Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели:
- Знакомство с образованием числа 10 из двух меньших.
- Закрепление навыков замещения реальных предметов символами.
- Развитие ориентации в пространстве и на плоскости.
- Развитие познавательных процессов.
- Согласование числительных с существительными.
- Активизация речи детей.
- Развитие общей и мелкой моторики.
Планируемые результаты: имеетэлементарное представление о порядковом счете предметов в пределах 10, о составе числа 10 из двух меньших; удерживает в памяти при выполнении действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15 – 20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач.
Оборудование: набор силуэтных картинок: деревья, зайцы; сюжетная картинка «зимние игры»; двухголосные наборные полотна (по количеству детей); комплект карточек с цифрами 1 – 9 (на каждого ребенка); счетные палочки; конверты с заданиями; игрушка лиса; дидактическая игра «снежинки».
Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.
– Ребята, К нам сегодня в гости пришла Почемучка. Она принесла письмо от лисы. Вы хотите знать, что пишет лиса? Посмотрите, какой красивый конверт. Давайте прочтем письмо. Хотите? Тогда слушайте.
Дорогая Почемучка! Я приглашаю тебя к себе в гости. Но чтобы до меня дойти, нужно тебе выполнить по дороге несколько заданий. Тебе одной будет не очень интересно идти по сказочному лесу. Поэтому я приглашаю в гости детей старшей группы. Вместе вы быстрее дойдете до моего домика. Жду вас с нетерпением. Лиса.
– Ну и как? Хотите побывать в гостях у Лисы? Я сейчас скажу волшебные слова, чтобы мы с вами оказались в сказке. Закрывайте глазки. Крибле – крабле – бумс. Можете открыть глазки.
2. Ориентация по плану и в пространстве.
Вот и план пути к домику Лисы. Но на этом плане столько дорог! Давайте мы с вами найдем ту дорогу, по которой мы пойдем в гости. Берите каждый себе по плану и отметьте карандашом нужную дорогу.
На планах дети находят дорогу до домика лисы.
На полу в групповой комнате изготовлены дорожки, соответственно плану.
Держите план дорожки с собой, и в путь. Здесь дорожка разделилась. В какую сторону мы с вами должны повернуть вправо или влево? Мимо каких деревьев мы пойдем?
3. Состав числа 10 из двух меньших.
– Смотрите, вот и елочки. Здесь есть большие и маленькие елочки. Сосчитайте, сколько больших елочек здесь растет? Сколько маленьких? Сколько всего елочек? Как вы получили 10 елочек?
Смотрите, возле елочек в чехарду играют зайки. Сосчитайте их.
Самый маленький устал
И резвиться перестал.
(Отодвинуть зайчика вправо)
А пока он отдыхает,
Сколько зайчиков играет?
Дети выкладывают на двухполосные наборные полотна вертикально, слева цифру, соответствующую количеству играющих зайцев, а справа – отдыхающих.
Вот еще один устал
И резвиться перестал.
А пока он отдыхает,
Сколько зайчиков играет?
Аналогично продолжается работа по образованию числа 10 с помощью чисел 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.
– Молодцы, можно идти дальше. Здесь опять дорожка делится на две. Пойдем прямо или повернем? Кто нам с вами встретился на пути?
Правильно, снеговики. Посчитайте, сколько снеговиков вы видите? Ой, на дорожке лежит конверт. Это, наверное, снеговики приготовили нам задание. Его нужно обязательно выполнить, а то снеговики нас не пропустят дальше.
Задание 1. Дети играли на полянке. Они слепили нас, снеговиков. А теперь они строят крепость и катаются на коньках. Скажите, сколько детей строит крепость? Сколько детей катается на коньках? Сколько всего детей играет на нашей полянке?
– Спасибо вам за помощь, а то мы поспорили друг с другом, и никак не могли получить правильный ответ. От споров даже таять начали. Вы нас спасли.
– Пойдемте дальше. Здесь опять дорожка делится. В какую сторону нам дальше идти? Что нам должно встретиться на пути?
Опять какой то конверт на пути. Давайте посмотрим, что в нем есть.
4. Задача на смекалку.
Задание 2. Отсчитайте 6 палочек. Из них постройте домик. А теперь переложите (уберите) 2 палочки так, чтобы получился флажок (прямоугольник).
– И с этим заданием вы справились. Куда же дальше идти? Подскажите, пожалуйста.
5. Итог занятия.
– Вот и домик лисы. Здравствуй Лиса!
– Здравствуйте, дети. Я рада видеть всех вас вместе. Для вас я приготовила игру «Снежинки». Хотите поиграть?
(Раздаю игровой материал)
– Найдите сверху четвертую строчку и выложите на нее 10 снежинок.
– Третья снежинка поднялась на одну клетку вверх.
– Шестая снежинка опустилась на две клетки вниз.
– Седьмая – поднялась на две клетки вверх.
– Вторая – на одну клетку вниз.
– Девятая – на три клетки вверх.
– Какая снежинка поднялась выше всех? Какая снежинка опустилась ниже всех?
Вам понравилась игра? Я вам ее дарю на память. До свидания!
– Нам пора возвращаться в группу. Закрывайте глазки. Крибле – крабле – бумс. Открывайте глазки. Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие по сказке? А хотите еще раз побывать в сказке?