Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе детей с ОНР на логопункте ДОУ "В гостях у солнышка"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: автоматизация шипящего звука “ш” в слогах и словах.

Задачи: развивать артикуляционную моторику;
закреплять представления о предлоге;
продолжать формировать фонематический слух;
обогащать словарный запас;

Ход занятия

1. Организационный момент.

Утро. Солнышко проснулось и захотело осветить и обогреть Землю, но оказалось, что лучиков нет. Они растерялись. Поможем солнышку собрать свои лучики, они здесь. А поможет нам солнечный зайчик, который в фонарике.

Солнечный зайчик, лучик золотой,
Ты такой забавный, ласковый, смешной…
Спрыгни к нам с окошка,
Поиграй немножко.

2. Понимание и употребление предлогов.

Под столом первый лучик.

– Где первый лучик?
– Откуда ты достал лучик?

На ковре второй лучик.

– Где второй лучик?
– Откуда ты взял лучик?

За картиной третий луч.

– Где спрятался этот лучик?
– Откуда взяли?

Около шкафа четвертый луч.

– Где оказался последний лучик?

3. Артикуляционная гимнастика.

Вот все лучики собрались, и Солнышко осветило и обогрело Землю. Наш веселый язычок обрадовался и вышел погреться на солнышке. Лег он на крылечке своего домика и загорает: “Лопатка”.

Вдруг солнышко спряталось, подул ветерок, и язычок съежился – стал узеньким: “Иголочка”.

А потом пошел дождь, и язычок спрятался в свой домик. А там котенок. Он сердит, что язычок его не взял с собой. Язычок налил котенку молочка в чашечку: “Чашечка”.

И котенок стал пить молочко из чашечки: “Лакательные движения языком”.

Напился котенок и лег спать. А язычок стал пить чай с блинами:“Лопатка”.

Блинчики намазывал вареньем вкусным малиновым: “Вкусное варенье”.

Молока, чаю напились – никто не обижен, мы губки оближем: “Круговые движения языком по кругу”.

4. Автоматизация в слогах и словах.

Вот дождь кончился, и засияло солнышко в вышине.

Чудо – лучик, чудо – зайчик
По дорожке побежал
Поиграть он нас позвал.

Вышел на дорожку гусь, увидел солнечный лучик – зайчик и от удивления зашипел. Покажите гуся, повторяйте за ним:

Ш-ш-ш
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ши-ши-ши

Затем стал лучику говорить слова, повторяйте:

Ша-ша-ша – шапка, шаль, шахматы
Шо-шо-шо – шов, шепот, шок
Шу-шу-шу – шуба, шутка, шум
Ши-ши-ши – шина, шипы, шиповник

5. Физкультминутка.

Чудо – лучик, чудо – зайчик, Движения детей.
Он попрыгал, словно мячик, Соответствуют тексту.
Покружился, полетал,
По дорожке побежал,
Поиграть он нас позвал.

6. Развитие фонематического восприятия.

– Приготовьте ладошки. Нужно хлопнуть, если услышите звук “ш”:

Шайба, шарф, санки, шуба, мишка, пышка, солнышко, сапоги, шапка, нож, ножик, снег, чашка, шум.

7. Подбор слов со звуком Ш.

– Дети, назовите слова в которых есть звук Ш.

8. Понимание и употребление предлогов. Развитие связной речи.

Игра “на” или “в”.

– Побежал лучик по дорожке и попал на огород. Насобирал целую корзинку овощей. Где они растут – на грядке или в земле? Возьмите любой овощ и скажите где он растет НА или В земле.

9. Итог занятия.

– Мы занимались, играли. Устали. Отдохнем, полежим на солнышке.

Звучит музыка “Спокойное море”.

Будто мы лежим на травке
На зеленой, на муравке.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.

– Дышится легко, ровно, глубоко.
– Хорошо полежать, понежиться на солнышке, но пора вставать.

За работу логопед детей поощряет маленькими сюрпризами-солнышками.