Программно-методическое обеспечение:
- Программа – базовый уровень
- Учебник – Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. Математика-6, М.: Мнемозина.
Тип урока: закрепление изученного, урок применение знаний и умений по теме.
Цели урока:
Образовательные: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по темам:
- основное свойство дроби;
- сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей;
- нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Развивающие:
- развитее познавательного интереса;
- активизация мыслительной деятельности учащихся посредством участия каждого в игре;
- развитие интереса к предмету.
Воспитательные:
- воспитание умения работать в команде, ответственности в выборе способов решения заданий;
- воспитание усидчивости, уверенности в своих силах.
Форма проведения урока деловая игра.
Девиз урока:
“Полет – это математика”.
В. Чкалов
В игре принимают участие три экипажа космических кораблей. Роль руководителя играет учитель. В экипажах роли распределяются следующим образом:
1) командир корабля, штурман, инженер – исследователь, врач –
учащиеся, которые учатся на “4” и “5”;
2) дешифровальщики - остальные учащиеся.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Мы отправляемся в космическое путешествие на планету “Дробь”, население которой составляют дроби. План нашего путешествия изображен на доске (учитель представляет экипажи кораблей, сообщает цели урока, цель и условия игры).
Космические корабли стартуют с Земли и должны долететь до планеты Дробь, для этого экипажу надо набрать ______ балла. Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл, а космонавту выдается жетон в виде ракеты. Командир корабля в конце каждого этапа путешествия подсчитывает количество жетонов, набранное членами экипажа, сообщает руководителю полета, и тот передвигает ракету по схеме путешествия на количество делений, соответствующее набранным баллам. Побеждает экипаж корабля, который первым долетел до планеты Дробь. В ходе игры проводится индивидуальное первенство. Член экипажа, набравший наибольшее количество жетонов, считается победителем и поощряется, как и победившая команда.
1-й этап – подготовительный.
На этом этапе проверяется готовность всех членов экипажа к полету. “Космонавты” должны иметь высокую культуру вычислений и знать приемы, которые позволяют найти ошибку. Капитанам корабля предлагаются задания для устного вычисления (отвечают по цепочке).
Руководитель полета выдает каждому командиру планшет с заданиями для экипажа.
Задачи для командира.
1. Ракета, имеющая скорость 8 км/ч, становится искусственным спутником Земли. При увеличении её скорости в 2 раза она навсегда покинет нашу Солнечную систему. Найдите эту скорость. (23 км/ч)
2. Смешали 20 кг молока жирности 5 % и 20 кг жирностью 8%. Какую жирность имеет смесь двух сортов молока? (6,5%)
Задачи для штурмана
Постройте по координатам точек ракету: (0;12), (-2;9), (-3;-5), (-2;-8), (0;-10), (2;-8), (5;-9),(3;-5),(2;9),(0;12)
Задача для врача команды.
Для лечения ран применяют смесь оливкового масла, желтого воска, белого воска, сосновой смолы, свежего сливочного масла в отношении 100:8:5:20:40. Сколько граммов каждого из компонентов нужно взять, чтобы приготовить 346 г. мази? (200 г. оливкового масла, 40 г. смолы, 16 г. желтого воска, 80 г .сливочного масла, 10 г. белого масла).
Задачи для инженера исследователя.
1. Некоторые числа, кратные 3, делятся на 5. Укажите общие свойства этих чисел.
2. Чему равно частное М:3, если М:6 = С?
3. Число А кратно 7. Служит ли число 7 делителем числа: А;2А; 15 А; nА, где n и А любые натуральные числа?
Задание для дешифровальщиков.
На доске зашифровано высказывание.
Каждому из дешифровальщику выдается карточка с двумя заданиями. Решив примеры, они должны расположить буквы из таблицы в соответствии с номерами примеров и прочитать полученное высказывание.
2-й этап. Репортаж из космоса.
Экипажи кораблей готовы к полету и руководитель полета начинает отсчет времени: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, старт!
(Звучит песня ВИА “Земляне”)
Один из участников читает стихотворение:
Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула уж из под облачных ковров…
И укрощенный мирный атом
Послушен разуму людей.
Над Падуном, платиной сжатым,
Свет электрических огней.
Все это плод людских исканий,
Все это создано не вдруг –
Могучей силой прочных знаний
И мастерством рабочих рук!
И прежде чем, заметьте, кстати,
Ракете той был дан прицел,
Её маршрутом математик
На крыльях формул полетел.
Сухие строки уравнений –
В них сила разума влилась,
В них объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь…
Репортажи экипажей кораблей из космоса.
