Формирование математических представлений у дошкольников. Тема: "В гости к лисе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели:

  • Знакомство с образованием числа 10 из двух меньших.
  • Закрепление навыков замещения реальных предметов символами.
  • Развитие ориентации в пространстве и на плоскости.
  • Развитие познавательных процессов.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Активизация речи детей.
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Планируемые результаты: имеетэлементарное представление о порядковом счете предметов в пределах 10, о составе числа 10 из двух меньших; удерживает в памяти при выполнении действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15 – 20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач.

Оборудование: набор силуэтных картинок: деревья, зайцы; сюжетная картинка «зимние игры»; двухголосные наборные полотна (по количеству детей); комплект карточек с цифрами 1 – 9 (на каждого ребенка); счетные палочки;  конверты с заданиями; игрушка лиса; дидактическая игра «снежинки».

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

– Ребята, К нам сегодня в гости пришла Почемучка. Она принесла письмо от  лисы. Вы хотите знать, что пишет лиса? Посмотрите, какой красивый конверт. Давайте прочтем письмо. Хотите? Тогда слушайте.

Дорогая Почемучка! Я приглашаю тебя к себе в гости. Но чтобы до меня дойти, нужно тебе выполнить по дороге несколько заданий. Тебе одной будет не очень интересно идти по сказочному лесу. Поэтому я приглашаю в гости детей старшей группы. Вместе вы быстрее дойдете до моего домика. Жду вас с нетерпением. Лиса.

– Ну и как? Хотите побывать в гостях у Лисы? Я сейчас скажу волшебные слова, чтобы мы с вами оказались в сказке. Закрывайте глазки. Крибле – крабле – бумс. Можете открыть глазки.

2. Ориентация по плану и в пространстве.

Вот и план пути к домику Лисы. Но на этом плане столько дорог! Давайте мы с вами найдем ту дорогу, по которой мы пойдем в гости. Берите каждый себе по плану и отметьте карандашом нужную дорогу.

На планах дети находят дорогу до домика лисы.

На полу в групповой комнате изготовлены дорожки, соответственно плану.

Держите план дорожки с собой, и в путь. Здесь дорожка разделилась. В какую сторону мы с вами должны повернуть вправо или влево? Мимо каких деревьев мы пойдем?

3. Состав числа 10 из двух меньших.

 – Смотрите, вот и елочки. Здесь есть большие и маленькие елочки. Сосчитайте, сколько больших елочек здесь растет? Сколько маленьких? Сколько всего елочек? Как вы получили 10 елочек?

Смотрите, возле елочек в чехарду играют зайки. Сосчитайте их.

Самый маленький устал
И резвиться перестал.

(Отодвинуть зайчика вправо)

А пока он отдыхает,
Сколько зайчиков играет?

Дети выкладывают на двухполосные наборные полотна вертикально, слева цифру, соответствующую количеству играющих зайцев, а справа – отдыхающих.

Вот еще один устал
И резвиться перестал.
А пока он отдыхает,
Сколько зайчиков играет?

Аналогично продолжается работа по образованию числа 10 с помощью чисел 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.

– Молодцы, можно идти дальше. Здесь опять дорожка делится на две. Пойдем прямо или повернем? Кто нам с вами встретился на пути?

Правильно, снеговики. Посчитайте, сколько снеговиков вы видите? Ой, на дорожке лежит конверт. Это, наверное, снеговики приготовили нам задание. Его нужно обязательно выполнить, а то снеговики нас не пропустят дальше.

Задание 1. Дети играли на полянке. Они слепили нас, снеговиков. А теперь они строят крепость и катаются на коньках. Скажите, сколько детей строит крепость? Сколько детей катается на коньках? Сколько всего детей играет на нашей полянке?

– Спасибо вам за помощь, а то мы поспорили друг с другом, и никак не могли получить правильный ответ. От споров даже таять начали. Вы нас спасли.

– Пойдемте дальше. Здесь опять дорожка делится. В какую сторону нам дальше идти? Что нам должно встретиться на пути?

Опять какой то конверт на пути. Давайте посмотрим, что в нем есть.

4. Задача на смекалку.

Задание 2. Отсчитайте 6 палочек. Из них постройте домик. А теперь переложите (уберите) 2 палочки так, чтобы получился флажок (прямоугольник).

– И с этим заданием вы справились. Куда же дальше идти? Подскажите, пожалуйста.

5. Итог занятия.

– Вот и домик лисы. Здравствуй Лиса!

– Здравствуйте, дети. Я рада видеть всех вас вместе. Для вас я приготовила игру «Снежинки». Хотите поиграть?

(Раздаю игровой материал)

– Найдите сверху четвертую строчку и выложите на нее 10 снежинок.

– Третья снежинка поднялась на одну клетку вверх.

– Шестая снежинка опустилась на две клетки вниз.

– Седьмая – поднялась на две клетки вверх.

– Вторая – на одну клетку вниз.

– Девятая – на три клетки вверх.

– Какая снежинка поднялась выше всех? Какая снежинка опустилась ниже всех?

Вам понравилась игра? Я вам ее дарю на память. До свидания!

– Нам пора возвращаться в группу. Закрывайте глазки. Крибле – крабле – бумс. Открывайте глазки. Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие по сказке? А хотите еще раз побывать в сказке?