Цели:
- Создать условия для запоминания стихотворения «Белоснежная зима».
- Развивать интонационную выразительность речи, обогащая детскую речь новыми художественными образами.
- Помочь детям развернуть игру по сделанной модели, используя новый сюжет.
Оборудование:
- куколка в белоснежном платье «Зима»;
- имитация снега из пенопласта, «лёд» из полиэтилена;
- модель леса, изготовленная детьми;
- разные фигурки лесных зверей и птиц;
- бумага, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра на дифференцировку звуков -о-, -а-.
Дети стоят в кругу. Воспитатель без звука произносит -а-, -о-. Если «звучит» о, надо стоять, если «звучит» а, надо присесть. Воспитатель может делать неправильные действия, как бы запутывая детей, а дети внимательно смотрят на артикуляцию воспитателя и делают правильно.
2. Знакомство с новым произведением.
У воспитателя « волшебная» коробка, из которой появляется новый сказочный герой-ЗИМА. Показ идет на модели леса, сделанной детьми.
Воспитатель:
- «Белоснежная зима снова в гости к нам пришла»
Зашуршали деревья (произнесите так, как будто шуршат деревья).
Закричали птицы (произносим как птицы).
Заплакал дождик (грустно).
Увидела Зима голый лес, покачала головой, непорядок.
- «Как тряхнула рукавом – всё засыпала снежком»
(Воспитатель показывает вместе с куколкой, как Зима тряхнула рукавом, рассыпая при этом имитацию снега.)
- «Закружилась как юла – землю снегом замела»
(Опять используется имитация снега и Зима рассыпает снег вокруг себя. Воспитатель предлагает детям попробовать, как Зима тряхнуть рукавом; закрутиться как юла. Дети играют и произносят.)
- Увидела Зима зайчика, спрашивает у него, хорошо ли ему зимой живётся. А зайчик отвечает – нет, «дует ветер ледяной, очень холодно зимой».
(Дети как зайчик произносят грустно.)
- Пошла Зима дальше, кого не встретит, со всеми приветливо разговаривает. А заяц побежал друзьям своим рассказывать о зиме. (Дети берут свои маленькие игрушки и встречаются с Зимой).
Белки веселятся:
«Белоснежная зима снова в гости к нам пришла,
Как тряхнула рукавом – всё засыпала снежком,
Закружилась как юла – землю снегом замела.
Дует ветер ледяной.
Очень холодно зимой».
Дети (произносят с весёлой интонацией):
- Медведи пробурчали обиженно, их разбудили, спать не дали (произносится с интонацией обиды).
- Волки и лисы грустно, охота плохая (произносят с грустной интонацией).
- А вот подошла Зима к озеру лесному, полюбовалась им, осторожно на воду наступила, а вода и замёрзла – лёд на озере (озеро закрывается прозрачным полиэтиленом).
Вышел навстречу белоснежной зиме бобёр. Улыбается молодой красавице, здоровается:
- «Здравствуй, русская молодка, раскрасавица-душа» (дети здороваются как бобёр).
А тут все звери подбежали к озеру, тоже здороваются:
- «Здравствуй, зимушка-зима!» (дети повторяют).
Рисунок 1
3. Закрепление целостности восприятия стихотворения.
Сидел на дереве Филин, всё видел, мне рассказал, а я вам.
(Воспитатель читает стихотворение, в руках филин (игрушка), интонация филина.)
Вот только нарисовать он не смог, а мы можем. Давайте нарисуем, как это происходило в лесу.
(Во время рисования воспитатель повторяет различные части стихотворения по разным рисункам.)
4. Рефлексия.
А сейчас выложим наши рисунки как слайды и проговорим под каждый слайд. (Дети развешивают рисунки в нужном порядке и совместно с воспитателем проговаривают стихотворение ещё раз.)
Использованы материалы с сайтов:
- http://musica-sad/ucoz.ru
- http://numama.ru>zagadki-dlja-mallenkih>