Метод проектов возник в США в конце XIX века. Интересен тот факт, что его поначалу применяли только в сельскохозяйственных школах, а в конце первого десятилетия XX века он был перенесен в общеобразовательную школу. К тому времени в педагогической литературе появился и сам термин «метод проектов». Профессор Колумбийского университета У. Килпатрик разработал психолого-педагогическое обоснование данного метода, придерживаясь теоретической установки американского философа Дж. Дьюи. Согласно этой установке в основе эффективной познавательной деятельности ребенка лежит тождественность интереса и действия, поскольку «настоящий интерес получается при отождествлении личности через действия с предметом или идеей» [1].
Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов, в частности, в обучении иностранному языку, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеобразовательной школе, развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Разработка должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2]: например, можно изготовить коллажи, афиши и объявления, провести исследование с последующим оформлением, продемонстрировать модели с необходимыми пояснениями, составить план посещения различных мест с иллюстрациями, организовать интервью с описанием результатов беседы и др..
При организации проектной работы необходима значительная подготовка со стороны учителя. Роль учителя различна на различных этапах проектирования. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника новой информации, координатора. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т. е. акцент делается не на преподавание, а на учение [3].
Учителю необходимо определиться с темой и задачами, продумать, какую помощь можно будет оказать своим ученикам, не давая готовых решений. Строгого контроля тоже не должно быть, учащиеся должны иметь возможность выразить свои собственные идеи. Работа над проектом способствует раскрытию талантов детей, например оформительских или музыкальных, которые тоже не менее важны, чем умение писать на английском языке.
Я выбрала групповой исследовательский проект с элементами творческой деятельности и предусматривающий помощь родителей в поиске информации и переводе ее на английский язык, используя Интернет или словари. Исследование проводится классом, а каждый отдельный ученик изучает свой аспект. Результаты, полученные учениками, суммируются, давая конечный результат исследования.
Наш проект, как и любая проектная деятельность, проводится поэтапно в следующем порядке:
- Постановка задачи.
- Оценка значимости результата проектной работы.
- Структурирование содержательной части работы, с распределением ролей и изучаемых аспектов.
- Оформление результатов исследований.
- Обсуждение конечного результата проекта.
Тема проекта: «Путеводитель по Австралии».
Цели и задачи:
- Познакомить детей с новой страной изучаемого языка, дать представление о населении, природе, климате, флоре и фауне, познакомить с новыми географическими названиями, названиями животных, птиц, городов, праздников на английском языке;
- Способствовать развитию самостоятельности, активности, инициативности в процессе работы в группе;
- Развить навыки работы с различными источниками информации, в том числе навыки по использованию цифровых технологий;
- Развить навыки рефлексии и самоконтроля;
- Обогатить отношения ребенка и родителей опытом совместной деятельности, через формирование представлений о культуре и жизни другой страны;
- Воспитать толерантное отношение к представителям иной культуры, уважительное отношение ко всем участникам проекта.
Участники проекта: 3 класс (13 человек).
Время реализации проекта: 2 недели.
Вид проекта: групповой, творческий.
Ведущая деятельность: поисковая, творческая.
Результат проекта: красочный путеводитель по Австралии.
Данная проектная работа первая в серии проектов по учебнику “FORWARD”, поэтому в качестве опоры детям предлагаются карточки с планом работы над аспектом.
Каждый учащийся из класса получает определенный аспект для самостоятельного изучения, его задача оформить одну страничку для путеводителя. Стиль, количество иллюстраций, рисунков или фото ученик выбирает сам. А также, он самостоятельно выбирает источник для поиска информации, учитель может только натолкнуть на мысль, подсказать. Для помощи нужно привлечь родителей, т. к. ребенку наверняка потребуется обращение к интернет-ресурсам, использование принтера, фотоаппарата или сканера.
Конечно, основная поисковая работа ведется во внеурочное время, но на уроке нужно обязательно отводить время (5-10 мин), чтобы потрудиться над проектом. На переменах, до урока или после него учитель может поинтересоваться ходом работы. Кроме того, нужно стимулировать, чтобы учащиеся сами обращались к учителю, если будут возникать трудности. Учащиеся учатся самостоятельно анализировать предлагаемые источники информации. И учителю в этом процессе принадлежит активная роль. Он должен объяснить, каким образом следует работать с источниками.
Способ презентации проекта в значительной степени зависит от вида конечного продукта: это может быть схема, буклет, видеозапись, спектакль, стенгазета, устная презентация и т.д. В нашем случае презентация проходит в виде оформления путеводителя в единый журнал с дополнительной устной презентацией каждой странички. Хочется отметить, что устная презентация, хоть и кажется на первый взгляд самым простым видом презентации, всегда включает определенную долю риска для самого ученика, потому что многие не могут выразить мысль на английском языке. Это может привести к разочарованию, а далее и к нежеланию выполнять подобного рода задания. Поэтому в нашем проекте используются карточки-опоры, в которых указываются вопросы, план работы, сам аспект изучения и другая организационная информация (Приложение 1).
Работа по подготовке к проекту ведется систематически, поэтому наряду с работой по формированию языковых и речевых умений учащихся в рамках данного проекта необходимо обучать их стратегии и тактике группового общения, что очень пригодиться при защите проекта. Большое значение имеет при этом целенаправленное обучение коммуникативным речевым клише (я думаю…, я считаю…, что касается меня… и др.). Тренировать учащихся в использовании подобного рода клише рекомендуется в течение всего периода обучения, т. к. они необходимы при проведении дискуссии в группе, при составлении диалогов по ситуациям, при самостоятельном высказывании по теме.
Для защиты проекта отводится отдельный урок (в идеале во внеурочное время), на котором учащиеся собирают путеводитель воедино, рассматривают и обсуждают иллюстрации, отвечают на вопросы учителя и сверстников. Учитель должен заранее продумать вопросы для каждого ученика, согласно его изучаемому аспекту.
На презентацию проекта можно пригласить учащихся из младших классов, которые будут выступать в качестве зрителей, и учащихся постарше, которые создадут экспертную группу (могут задавать вопросы по страничкам). А также дети вместе оформляют обложку для путеводителя, используя заранее приготовленные фото, надписи и рисунки. Путеводитель можно оставить в классе и показать родителям на собрании.
Учащимся всегда очень важна оценка их деятельности, а оценка проектной работы – очень непростое дело. Учителю не стоит при защите исправлять языковые ошибки, если они не мешают пониманию[3]. Отметка должна быть за проект в целом, за уровень проявленного творчества, за четкость презентации. Что очень важно, отметка должна быть одинаковой у всех учащихся, принявших участие в проекте, т.к. разница может повлиять на веру учеников в свои силы. Не нужно заострять внимание на ошибках, лучше похвалить их за усердный труд и старание, за творческий подход, отметить изюминку каждой работы, значимость ее в проекте. Все это укрепит веру в себя, ученики с желанием и энтузиазмом будут выполнять очередную проектную работу.
Список литературы:
- Дьюи Д. Дальтонский лабораторный план. – Изд. 3-е: «Новая Москва», 1925.-18 с.
- Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки в школе. – №3, 1991. – с. 26–32
- Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения.– Минск: ТетраСистема, 2007. – 352с.
- Fried-Booth Diana L. Project Work (in Resource Books for Teachers). Ed. By Alan Maley. – Oxford, 1988. – 53 p.