Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11. 2009г №655), устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Содержание программы должно строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, соответствовать возрасту и психолого – педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей.
Образовательная область – это совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности.
Образовательные области, выделенные в ФГТ:
- “Физическая культура”;
- “Здоровье”;
- “Безопасность”;
- “Социализация”;
- “Труд”;
- “Познание”;
- “Коммуникация”;
- “Чтение художественной литературы”;
- “Художественное творчество”;
- “Музыка”.
Содержание образовательных областей:
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Физическая культура”.
Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Здоровье”.
Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Формирование начальных представлений о здоровом образе.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Безопасность”.
Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы поведения;
- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего и мира природы ситуациям.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Социализация”.
Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- Развитие игровой деятельности детей;
- Формирование положительного отношения к себе;
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Труд”.
Цели: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- Развитие трудовой деятельности;
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Формирование первичных представлений о труде взрослых.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Познание”.
Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
- Сенсорное развитие детей;
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Коммуникация”.
Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной
- речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- Практическое овладение нормами речи.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Чтение художественной литературы”.
Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- Развитие литературной речи;
- Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Художественное творчество”.
Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- Развитие детского творчества;
- Приобщение к изобразительному искусству.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Музыка”.
Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- Развитие музыкально-художественной деятельности;
- Приобщение к музыкальному искусству;
- Развитие музыкальности детей;
- Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Психологическую основу принципа интеграции составляют возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста:
- поведение и деятельность дошкольника целостно, недостаточно дифференцированно;
- восприятие целого происходит раньше восприятия частей (восприятие связано с мышлением, памятью);
- познавательные процессы лишь постепенно дифференцируются, становятся самостоятельными, произвольными и опосредованными.
Присущие ребенку-дошкольнику наглядно-образное мышление и целостное восприятие окружающего мира являются своеобразным фундаментом его развития. Это означает, что “прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать интегральный образ действительности на уровне воображения” (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, ТВ. Кудрявцев и др.). А значит, важнейшей задачей психолого-педагогической работы в детском саду является задача формирования у ребенка целостной картины мира. Реализация данной задачи в логике ФГТ должна опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста, а именно – не на дробление и деление образовательного процесса по “предметному принципу”, а на интеграцию и взаимодействие образовательных областей.
Педагогическая интеграция, по мнению В.С.Безруковой, – это установление связей и отношений педагогическими средствами и ради педагогических целей. Педагогическая интеграция имеет несколько существенных характеристик, определяющих ее категориальный статус. Чаще всего интеграция рассматривается, как процесс и как результат этого процесса. В качестве процесса интеграция рассматривается, как “непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом” (В.С.Безрукова). В качестве результата интеграция выступает, как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом.
Интеграция образовательных областей:
Содержание образовательной области “Физическая культура” интегрируется со следующими образовательными областями.
“Здоровье” | Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. |
“Познание” | Развитие двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности. |
“Музыка” | Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе физических качеств и основных движений детей. |
“Социализация” | Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных ценностных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности. |
“Коммуникация” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования. Игровое общение. |
“Труд” | Накопление опыта двигательной активности. |
Содержание образовательной области “Здоровье” интегрируется со следующими образовательными областями.
“Физическая культура” | Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей. |
“Познание” | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. |
“Социализация” | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни. |
“Безопасность” | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья. |
“Коммуникация” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека. |
Содержание образовательной области “Безопасность” интегрируется со следующими образовательными областями.
“Здоровье” | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. |
“Познание” | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представление о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. |
“Социализация” | Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания. |
“Коммуникация” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. |
“Труд” | Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности. |
Содержание образовательной области “Социализация” интегрируется со следующими образовательными областями.
“Физическая культура” | Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами. |
“Познание” | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире. |
“Безопасность” | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира. |
“Коммуникация” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения. |
“Труд” | Формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности. |
Содержание образовательной области “Труд” интегрируется со следующими образовательными областями.
“Физическая культура” | Развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда. |
“Познание” | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и детей. |
“Безопасность” | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности. |
“Коммуникация” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых. |
“Социализация” | Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых. |
Содержание образовательной области “Познание” интегрируется со следующими образовательными областями.
“Здоровье” | Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. |
“Чтение художественной литературы” | Решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы – формирования целостной картины мира. |
“Безопасность” | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы. |
“Коммуникация” | Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. |
“Социализация” | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. |
“Труд” | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности. |
“Художественное творчество” | Расширение кругозора в части изобразительного искусства. |
“Музыка” | Расширение кругозора в части музыкального искусства. |
Содержание образовательной области “Коммуникация” интегрируется со следующими образовательными областями.
“Здоровье” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека. |
“Чтение художественной литературы” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи. |
“Безопасность” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. |
“Познание” | Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. |
“Социализация” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения. |
“Труд” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых. |
“Художественное творчество” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. |
“Музыка” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки. |
“Физическая культура” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования. Игровое общение. |
Содержание образовательной области “Чтение художественной литературы” интегрируется со следующими образовательными областями.
“Познание” | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. | |
“Коммуникация” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи. | |
“Социализация” | Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений. | |
“Художественное творчество” | Развитие детского творчества. |
Содержание образовательной области “Художественное творчество” интегрируется со следующими образовательными областями.
“Познание” | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества. |
“Коммуникация” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. |
“Безопасность” | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. |
“Чтение художественной литературы” | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. |
“Труд” | Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности. |
“Физическая культура” | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. |
“Музыка” | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. |
Содержание образовательной области “Музыка” интегрируется со следующими образовательными областями.
“Познание” | Расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства. |
“Коммуникация” | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки. |
“Социализация” | Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающему мире в части культуры и музыкального искусства. |
“Физическая культура” | Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности. |