В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребенка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.
Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направление усилий по сохранению и укреплению здоровья играет в этом не маловажную роль. Культурный человек не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени. Свою долю ответственности за здоровье учащихся несет система образования. Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа и спортивно – массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решений зависит от правильного, четкого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие (директор ОУ, завуч – куратор, председатель методического объединения, классные руководители, медицинский работник, родители, совет спортивного клуба, попечительский совет школы).
Только совместная работа всех звеньев управления школы дает возможность грамотно и целесообразно организовывать спортивно – массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.
Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта. Ведется совместная работа учителей физкультуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся занимающихся спортом, проводится анкетирование учащихся.
Цель анкетирования выявить наиболее популярные виды спорта, а так же интерес школьников в изучении предмета. С помощью анкетных данных выявляем группы риска учащихся с малоподвижным образом жизни.
В анкету входят вопросы:
- Занимаетесь ли вы спортом? Каким?
- Занимаются ли родители с тобой физической культурой
- Что бы ты хотел дополнить к уроку физической культуры?
Анкетные данные помогли выявить классы с наибольшим риском. Где ребенок предоставлен сам себе. Его досуг не организован. Данную проблему обсуждаем на педагогических советах, с классными руководителями. Даем рекомендации на общешкольных собраниях, приглашаем медицинских работников, тренеров спортивной школы, с целью ознакомления родителей и детей со здоровьесберегающими технологиями.
Задачи учебного предмета физическая культура: формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно – оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить три основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счет 2 -3 уроков физической культуры крайне сложно, а порой невозможно.
Поэтому мы используем резервы физкультурно – оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно – спортивную работу. Осуществляем это с учреждениями дополнительного образования. Поддерживаем связь с ДЮСШ по таким видам спорта, как легкая атлетика, волейбол, баскетбол, бокс, шахматы, футбол, карате – до.
Оздоровительная роль достигается:
- организацией учебного процесса с учетом состояния здоровья школьников;
- обеспечение гигиенических условий;
- предупреждение травматизма;
Внеклассные спортивно – массовые мероприятия включают в себя такие соревнования как:
декада физической культуры и ОБЖ, в которую входят президентские состязания, конкурс рисунков о спорте и ЗОЖ, конкурс меткий стрелок, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, стритбол, гандбол, пионербол, “Веселые старты”, шашки, настольный теннис.
- Месячник ГО
- Дни здоровья и спорта
- “А ну-ка, парни!”
- “Безопасное колесо”
- Турнир, посвященный памяти Николаева.
Спортивные праздники проводим совместно с разными школами района. Сотрудничаем со специалистами отдела физической культуры и спорта.
В своей работе особое внимание уделяется основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального–дифференцированного подхода с учетом психолого-педагогических исследований. Уделяется внимание методике и технологии современного урока, обсуждаются новинки в методике проведения уроков, внеклассных мероприятий, здоровьесберегающих технологий учащихся. в центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой, проектной деятельности, подготовки к экзаменам. Большая роль отводится исследовательской работе, такой как графический анализ. Диаграмма состояния здоровья учащихся, графический анализ видов заболеваний учащихся, диаграмма качества обученности школьников. Анкетирование учащихся с целью выяснения состояния двигательной активности учащихся и их родителей с целью оздоровления и семейного воспитания, учета пожеланий и выявления наиболее популярных видов спорта.
В целях совершенствования системы Олимпийского образования школьников, стимулирования изучения ими основных Олимпийских знаний, популяризации творческого труда выдающихся олимпийцев, их благородных поступков, являющихся эффективным методом воспитания подрастающего поколения, проводится конкурс “Лучший реферат”, конкурс рисунков на спортивную тему, тесты по знаниям олимпийского движения.
Спортивно-оздоровительная работа школы № 316
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. Спортивно-оздоровительная работа направлена на снятие напряжения, психической усталости, развития гиподинамии и гипокинезии при умственных нагрузках учащихся школы. Как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии, у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Их рабочий день, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 12-14 часов. Следует отметить, что образ жизни многих современных людей, включая детей школьного возраста, очень близок по сути к “постельному режиму”, ведущему к острой гипокинезии. Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
Единственная профилактика вредных последствий гипокинезии – рациональная организация двигательного режима, включающая различные по характеру и интенсивности нагрузки.
В школе создаются спортивные секции для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта.
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований – Спартакиад. Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся и родителей.
Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутришкольные соревнования являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том, что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.
Задачи на учебный год:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью.
2. Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
3. Формировать у учащихся отношение к здоровью как бесценному дару природы.
4. Создавать возможность учащимися демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.
5. Способствовать пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и занятием спорта.