Формирование основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста в проекте "Азбука правильного питания"

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: политическим, социально-экономическим и др. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, в том числе и валеологической культуры.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% ‑ от здорового образа жизни и правильного питания. Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. В связи с этим актуально формирование основ правильного питания уже в дошкольном возрасте.
Сегодня содружество валеологической и педагогической наук имеет опыт формирования необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни, в том числе и  основ правильного питания (В.Г.Алямовская [1], Е.А.Бабенкова [3], Ю.Ф.Змановский [2], Г.К.Зайцева[7], Ю.П.Климович[8] и др.).
Авторы утверждают, что становление валеологической культуры дошкольника обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
При организации опыта освоения образовательной области «Здоровье» нами широко применялся метод проектов, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Разработан и реализован информационный проект «Азбука правильного питания» <Приложение 1>

Цель: формирование у детей основ правильного питания, осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи:

  • обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека;
  • формировать умения детей отражать знания, впечатления в продуктивных видах деятельности;
  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки;
  • воспитывать потребность быть здоровым.

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей воспитанников. Реализация проекта осуществлялась в три этапа.
На I этапе работы детям была предложена «Сказка про Кешу и Гошу» (введение в проблему).

«Сказка про Кешу и Гошу»
Жили-были в государстве Неболейка два брата – Кеша и Гоша. Мальчики они были хорошие: маме помогали, игрушки за собой убирали, животных не обижали, по утрам зарядку делали. Только вот беда – Кеша во время еды всегда капризничал: «Не хочу! Не буду! Кашу не люблю! Обед не вкусный!». И мама решила: «Будь по-твоему! Не хочешь есть – не надо! Увидишь, что случится!».
Демонстрация портретов:

  • болезненный Кеша: сутулый, худой и очень грустный;
  • здоровый Гоша: румяный, стройный, веселый.

Вопросы к детям:

  • Где Кеша?
  • Почему ты так решил (а)?

Кеша стал болезненным ребенком – мало у него было сил, нездоровится мальчику. Он не играет, не улыбается, не помогает маме, слушает только грустную музыку (пьеса Чайковского П. «Болезнь куклы»)

Суп не ест, не любит щи,
Исхудал как посмотри!
Вышел на тропинку –
Сдула с ног пылинка.
По дороге зашагал,
Дунул ветер ‑ он упал.
Кешка – малоешка,
Ты побольше еш-ка!

Узнала злая королева Простуда, что обессилел Кеша, и тут как тут! Схватила ослабевшего Кешу и унесла в страну Болейка.
Вопрос к детям:
‑ Как помочь Кеше?
Проблема: Как правильно питаться, чтобы быть здоровым.

В беседе после чтения выяснилось, что знания детей о правилах рационального питания и значении продуктов в сохранении и укреплении здоровья человека носят отрывочный и бессистемный характер. У детей возник интерес, как правильно питаться, чтобы быть здоровыми.
Формы работы II этапа разнообразны. Цикл бесед, экскурсии, ситуации общения способствуют активизации личного опыта детей, обогащению и систематизации знаний по теме проекта. Дети учились логически мыслить, делать выводы и обобщения.
Художественные произведения, использованные в проекте, являются источником знаний о здоровом образе жизни, помогают детям полнее осознать, что главная ценность жизни – здоровье, воспитывают потребность быть здоровыми.
Продуктивная деятельность по теме проекта дает возможность интегрировать полученные знания, стимулирует развитие творческих способностей.
Эффективными методами для закрепления приобретенных знаний о правилах правильного питания, совершенствования партнерских взаимоотношений являются дидактические, сюжетно-ролевые игры, организованные в процессе режимных моментов.

Дидактическая игра «Готовим обед»
Цель. Дать представления детям о продуктах, употребляемых в вареном, жареном и сыром виде.


Рис 1


Рис 2

Материал. Карточки с изображением кастрюли, сковороды, чайника и др. <Рисунок 1>. Карточки с изображением продуктов питания. <Рисунок 2>.

Ход игры. Ведущий-повар предлагает меню, дети выбирают продукты (карточки с рисунками) и рассказывают, что они будут использовать для приготовления первого, второго и третьего блюда.
Можно предложить детям составить праздничное меню, завтрак для спортсмена, туриста.

Кубики «Вкуснятина»
Цель. Дать представление о многообразии продуктов питания, учить классифицировать, развивать логическое мышление.
Материал. 9 кубиков со сторонами разного цвета, каждая сторона обозначает определенный вид продуктов. Например, зеленая – продукты растительного происхождения: горох, фасоль, лук, подсолнечное масло.
Варианты игры:

  1. Выбрать лишний кубик из четырех предложенных.
  2. Воспитатель показывает кубик, дети говорят, что изображено, к какой группе продуктов относится.
  3. Предложить детям 3 кубика разных групп, дети определяют, что в них общего.
  4. Предложить выбрать кубики для составления какого-либо блюда.

