Открытый урок "Прибавление числа 5 с переходом через десяток"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель:. Сформировать у учащихся разные приемы прибавления числа 5 с переходом через десяток и включить изученный материал в систему знаний.

Задачи урока:

Образовательные задачи.

  • Актуализировать умение прибавлять разными приемами число 5, состав числа 5. Моделирование прибавления числа 5.
  • Закрепить умение моделировать и решать задачи .

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать интерес к математическим знаниям.
  • Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Развивающие задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия.

1. Организовывать рабочее место, свою деятельность.

2. Принимать, ставить учебно-познавательною задачу.

3. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

4. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно следственных связей.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • Использование моделей, схем при решении задач примеров, алгоритм прибавления числа 5 разными приемами.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • Использовать речь регуляции своих действий. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Методы, используемые на уроке:

  • Словесные, наглядные, практические, частично поисковые, приёмы нахождения нужного способа действий, приёмы анализа и синтеза, классификация, сравнение, аналогия и обобщение.

Ход урока

1. Орг. момент. Актуализация знаний.

Доброе утро!

(стих. Доброе утро!)

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! - солнышку, птицам!
Доброе утро! - улыбчивым лицам!
Доброе утро, девчонки!
Доброе утро, мальчишки!
Доброе утро, гости!

Сегодня у нас необычный урок. Урок исполнения желаний!

А поможет нам осуществить желания – Цветик-семицветик.

И первое желание мое - вы не будете против?

- Я хочу, чтобы вы решили задачи - шутки. (ученик вы ходит к доски, выставляет ответы)

1)

Карандаш один у Гриши.
Карандаш один у Миши.
Сколько же карандашей у обоих малышей?

2)

На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)

3)

Два мяча у Ани.
Два мяча у Вани.
Два мяча, да два.
Сколько их? Сообразишь? (4)

4)

Два кубика у Маши.
Четыре у Наташи.
Вы кубики все эти
Скорей считайте дети? (6)

5)

Пять ворон на крышу сели
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро. смело.
Сколько всех их прилетело? (7)

- Какое число пропущено? Поставьте его на место.

- О каком числе мы сегодня будем говорить? - 5

А теперь ваша очередь загадать желание.

2 ЛЕПЕСТОК

- Хочу узнать что-то новое.

- Разделите эти выражения на 2 группы ?

9+4 9+5
8+4 8+5
7+4 7+5

- По какому признаку? Сформулируйте тему нашего урока?

- Тема: Прибавление числа 5 с переходом через десяток. (слайд 1).

Цель урока? Цель: (слайд 2).

Задачи урока: (слайд 3).

- Итак, первая задача, вспомнить состав числа 5.

- Ребята сегодня второй день весны, но на небе появилась туча и закрыла солнышко.

- Чтобы разогнать тучу выполним несколько заданий: (слайд 4).

1). Выберите примеры с ответом 5, проверяем. (слайд 5).

  • 3+2
  • 2+3
  • 1+4
  • 4+1
  • 3+3
  • 4+2
  • 5+2

Убираем часть тучки.

2) Дополним числа до 5:

  • 5+0
  • 4+1
  • 3+2
  • 2+3
  • 4+1
  • 0+5

Убираем часть тучки. (слайд 6).

3) Сколько у белки грибов? (слайд 7). Как белка может спрятать их в два дупла?

Убираем часть тучки.

5) Я загадала примеры с ответом 5. Отгадайте какой пример я загадала?

  • 5=1+4
  • 5=2+3
  • 5=4+1
  • 5=3+2

Убираем часть тучки. (слайд 8).

Тучка ушла и выглянуло солнышко. Лучи солнца обогрели землю, всем стало тепло и радостно. Я хочу ,чтоб вам на уроке было так же тепло и радостно.

- Вернемся к 1 задаче урока: Вспомнить состав числа 5.

Тема нашего урока: Прибавление числа 5 с переходом через десяток). (слайд 9).