1-й экипаж. Дорогие ребята! Мы пролетаем над Европой. Вот небольшая страна – Нидерланды. Здесь в 14 веке жил математик инженер Стевин, который заново “открыл” для Европы десятичные дроби. Ведь в Азии они были уже известны во 2 веке до н.э. А вот прекрасная страна Франция! В 17 веке здесь жил математик Рене Декарт. Он создал метод координат, с помощью которого мы можем определить положение любой точки на плоскости.
2-й экипаж. Сейчас мы пролетаем над Китаем. Китайские математики в 2 веке до н.э. положительные числа истолковывали как имущество, а отрицательные – как долг, недостача.
Под нами сейчас находится Греция. Здесь в глубокой древности математики умели решать пропорции. В 3 в до н.э. древнегреческий ученый Евклид создал строгую теорию пропорций.
3-й экипаж. Две тысячи лет назад в Древнем Египте и Вавилоне умели решать такие уравнения, какие мы решаем в 6 классе. Теорию уравнений создал ученый Мухаммед ал - Хорезми в 9 веке. Он жил на территории, принадлежащей сейчас Узбекистану и Туркменистану.
3-й этап. Теоретический.
Дешифровальщики разгадывают кроссворд, а остальные члены экипажей выходят к доске и по очереди, отрывая лепестки ромашки, читают задание и рассказывают правила.
4-й этап. Работа в космосе.
Тестовые задания.
Вариант 1.
1. Найдите значение выражения:
Варианты ответа: А.1,13 В. – 1,13 В. 2,13
2. Сравните числа:
Варианты ответа: А. 45 км. Б. 20 км. В. 60 км.
4. Кофе при жарении теряет 12 % своей массы. Сколько жареного кофе получится из свежего кофе?
Варианты ответа: А. 1,18 кг. Б. 1,32 кг. В. 1,42 кг.
5. Решите уравнение:
5(х-1) = 10 – 2(х+2)
3. Длина всего пути 75 км. Туристы прошли за день пути. Сколько километров им осталось пройти.
Варианты ответа: А. 50 км. Б. 255 км. В. 25 км.
4. Сколько кофе надо взять. Чтобы получить 5 кг жареного, если при жарении кофе теряет 12 % своей массы?
Варианты ответа: А. 5,62 кг. Б. 6 кг. В. 50 кг.
5. Решите уравнение: 3(х-2) = 12 – 2(х-1).
Варианты ответа. А. 1,6. Б. 4. В. 2,4
5-й этап. Авария на корабле.
Учитель. Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение. У кораблей одновременно отказали все компьютеры. Экипаж перейти на ручное управление.
Задание. Чтобы принять правильное решение и выйти из этой ситуации, необходимо решить устную контрольную работу.
13. Какую часть часа составляет 5 минут?
14. Человек должен спать суток. Сколько часов должен длиться сон человека?
15. 6 га составляют всего поля. Какова площадь поля?
16. В магазин привезли 200 кг овощей; 15% из них свекла. Сколько кг свеклы привезли в магазин?
17. Туристы проплыли на плотах 60 км, что составляет 10% всего пути. Какова длина пути?
18. площадь круга возросла от 5 см кв. до 10 см кв. На сколько процентов возросла его площадь?
6-й этап. Групповая исследовательская работа.
В каждом экипаже создаются две исследовательские группы.
Первая группа: командир, врач, инженер - исследователь, штурман.
Вторая группа: дешифровальщики.
Задания для первой группы.
1. Товар стоил 50 р. Через некоторое время его стоимость увеличилась на 20%, но затем новая стоимость снизилась на 15%. Найдите последнюю стоимость товара.
2. учащихся класса пошли в кино, а класса на выставку. Сколько учащихся в классе, если их меньше 40.
3. Токарь выполнил до обеда задания, после обеда он обточил половину оставшихся, да еще 24 детали и выполнил все задание. Сколько деталей он обточил за день?
4. Одна бригада может выполнить задание за 21 день, а вторая за 28 дней. За сколько дней они выполнят задание при совместной работе?
Ответы: 1. 51 р. 2. 36 человек. 3. 108 деталей. 4. 22 дня.
Задания для второй группы.
1. Потратили имеющихся денег, а осталось 90 тыс. р. Сколько было денег?
2. Учителю надо проверить 28 тетрадей. Он проверил всех тетрадей. Сколько тетрадей проверил учитель?
3. Вычислите наиболее простым способом:
1997 ·1999 - 1997 ·1998
4. Цена товара возросла с 5 до 6 рублей. На сколько процентов возросла цена товара?
5. Решите уравнение: х: 15 = 7 : 3
Ответы: 1. 225 тыс. руб. 2. 16 тетрадей. 3. 1997 4. На 20%. 5. Х = 35.
7-й этап.
По 4 человека из экипажа выполняю по одному действию из примера.
8-й этап. Подведение итогов путешествия. Награждение лучшего экипажа и лучшего космонавта.