Знакомство с художественной литературой в старшей логопедической группе. Разучивание стихотворения "Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Создать условия для запоминания стихотворения «Белоснежная зима».
  2. Развивать интонационную выразительность речи, обогащая детскую речь новыми художественными образами.
  3. Помочь детям развернуть игру по сделанной модели, используя новый сюжет.

Оборудование:

  • куколка в белоснежном платье «Зима»;
  • имитация снега из пенопласта, «лёд» из полиэтилена;
  • модель леса, изготовленная детьми;
  • разные фигурки лесных зверей и птиц;
  • бумага, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра на дифференцировку звуков -о-, -а-.

Дети стоят в кругу. Воспитатель без звука произносит -а-, -о-. Если «звучит» о, надо стоять, если «звучит» а, надо присесть. Воспитатель может делать неправильные действия, как бы запутывая детей, а дети внимательно смотрят на артикуляцию воспитателя и делают правильно.

2. Знакомство с новым произведением.

У воспитателя « волшебная» коробка, из которой появляется новый сказочный герой-ЗИМА. Показ идет на модели леса, сделанной детьми.

Воспитатель:

  • «Белоснежная зима снова в гости к нам пришла»

Зашуршали деревья (произнесите так, как будто шуршат деревья).

Закричали птицы (произносим как птицы).

Заплакал дождик (грустно).

Увидела Зима голый лес, покачала головой, непорядок.

  • «Как тряхнула рукавом – всё засыпала снежком»

(Воспитатель показывает вместе с куколкой, как Зима тряхнула рукавом, рассыпая при этом имитацию снега.)

  • «Закружилась как юла – землю снегом замела»

(Опять используется имитация снега и Зима рассыпает снег вокруг себя. Воспитатель предлагает детям попробовать, как Зима тряхнуть рукавом; закрутиться как юла. Дети играют и произносят.)

- Увидела Зима зайчика, спрашивает у него, хорошо ли ему зимой живётся. А зайчик отвечает – нет, «дует ветер ледяной, очень холодно зимой».

(Дети как зайчик произносят грустно.)

- Пошла Зима дальше, кого не встретит, со всеми приветливо разговаривает. А заяц побежал друзьям своим рассказывать о зиме. (Дети берут свои маленькие игрушки и встречаются с Зимой).

Белки веселятся:

«Белоснежная зима снова в гости к нам пришла,
Как тряхнула рукавом – всё засыпала снежком,
Закружилась как юла – землю снегом замела.
Дует ветер ледяной.
Очень холодно зимой».

Дети (произносят с весёлой интонацией):

- Медведи пробурчали обиженно, их разбудили, спать не дали (произносится с интонацией обиды).

- Волки и лисы грустно, охота плохая (произносят с грустной интонацией).

- А вот подошла Зима к озеру лесному, полюбовалась им, осторожно на воду наступила, а вода и замёрзла – лёд на озере (озеро закрывается прозрачным полиэтиленом).

Вышел навстречу белоснежной зиме бобёр. Улыбается молодой красавице, здоровается:

- «Здравствуй, русская молодка, раскрасавица-душа» (дети здороваются как бобёр).

А тут все звери подбежали к озеру, тоже здороваются:

- «Здравствуй, зимушка-зима!» (дети повторяют).

Рисунок 1

3. Закрепление целостности восприятия стихотворения.

Сидел на дереве Филин, всё видел, мне рассказал, а я вам.

(Воспитатель читает стихотворение, в руках филин (игрушка), интонация филина.)

Вот только нарисовать он не смог, а мы можем. Давайте нарисуем, как это происходило в лесу.

(Во время рисования воспитатель повторяет различные части стихотворения по разным рисункам.)

4. Рефлексия.

А сейчас выложим наши рисунки как слайды и проговорим под каждый слайд. (Дети развешивают рисунки в нужном порядке и совместно с воспитателем проговаривают стихотворение ещё раз.)

Использованы материалы с сайтов:

  1. http://musica-sad/ucoz.ru
  2. http://numama.ru>zagadki-dlja-mallenkih>