Лото «Мы ходили в магазин»


Рис3

Цель. Учить детей ориентироваться в продуктах питания по степени полезности организму человека.
Ход игры. Водящий демонстрирует карточку с изображением продукта, дети находят на большой карточке такой же рисунок; рассказывают о пользе продукта, о витаминах, содержащихся в них. Выигравшим считается тот, кто первым заполнит карточку и даст более полный ответ <Рисунок 3>.

Дидактическая игра «Чудо дерево»
Варианты названия: «Молочное дерево», «Зерновое дерево», «Дерево жизни».
Цель. Учить ориентироваться в многообразии молочных, зерновых, мясных продуктов, их составе.
Материал. Плоскостное дерево с отверстиями на разных уровнях. Набор упаковок от продуктов или их плоскостное изображение (пакет молока, кефира, упаковка творога, сметаны, творожного сырка, коробочка от йогурта, и др.) <Рисунок 4>.

DSC04338Ход игры. Выбрать среди предметов, имитирующих продукты, те, которые изготовлены из молока, зерна, и т.д. и расположить их на более близком или удаленном от исходного продукта (молока) расстоянии. Выбрать среди предметов продукты, наиболее полезные для личного здоровья играющего ребенка, объяснить свой выбор.
Правила. Внизу, под деревом, ставят исходный продукт (например, пакет молока). В следующем ярусе располагаются продукты, изготовленные из молока (творог, кефир). Затем во втором  ярусе располагаются продукты, производные от кефира и творога (йогурт, творожный сырок).

 

Рис 4

Одной из важных сторон реализации проекта является  взаимодействие с семьей. Валеологическое просвещение родителей готовит почву для плодотворной творческо-поисковой деятельности взрослых и детей на всех этапах работы. Выполнение заданий по подбору научно-популярной, художественной литературы, иллюстративного материала по различным темам проекта способствует обогащению детско-родительских отношений, развитию поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы детей и взрослых. В рамках проекта родители участвуют  в создании ситуаций общения «Мамины советы».

Схема ситуации общения «Мамины советы»

  1. История и легенды появления продукта на Руси.
  2. Рассказ о пользе продукта для здоровья человека.
  3. Игры: дидактические, подвижные, хороводные, коммуникативные и др.
  4. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки и др.
  5. Рецепты блюд из данного продукта?
  6. Дегустация.

Тему ситуации общения выбирают мамы самостоятельно (чаще о продуктах наиболее любимых и предпочитаемых в семье их ребенком). Помощь педагогов родителям заключается в отборе содержания в соответствии с возрастом и уровнем познавательного развития детей.
Эта доступная, эффективная форма взаимодействия детей и родителей вызывает повышенный интерес у детей, помогает концентрировать внимание на учебных задачах. Успех данной формы обучения детей обеспечивают непринужденность, эмоциональность общения, активное использование малых фольклорных форм, познавательных рассказов, разных видов игр. Естественное включение семьи в проектную деятельность детей является удачной находкой нашего педагогического коллектива. В родителях мы нашли единомышленников и активных участников работы, направленной на формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.
На заключительном этапе проекта в неформальной обстановке дети, сочиняя сказку «Приключения в стране Неболейка», обмениваются знаниями, мнениями, впечатлениями, эмоциями о том, как правильно питаться, чтобы быть здоровыми.
Итоги освоения содержания проекта «Азбука правильного питания»:

  • Дети имеют представления о том, что такое здоровье, знают, какую роль играет правильное питание в сохранении и укреплении его.
  • Знают правила рационального питания, различают полезные и вредные для здоровья продукты питания.
  • Проявляют, инициативу, самостоятельность в процессе приобщения к здоровому образу жизни.
  • С удовольствием, по собственной инициативе, отражают свои знания, впечатления в продуктивных видах деятельности.
  • Активно общаются со сверстниками и взрослыми, проявляют познавательную и деловую активность.
  • Систематическое, планомерное и совместное воздействие таких факторов, как семья, детский сад, ближайшее окружение, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью.

Практика показала, что знания, умения, навыки, приобретенные в ходе работы над личностно значимой проблемой, присваиваются и закрепляются детьми, превращаются в активный запас знаний и практический опыт и легко переносятся на другие виды деятельности.

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: Линка пресс, 1993.
  2. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник.// Дошкольное воспитание – 1995. - № 6. С.11 ‑17.
  3. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  4. Беляева Н.В.Большой рецептурный кулинарный словарь. – М.,2001.
  5. Громова С.П. Здоровый дошкольник. – Калининград, 1997.
  6. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  7. Зайцева В.В. Полные и худощавые дети. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  8. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. – Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Картушина М. Быть здоровыми хотим. Методическое пособие для занятий с детьми подготовит. группы д/ сада. – Архангельск, 2001.
  10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина и др. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
  11. Сонькин В.Д. Законы правильного питания. – М.: Вентана-граф, 2004.
  12. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
  13. Шорыгина Т.А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2003.