Урок счета для детей со сложной структурой дефекта на тему "На День рождения к Колобку". 2-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 2


Цель: Познакомить с числовым рядом в пределах 5.

Задачи:

Образовательные:
– Закрепить умение узнавать цифру 5;
– Закрепить умение выполнять приемы предметно-практической деятельности – пересчитывать предметы в группе, отсчитывать заданное число предметов и обозначать цифрой их количество;
– Закрепить знание геометрических фигур и умение определять форму предметов в бытовом окружении;
– Закрепить понятия “прямой, обратный счет”.

Коррекционно-развивающие задачи:
– Развивать мышление, зрительное восприятие, произвольное внимание, память.

Воспитательные задачи:
– Воспитывать общеучебные навыки;
– Воспитывать интерес и потребность в эмоциональном общении с педагогом в процессе урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Психологический этюд “Солнышко”.

Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как у вас улучшается настроение. Солнышко поднялось высоко в небо (потянулись). Его лучики пригревают нас, наполняют нас энергией. Подставьте лицо солнышку, закройте глазки. Дышите и улыбайтесь. Вам хорошо! Посмотрите на меня. Вы полны сил! Вам хочется внимательно меня слушать, выполнять мои задания, правильно отвечать на мои вопросы. На уроке вы будете работать со знакомыми цифрами, считать предметы и обозначать их количество цифрой, работать с числовым рядом.

II. Повторение пройденного.

(Изображения разных сказочных героев.) Кто из этих героев похож на солнышко? (Колобок.)

Из муки он был печен
На сметане был мешен,
На окошке он студился,
По дорожке покатился,
Был он весел, был он смел,
И в пути он песни пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка,
А когда малыш в лесу
встретил рыжую лису,
от нее уйти не смог…
что за сказка? (Колобок).

Учитель выставляет в процессе чтения фигуры героев на фланелеграф.

1. – В нашей сказке колобка никто не съест. Его только испекли. А значит, у него День рождения! Колобок хочет отпраздновать свой День рождения. Мы поможем накрыть ему праздничный стол. А гостями будут все герои этой сказки. Давайте их посчитаем (считают фигуры на фланелеграфе – 5).

– На прошлом уроке мы познакомились с числом и цифрой 5. Найдите эту цифру среди остальных.

4 2 5 3 1 (на доске)

2. – Скажите, что вам было задано на дом?

(1. Написать цифру 5 в тетради.
2. Задание на карточках: посчитать, сколько предметов изображено в каждой строке и записать).

– Проверим первое задание. Откройте тетради и покажите, как вы написали цифру 5. Оценка.

3.Сейчас я проверю, хорошо ли вы запомнили эту цифру и сможете ли вы ее узнать. Задание “Корректурная проба” – обведи в кружок все цифры 5.

4. Молодцы! Все нашли цифру 5. В нашей сказке 5 героев. Поможем Колобку накрыть праздничный стол.

Работа с набором геометрических фигур “Учись считать”– каждый ребенок работает на парте, а учитель выставляет на фланелеграф.

Нужно поставить 5 тарелок. Тарелка по форме какая? Значит, какая геометрическая фигура напоминает по форме тарелку? Отсчитайте 5 кругов.

Каждого гостя угостим печеньем. На какую геометрическую фигуру похоже печенье? Значит, печенье по форме какое? Отсчитайте 5 квадратов.

Каждому положим салфетку. На какую геометрическую фигуру похожа салфетка? Значит, она какая по форме? Отсчитайте 5 треугольников.

Стол для праздника готов!

5. Чтоб героям не было скучно, организуем игры и задания!

Расскажите гостям Колобка, изображения каких предметов вы считали вчера на карточках и сколько их было. При этом выставляйте на парте нужную цифру из геометрического набора (проверка второй части домашнего задания, оценка). Учитель выставляет на наборное полотно числовой ряд.

1 5 3 2 4

III. Основная часть урока. Работа с числовым рядом.

1. Цифры стоят в правильной последовательности? Они перепутались. Давайте посчитаем до 5. Сначала хором, потом по выбору. Теперь поставьте цифры по порядку каждый у себя на парте, а Илья у доски.

1 2 3 4 5

Это прямой счет до 5. Давайте прочитаем его еще раз (хором). Настя, расскажи прямой счет до 5. Алена,…

Теперь Колобок и его гости тоже умеют считать от 1 до 5 – знают прямой счет.

2. Колобок: “1, 2, 3, 4, 5 – в лес сейчас пойдем гулять!”

Учитель: Колобок захотел с гостями в лес сходить на прогулку. Здесь три дороги, по одной пойдешь – в болото попадешь, по второй пойдешь – в горы попадешь, а по третьей пойдешь – в лес попадешь. Какая же дорога ведет в лес? Ребята, я вам подскажу. Нужная схема дороги спрятана в цифре 5. Найдите ее. А теперь помогите Колобку найти нужную дорогу.(Ребенок берет на доске цифру 5, на обратной стороне схема дороги. На полу из лент три дороги. По схеме дети находят нужную).

Физкультминутка.

Отрабатывать точное прохождение по ленточке мелкими шагами.

1, 2, 3, 4, 5 дружно в лес идем гулять.
На поляне очутились,
покружились, порезвелись,
нашли ягодку, грибок,
положили в кузовок.
1, 2, 3, 4, 5 – возвращаться нам пора.

(По дорожке возвращаются на места.)

3. Работа с карточкой 2. Нужно помочь Колобку выполнить следующее задание – сосчитайте колечки на пирамидках и под каждым рисунком запишите нужную цифру. Назовите числа по порядку, начиная с самого маленького. Какой это счет: прямой или обратный? (прямой)

4. Игра “Живые числа”. Свойства числового ряда.

У каждого ребенка бейджик с номером: учитель – 1, воспитатель – 2, Илья – 3, Алена – 4, Настя – 5.

Учитель: Построимся по порядку. Когда услышите свое число, вставайте в ряд: 1, 2, 3, 4, 5.

На доске несколько строк числового ряда с пропущенными числами.

Учитель задает вопрос, ребенок с соответствующим числом заполняет окошечки в числовом ряду.

Илья, ты число 3. Ответь, за каким числом стоит число 3? Впиши. Прочитай свой числовой ряд. Это счет прямой или обратный?

1… 3 4 5

Алена, ты число 4. Возьми за руки своих соседей, назови соседей числа 4. Впиши. Прочитай свой числовой ряд. Это счет прямой или обратный?

1 2 … 4 …

Настя, ты число 5. Какое число стоит перед числом 5. Впиши. Прочитай свой числовой ряд. Это счет прямой или обратный.

1 2 3 … 5

5. Колобок приглашает друзей на поляну с цветами. Пройди по числовой дорожке. (На полу выложен числовой ряд, каждый ребенок по очереди проходит вперед по цифрам и считает). Это прямой числовой ряд. А теперь пойдем обратно и будем считать. Мы пришли обратно. Это обратный числовой ряд. Колобок хочет дать вам домашнее задание на карточках: Посчитай бусины и под каждым рисунком впиши нужные цифры (обратный числовой ряд).

IV. Итог урока.

Колобок благодарит вас за то, что вы научили его и гостей считать – познакомили с числовым рядом. Какое число у нас самое большое? Правильно, мы познакомились с числовым рядом в пределах 5, с прямым и обратным счетом. (Оценка работы каждого учащегося.)