стоимость увеличилась на 20%, но затем новая стоимость снизилась на 15%. Найдите последнюю стоимость товара.

2. учащихся класса пошли в кино, а класса на выставку. Сколько учащихся в классе, если их меньше 40.

3. Токарь выполнил до обеда задания, после обеда он обточил половину оставшихся, да еще 24 детали и выполнил все задание. Сколько деталей он обточил за день?

4. Одна бригада может выполнить задание за 21 день, а вторая за 28 дней. За сколько дней они выполнят задание при совместной работе?

Ответы: 1. 51 р. 2. 36 человек. 3. 108 деталей. 4. 22 дня.

Задания для второй группы.

1. Потратили имеющихся денег, а осталось 90 тыс. р. Сколько было денег?

2. Учителю надо проверить 28 тетрадей. Он проверил всех тетрадей. Сколько тетрадей проверил учитель?

3. Вычислите наиболее простым способом:

1997 ·1999 - 1997 ·1998

4. Цена товара возросла с 5 до 6 рублей. На сколько процентов возросла цена товара?

5. Решите уравнение: х: 15 = 7 : 3

Ответы: 1. 225 тыс. руб. 2. 16 тетрадей. 3. 1997 4. На 20%. 5. Х = 35.

7-й этап.

По 4 человека из экипажа выполняю по одному действию из примера.

8-й этап. Подведение итогов путешествия. Награждение лучшего экипажа и лучшего космонавта.