Интегрированное занятие для детей предшкольного возраста "На Севере снега, мороз, суровая природа"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Способствовать расширению представлений о жизни на крайнем севере, о приспособлении человека к жизни в суровых условиях.
  • Упражнять в словообразовании сложных слов.
  • Закрепить образования притяжательных прилагательных.
  • Согласования числительных с прилагательными и существительными.
  • Формировать положительное отношение к людям разных национальностей их обычаям.
  • Развивать интерес к искусству народов севера.
  • Закреплять, у детей умение создавать коллективное изображение заполняя, весь формат, ориентироваться в пространстве листа.

Предварительная работа:

  • Чтение произведения Н. Сладкова “Разноцветная земля”.
  • Просмотр развивающих фильмов о животных Севера.
  • Рассказ, беседы о жителях Крайнего Севера. Знакомство с народными промыслами, обычаями, народными одеждами и их украшением.

Ход занятия

Ребята послушайте, пожалуйста, загадку

На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместилась вся земля…..(глобус)

Ребята, а вы любите путешествовать?

Давайте сегодня отправимся в путешествие на Крайней Север. А как вы думаете, как можно добраться туда прямо сейчас из детского сада. У меня есть волшебный цветик – семицветик. Давайте вспомним слова, которые произносила девочка Женя, чтобы ее желания исполнились.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели….

Вот мы и оказались с вами на Крайнем Севере.

Какой климат на Крайнем Севере? (Суровый, очень холодно, вокруг ледяные горы, вечная мерзлота, полярная ночь, северное сияние.)

Есть на Крайнем Севере свои чудеса: когда темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Садитесь, пожалуйста на ковер. (Дети садятся на ковер и смотрят видеозапись).

Какие животные живут здесь? (Моржи, тюлени, олени, белые медведи, песец.)

А как животные приспосабливаются к жизни в тундре? Правильно. Они имеют густую шерсть, толстый подкожный слой жира.

Сейчас мы с вами поиграем “Веселый счет”

Мы с вами посчитаем животных, которых назвали:

– один мохнатый белый медведь
– два мохнатых белых медведя
– пять мохнатых белых медведей

– один рогатый олень
– два рогатых оленя
– пять рогатых оленей

– один большой морж
– два больших моржа
– пять больших моржей

– один неуклюжий тюлень
– два неуклюжих тюленя
– пять неуклюжих тюленей

А теперь давайте скажем, одним словом:

Д/И “ Скажи, одним словом”
– длинные усы – длинноусый
– острые зубы – острозубый
– короткие уши – короткоухий
– толстые лапы – толстолапый
– длинная шерсть – длинношерстный

На Крайнем Севере живут разные народы, а какие народы вы знаете? (Ненцы, ханты, чукчи, эскимосы, нанайцы.)

Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому – что Крайней Север – это их родной дом, малая Родина, которую они любят всем сердцем.

А чем занимаются жители Крайнего Севера? (Ловят рыбу, занимаются оленеводством, охотятся.)

А как люди одеваются? (Тепло.)

Из чего люди Крайнего Севера изготавливают свою одежду? (Из кожи морских животных, оленьих шкур.)

Правильно, они изготавливают свою одежду из того материала, который могли раздобыть.

Давайте вспомним, как называется традиционная одежда жителей Крайнего Севера. (Мужская шуба – малица, женская шуба – ягушка, паница.)

А как называется обувь жителей? (Пимы, унты.)

Чем украшена одежда, обувь? (Узором – орнаментом, украшена аппликацией из меха другого цвета.)

В орнаменте народы Севера, какой узор использовали? (Разноцветные полоски, вертикальные, горизонтальные, ромбовидный узор.)

Жители Крайнего Севера использовали древней орнамент.

Какие изображения были в орнаменте? (Оленьи рога, лисьи лапы, медвежьи ушки, заячьи ушки, оленья тропа.)

Ребята, а что еще украшали орнаментом жители Крайнего Севера? (Свой дом.)

А как он называется? (Чум.)

Чум похож на шалаш, покрытый оленьими шкурами.

Ребята, а давайте вспомним игру “Белый шаман”.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения.

В центре круга – водящий белый шаман. Встает на колено и бьет в бубен ритм. Затем подходит к играющему и отдает бубен, получивший бубен должен повторить ритм проигранный водящим.

Молодцы ребята много знаете вы о Крайнем Севере.

Давайте с вами вернемся в детский сад и создадим, картину Крайнего Севера, сделаем аппликацию национальным костюмам, чумам.

А вернутся, нам поможет цветик – семицветик.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по–моему вели…..

Вот мы и вернулись в детский сад. Садитесь, пожалуйста, на свои места. Вот наша картина, которую мы должны с вами доделать.

Как вы думаете, почему картина черна – белая? (Черная – полярная ночь, белая – снег.)

Дети выполняют аппликацию на основе орнамента Севера. Во время аппликации включить аудиозапись мелодий народов Севера. Выполненные работы дети размещают на картину, также размещают силуэты оленя, белого медведя.