- Что значит с переходом через десяток? (больше 10) Сосчитаем примеры устно:

  • 10+ 1
  • 10+ 2
  • 10+ 3
  • 10+ 4
  • 10+ 5

3) Дополним числа до 10: 9, 8, 7, 6, 5, 4, (слайд 10).

- Итак, вернемся к нашим примерам:

  • 9+ 5
  • 8+5
  • 7+5
  • 6+5.

Как бы вы прибавили? (устно)

- А теперь давайте проверим правы ли ребята? Смоделируем с помощью фишек. Берем пенал с фишками. (1 уч. у доски)

9+5=9+1+4=14 (уч. у доски) Продиктуйте.

- Какой состав числа мы использовали ?( Итак прибавляем к 8-6)

- Итак, сделаем вывод, как можно прибавить 5 разными способами: 1 и 4 и т.д. Следующее ваше желание?

3 ЛЕПЕСТОК Я хочу отдохнуть.

(Танец лисы) - физминутка. (слайд 11). Продолжаем исполнять желания.

4 ЛЕПЕСТОК.

Хочу иметь хорошего друга.

- А что значит, хорошего друга?

- Да друг всегда придет на помощь, если ошибещься друг не засмеется, поправит, объяснит. В задании № 4 на стр. 59 и проверится настоящий друг.

- Тетрадь с наклоном положу,
ручку правильно возьму.
сяду ровно, не согнусь.
За работу я возьмусь!

- Будем записывать примеры в 2 столбика.

Ученик объясняет у доски: 5+7=

Удобнее 7+5. Какое правило применяем? 7+5= (удобнее 7+3+2)=12.

Какой состав числа 5 применил? 5=3+2

(И т.д.) 3 примера. Остальные примеры будем решать в паре. (проверяем)

- Кому понравилось работать в паре? Почему?

- Продолжаем загадывать желания.

5 ЛЕПЕСТОК. Хочу быть взрослым.

- А как вы думаете ,легко ли быть взрослым? Почему?

- Взрослым быть трудно.

- А еще взрослые могут объяснить все или почти все.

А самое главное взрослые умеют работать самостоятельно.

- А сейчас я проверю готовы ли вы стать взрослыми ?

- №5 стр. 60. Читаем задание. Что такое сумма?

Задание будем выполнять по вариантам. (2 ученика у доски.)

- Начертите волшебную линеечку. Поставьте прогностическую оценку. Оцените себя по критерию: умение решать примеры на прибавление числа 5.

– Проверяем.

- А теперь высказывайтесь! (У доски) Кто еще хочет высказаться?

- Продолжаем исполнение желаний.

6 ЛЕПЕСТОК. Хочу оказаться в сказке? (слайд 12).

В какой сказке мы оказались? Как вы догадались? Рассмотрите внимательно картинку.

1 - Составим задачи по этой схеме : +

- Составим задачи по этой схеме -

- Составим задачи с вопросом: На сколько больше, на сколько меньше?

- А сейчас составим задачу по решению: 6+2

- Мне понравилась задача про грибы, повторите ее.Запишите решение самостоятельно (один уч. у доски) - Проверяем, рассуждаем по плану. 9+5=14 грибов всего. Как запишем ответ кратко? Ответ 14 грибов.

- Итак, вернемся к задачам урок. Все ли задачи урока выполнили? (слайд 13).

- Когда вам было легко?

- А где вы испытали трудности ?

- Мы ничего не забыли? (показ рукой) Ой, да у нас остался самый последний лепесток.

7 ЛЕПЕСТОК. Хочу быть сильным

- Что значит сильный человек?

- Но сила человека не только в этом, а вот в чем узнаете решив примеры на карточках. Ответ соответствует какой-то букве.

- Запишите буквы – ответы в таблицу, у вас получится предложение. Прочитайте. Кто первый узнает в чем сила человека?

- Будете работать в паре. (слайд 14).

8+1= А 4-2= И 5-1= С
6+2= З 5+1= Я 5-2= Л
6+1= Н 3+2= Х    

(слайд 15). В знаниях – сила!

- Сегодня вы делаете первые шаги к знаниям. Но вас ждет трудная, но интересная, увлекательная дорога знаний. В добрый путь!